Пакт Н.К. Рериха и современность
Добавлено: 02 апр 2010, 23:12
15 апреля 1935 г. в Нью-Йорке состоялось подписание первого Международного документа в защиту культуры, известного как Пакт Рериха. Значение этого документа трудно переоценить. Он знаменует собой рождение Новой Эпохи, когда Культура, а не политика и экономика должны стать доминантой общественного развития. Пока это понимают далеко не все. Но все громче звучат голоса ученых, которые утверждают, что в основе всех кризисов лежит кризис культуры, что воспитание есть питание культурой, и что именно культура является мостом, способным выстроить диалог между народами, кроме того растет и развивается общественное движение в защиту культурных ценностей, о важности которого когда-то говорил Н.К. Рерих, издаются тысячи книг, пытающиеся осмыслить понятие культуры. В связи с этим помещаем выдержку из статьи Л.В. Шапошниковой, посвященную Пакту Рериху, в которой она не только осмысливает причины создания этого документа, но проводит параллели с современностью.
В XX веке ситуация с Культурой сложилась не лучшим образом. Первая мировая война, всякого рода военные стычки, революции, пренебрежение к Культуре в мирное время – все это приводило к разрушительным процессам в ее пространстве, что, вне всякого сомнения, замедляло ее развитие, а вместе с этим и влияло самым негативным образом на эволюцию человечества в целом. Во время военных столкновений рушились храмы, библиотеки, галереи и другие бесценные объекты Культуры. Человеческое невежество уничтожало накопленные в течение веков культурные ценности, сжигало уникальные рукописи, губило мысль, заключенную в письменах, истребляло произведения – хранилища ценнейшей энергетики. Иными словами, искореняло вехи эволюционного пути человечества, что сказывалось, естественно, на всех областях его жизни. XX век проходил через самые острые кризисные явления, в основе которых так или иначе лежал кризис духовной культуры на планете Земля. XXI век является свидетелем глобальных кризисов, справиться с которыми человечество пока не может. Невежество и низкий уровень сознания подрывают основы Культуры. Знание же и красота, нередко отрицаемые и разрушаемые, находятся в пространстве Культуры и представляют собой, по определению Елены Ивановны Рерих, «венец космической эволюции».«Мы оплакиваем библиотеку Лувена, – с болью писал в 1930 году Николай Константинович Рерих, – и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множества сокровищ частных собраний, погибших во время мировых смятений, но мы не хотим вписывать слова враждебности. Скажем просто – «Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждою». Но все же пагубные заблуждения в той или иной форме могут быть повторены, и новые множества памятников человеческих подвигов могут быть опять разрушены» Его предчувствие оправдалось. Вторая мировая война снесла с лица Земли ценнейшие памятники Культуры, уничтожила огромное количество бесценных художественных произведений, разрушила древнейшие носители духовной энергетики. И Н.К.Рерих оказался прав в своем предчувствии, и не только в предчувствии, но и в своем глобальном действии, которое он предпринял за несколько лет до начала новой мировой войны. Это был известный на весь мир Пакт Рериха по защите культурных ценностей в период военных действий и в мирное время. Николай Константинович считал, что этот Пакт налагал обязательства не только на государства, его подписавшие, но и на общество в целом. Пакт Рериха имел широкий характер и был рассчитан в какой-то мере на массовое движение в защиту Культуры. «Не устанем твердить, – писал он, – что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми». Рерих утверждал, что «общественное начало должно лежать в основе общего дела» Трудно переоценить важность этой мысли. Только общество в целом может реально сделать что-либо для культуры, ибо оно, а не власть предержащие являются ее носителями, оно, а не государственные чиновники, может реально организовать защиту культуры. Сама культура, будучи пространством свободного творчества, имеет общественные и народные корни. Культура создается обществом и для общества.
«Кроме правительственных распоряжений, – писал Н.К.Рерих в связи с Пактом, – именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение».
«Сейчас наш стан среди пустыни, – писал Н.К.Рерих в экспедиционном дневнике. – Кто-то когда-то по неведению уничтожил обширные леса, остатки которых мы видели. За лесами ушли и травы. И воды скрылись под землю. Пустыня! Так же точно по невежеству и по злобе можно все разрушить. И кому же нужна будет эта пустыня, вещественная или духовная. <...> Власть имущие, скажите решительно! Повторите и твердите о мире и созидании».
