Культ-просвет

Ответить
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Культ-просвет

Сообщение Любовь »

Дорогие друзья, в своих городах рериховские организации ведут культурно-просветительскую работу, которая включает подготовку и проведение мероприятий, связанных с философией семьи Рерихов. Здесь мы можем размещать их сценарии и обсуждать их, для того чтобы облегчить работу друг другу, и вдохновиться новыми идеями.
В нашем городе недавно прошел вечер "Музыка в жизни семьи Рерихов", конечно в пределах часового вечера было очень трудно глубоко осветить эту тему, кроме того сценарий был привязан к местным условиям, но кое что сделать удалось.

Сценарий вечера-концерта "Музыка в жизни семьи Рерихов"
1.Добрый вечер, дорогие друзья! Для нашей встречи мы не случайно выбрали этот день, так как он является днем памяти С.Н. Рериха. Сегодня мы снова приглашаем всех в мир Рерихов, но на этот раз постараемся увидеть жизнь и творчество этой выдающейся семьи с несколько необычной стороны.

Звучит музыка с СD диска «Любимая музыка семьи Рерихов»
Доницетти романс «Грезы любви».
Видео- ряд

2.По воспоминанию секретаря Н.К. Рериха Владимира Шибаева, каждый вечер после ужина в просторной гостиной дома Рерихов в гималайской долине Куллу собирались все члены семьи вместе. Елена Ивановна Рерих, жена Николая Константиновича - правнучка Кутузова и племянница М.П. Мусоргского, была известна, как философ, писатель, ученый, общественный деятель. С утра до вечера она работала: писала книги, вела обширную переписку, участвовала в деятельности Института гималайских исследований «Урусвати», президентом которого являлась. Сам Николай Константинович, художник, мыслитель, историк культуры, археолог, культурный и общественный деятель, тоже постоянно трудился. Его секретарь вспоминал, что он одновременно мог писать картины, диктовать статью и обсуждать какой либо проект. Отдыхом для него была перемена работы. Их сыновья старший Юрий Николаевич, выдающийся востоковед и директор Института «Урусвати», много сил отдавал научной работе и, наконец, С.Н. Рерих, прежде всего известный как выдающийся художник, посвящал время творчеству. Но эти музыкальные вечера заставляли отложить все дела. Владимир Шибаев вспоминал: «Е.И. или Н.К. выбирали «программу», а я заводил патефон и ставил пластинки, примерно три-четыре за вечер, то есть около восьми музыкальных номеров. Помнится также, что раз, когда все были в отъезде, я делал эти концерты для одной Елены Ивановны».
1. Среди композиторов, чьи произведения любили Рерихи, были И.С. Бах, Р. Вагнер, Н.А. Римский-Корсаков, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель. М.П. Мусоргский, А.Н. Скрябин, С. Прокофьев, Я. Сибелиус, Л.В. Бетховен, Ф. Шуберт, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Ф. Лист. Со многими из них Рерихи были знакомы, с некоторыми их связывали дружба и совместное творчество.
Любимые пластинки сопровождали Рерихов повсюду, даже во время Центрально-Азиатской экспедиции на привалах, в самых трудных условиях, в короткие часы отдыха, они слушали музыку.

2. Очевидно, что музыка не была для Рерихов развлечением, а играла какую-то важную роль в их жизни. Но какую? Об этом мы сегодня поразмышляем.

Кюи «Аппасионата»
Ф-но Шугурова Юлия
Домра Тренина Ольга Юрьевна


«Одна из первых радостей была в музыке», - писал Н.К. Рерих. Маленьким мальчиком он с жадностью слушал игру настройщика, приходившего к ним настраивать рояль. «Бывало, ждешь, не дождёшься, когда закончится настройка. Как бы ни помешал кто долгожданной игре».

Рахманинов Прелюдия си минор (фортепиано)
Шарова Екатерина

2.Позже, Н.К. Рерих сотрудничал со знаменитым антрепренером С.М. Дягилевым, писал декорации и создавал костюмы для опер и балетов русских сезонов в Париже. Но это была не простая иллюстрация музыки. Многие декорации потом ложились в основу самостоятельных художественных произведений. Звуки музыки «были тем внутренним элементом, тем пламенем, из которого создавались образы, лишь по своему внутреннему настроению связанные с этими созвучиями».

Григ «Пер Гюнт» (слайды), Римский-Корсаков «Снегурочка» (слайды), Бородин «Князь Игорь» (слайды),

1.У всех, прозвучавших произведений есть одна особенность – они содержат ярко выраженный национальный колорит, в них звучат древние напевы и ритмы народной музыки. Н.К. Рериху, как историку культуры, были очень близки эти мотивы, в них ощущалась давно утерянная гармония человека, природы и космоса. В этом плане особенно показательным является его совместная работа с Игорем Стравинским над балетом «Весна Священная».