Удивительно точный образ культуры – лес, держащий пространство в равновесии и обеспечивающий его жизнедеятельность всем необходимым. Вырубили лес, и все превратилось в бесплодную пустыню. То же самое значение для общества имеет и «вырубка» или разрушение культуры. Есть созидатели культуры, и есть разрушители культуры. В сегодняшней России число последних все более увеличивается. В число этих разрушителей входят и чиновники разных видов и положений, на счету которых немало уничтожений. Они приобретают объекты культуры для целей, к культуре не имеющих отношения, представители власть имущих дают разрешение на ликвидацию памятников культуры, депутаты Государственной Думы принимают законы против культуры, не задумываясь о последствиях своих невежественных действий. В этом ряду нужно упомянуть и иерархов православной церкви, выступающих против Рерихов как созидателей культуры.
Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира. Три малых круга в большом, знаменующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности и символизирующие космический закон культурной преемственности. Знамена Мира, международный знак эволюции, вывешены по всему миру там, где защищается Культура. Знамя Мира облетело нашу планету на космическом корабле, развевалось на Северном и Южном полюсе, участвовало во многих культурных мероприятиях.
В 1930 году, еще до подписания Пакта о защите культуры, Н.К.Рерих писал: «Этот план (Пакт о защите культуры – Л.Ш.) предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами»20.
Хотелось бы привести несколько высказываний космонавтов, которые подняли над планетой Земля Знамя Мира и которые имели к этому Знамени самое непосредственное отношение.
А.Н.Баландин: «Я думаю, чем чаще люди будут соприкасаться со Знаменем Мира, тем чаще они, прежде чем что-то сделать, что-то сказать, подумают, стоит ли это делать. Наверное, из этого и возродится и наша духовность и просто добро»21.
А.Соловьев: «Мы убеждены, что только на основе партнерства и сотрудничества может быть построено прекрасное будущее в ХХI веке. <...> Культура – это основа построения общего земного дома человечества. Ради этой цели российские и международные общественные организации начали культурный космический проект «Знамя Мира»22.
Майкл Фоэл, американский астронавт: «Мы подняли Знамя Мира в Космос, чтобы еще раз напомнить всем людям о нашей глобальной ответственности за судьбу человечества и планеты. <...> Полеты человека в космос <...> – это первые шаги новой, единой космической культуры, символом которой является Знамя Мира»23.
П.Виноградов: «Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды. Мы призываем к строительству нового духовного, научного и художественного сотрудничества всех людей и народов Земли»24.
Когда слушаешь или читаешь эти выступления, то хорошо начинаешь понимать, что те, кто побывали в космосе, лучше, чем кто-либо, поняли его суть – строительство нового Мира, созидание новой Культуры. Живая Этика, которая содержит в себе систему познания нового космического мышления, также идет под Знаменем Мира и его символами. «Будем устремленно строить, – писала Елена Ивановна Рерих, – оплоты культуры – знание «Живой Этики» и красоту. Знание и Красота – основа и венец космической эволюции»25.
К сожалению, в противоречивой обстановке нашего существования далеко не многие понимают значение «венца космической эволюции» и не осознают наступления эпохи нового космического мышления.
«Будет время, – предсказывала Елена Ивановна, – когда Знамя Мира, Знамя Культуры покроет весь мир». Уже немало, как известно, сделано для этого. И немало еще остается сделать. Процесс этот нелегок. Не всеми Знамя Мира осознается как символ культуры и космической эволюции.
«История Пакта, – отмечала Е.И.Рерих, – является очень поучительной книгой, в которой ярко будут обозначены стороны света и тьмы, и народы убедятся, что все строительное, все имевшее перед собою будущее, было за ратификацию Пакта и принятие Знамени. Знамя Мира есть великий пробный камень для сознания человечества»27.
15 апреля 1935 года, когда Пакт Рериха о защите Культуры был подписан главами ряда государств, Н.К. Рерих еще раз напомнил всем о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символа этого Пакта. «Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни. Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!»
«Да будет», – повторим и мы вслед за великим нашим соотечественником, принесшим на нашу Планету столь необходимое нам знание о Культуре и Космической эволюции. И пусть Знамя Мира – символ Культуры и нового космического мышления – ведет нас вперед, к новому Миру высокой духовности, расширенного сознания и процветающей Культуры.
Опубликовано в журнале «Культура и время» № 4, 2005 г.