Стравинский Музыка из балета «Весна священная», эпизод из фильма «Письмена» слайды с картин Н.К. Рериха.

2.Основную идею балета Рерих видел в величии жертвенного подвига, о чём говорит и первоначальное название — «Великая жертва» (избранная девушка должна быть принесена в жертву Земле). Рерих пишет о «Весне Священной»: «Это вечный праздник души, это восхищение любви и самопожертвования». «Может быть, вечная новизна "Весны" в том, что священность весны вечна, и любовь вечна, и самопожертвование вечно. Так, в этом вечном, обновлённом понимании Стравинский касается вечного в музыке».

1. Надо сказать, что премьера спектакля в Парижской опере вызвала многочисленные споры. Древний ритм народной музыки, который был положен в основу произведения, прозвучал неожиданно свежо и дерзко. Стравинский стал своеобразным символом новых направлений в музыке.

2 Елена Ивановна с детства была музыкально одарена, великолепно играла на фортепиано, и родные прочили ей карьеру пианистки. Она. целиком разделяла предпочтения мужа. Как и Н.К., ей была близка музыка Вагнера. В ней ярко выражено героическое начало, и Е.И. оно тоже было свойственно. Недаром Н.К., восхищался ее мужеством, умением поддержать людей в самых сложных жизненных ситуациях, называл ее Ведущей, Водительницей, вдохновительницей.

Музыка «Полет Валькирий» слайды.

1.Картина Н.К. Рериха «Небесный бой» была написана под впечатлением музыки Вагнера «Полет Валькирий». Первоначально по небу летели крылатые кони, на которых восседали воинственные Валькирии, участвующие в битве и уносящие в рай Валгаллу души погибших воинов. Но потом художник превратил их в каскады облаков. «Пусть сражаются незримо».

Музыка Вагнера «Парсифаль» слайды с картин Н.К. Рериха, посвященных Шамбале.

2.Близко Рерихам было и обращение Вагнера к теме Братства Грааля, так красиво и мощно выраженное в «Парсифале» и «Лоэнгрине». Чаша с кровью Христа, обладающая чудодейственной силой и братство мудрых и справедливых рыцарей, хранящих ее, тесно переплетались с легендами Востока о стране мудрецов Шамбале и староверческими сказаниями о Беловодье.

Стихи Ю. Балтрушайтиса
«Есть среди грез одиноких …»

1. Еще одним композитором-романтиком, музыку которого любили Рерихи, был Ференц Лист.
Портрет Ф. Листа
Весь мир знал его как виртуозного пианиста, дирижера, педагога, публициста. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств и в этом был единомышленником Вагнера, который стал его близким другом. Под впечатлением произведений итальянского возрождения пишет он фортепианные пьесы "Обручение", "Мыслитель", 3 "Сонета Петрарки.

Лист «Сонет Петрарки» (пианино) Ольга Оленина

Лист ноктюрн «Грезы любви» Лилия Родикова

Портрет К. Дебюсси

2. А вот творчеству С.Н. Рериха, кажется, созвучной музыка Клода Дебюсси, в которой выражено орфическое начало. Основоположник импрессионизма в музыке. Дебюсси, как и многие художники этого направления, делал акцент на мимолетных впечатлениях, пытаясь выразить невыразимое, уловить неуловимое.

Послеполуденный отдых Фавна (слайды с картин С.Н. Рериха)

Жан Кокто говорил о его музыке: «Это — архитектура, которая отражается, колышется в воде. Это облака, которые нагромождаются и распадаются. Это засыпающие ветви, дождь на листьях. Это сливы, которые падают, разбиваются и истекают золотом. Но все это бормотало, лепетало, не могло обрести человеческого голоса, чтобы высказаться. Тысяча неуловимых чудес нашли, наконец, того, кто смог их выразить».

1.Орфическое начало прослеживается и в живописи С.Н. Рериха. Целый цикл его работ так и называется «Священная флейта». В образе музыканта слились греческий Орфей, индийский Кришна и славянский Лель. В картинах этого цикла художник создает удивительную гармонию звука и цвета. Звуки музыки образуют вихревые движения, и вся природа подчиняется мелодии и ритму. Звук становится цветом, а цвет превращается в звук.
(слайд-ряд (продолжение))
(стихи Я. Полонского)
Из вечности музыка вдруг раздалась,
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь, закружились светила:

Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку Божью,
Кто разумом светел, в ком сердце горит.

1.Но не только природа созвучна человеку в творчестве, но и человек способен слушать и слышать окружающий мир. Это объясняется известным музыкантом - суффистом Хазрат Иннаят Ханом тем, что все в мире имеет свое звучание, человек, цветок, облако, река.

Муз номер Дебюсси «Лунный свет»
Скрипка – Елена Кизельбатова Фортепиано - Светлана Макарова

слайды с картин Н.К. Рериха

1.Н.К. Рерих, тоже ощущал музыкальность окружающего мира. В его картине - "Песнь водопада» женщина прислушивается к музыке льющейся воды и подбирает эти звучания на струнах музыкального инструмента. «Песнь утра» - девушка вытянулась как струна на встречу солнечным лучам, солнце звучит в ней торжествующим гимном радости жизни. На картине «Миларепа» изображён отшельник, средневековый поэт Тибета, «Тибетский Орфей, слушавший вещие голоса гор».


Слайды Гималай. Музыка И.С. Бах «Фантазия и фуга си минор»

2.В горных пейзажах Н.К. Рериха тоже звучит своя музыка, специалисты в них отмечают элементы полифонии, несколько планов и линий гор, объединённых в одну композицию, соответствуют богатому многоголосию.


1.Несмотря на разнообразие звучавших произведений, все они связаны между собой. Музыка Вагнера оказала большое влияние на Дебюсси, Стравинского, Мусоргского, Листа. Римский-Корсаков был кумиром Стравинского, русская музыка вдохновляла Дебюсси, Листа. Рахманинов явился продолжателем традиций Римского-Корсакова, Мусоргского. Это указывает на то, что подбор музыкальных произведений для Рерихов не был случаен. Произведения этих композиторов открывали новые горизонты музыки, обращались к героическому древнему эпосу, утверждали мощь человеческого духа, целостное восприятие мира, что созвучно было творчеству семьи Рерихов.
Но композитор, о котором сейчас будет речь, пошел дальше, он вывел музыку за пределы земли. Ему посвятил свое стихотворение Б.Л. Пастернак. Попробуйте ответить на вопрос, о ком оно написано.

Музыка

2.Дом высился, как каланча.
По тесной лестнице угольной
Несли рояль два силача,
Как колокол на колокольню.

1.Они тащили вверх рояль
Над ширью городского моря,
Как с заповедями скрижаль
На каменное плоскогорье.

2.И вот в гостиной инструмент,
И город в свисте, шуме, гаме,
Как под водой на дне легенд,
Внизу остался под ногами.

1.Жилец шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы ее в руках держа
И ею властвуя законно.

2.Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.

1.Раскат импровизаций нес
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек.

2.Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.

1.Или, опередивши мир
На поколения четыре,
По крышам городских квартир
Грозой гремел полет валькирий.

2.Или консерваторский зал
При адском грохоте и треске
До слез Чайковский потрясал
Судьбой Паоло и Франчески.

Музыка А.Н. Скрябин «Этюд патетический» слайд портрет А.Н. Скрябина

2.Не удивляйтесь, имени этого композитора в стихотворении нет, но поэт зашифровал его – это А.Л. Скрябин. (слайд с расшифровкой) В произведениях Скрябина можно встретить мотивы многих композиторов, но его музыка совершенно уникальна. В ней, он преодолевает ограничения физического мира, своей человеческой природы.

1. Скрябин прелюдия ля минор для левой руки
фортепиано - Елизавета Борисова

Музыка «Поэму экстаза»

Его музыка становится мессианской. Он свято верил, что сила ее способна не только преобразить отдельного человека, но и все человечество. Поэтому в последних произведениях Скрябина перед нами разворачивается целая мистерия, где, сливаясь воедино цвет, свет, звук, как когда-то божественное Слово, рождают бесконечный и космически-прекрасный мир.

1.Н.К. очень любил и часто слушал его «Поэму экстаза» и «Поэму Огня» («Прометей»). Ему была близка идея Скрябина, которую стремился выразить композитор в музыке: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи».

Музыка (фонограмма) Скрябина.
Слайд: «Мадонна Орифламма»

2.Музыка Скрябина не просто близка творчеству Рерихов, она созвучна грандиозным целям их жизни. Как и Скрябин, они стремились выйти за пределы условностей, разомкнуть порочный круг человеческого невежества, политических, экономических, религиозных ограничений, найти те основы, которые помогут осознать людям свое космическое, духовное единство. Скрябин мечтал, через свою музыку преобразить мир, Рерихи стремились сделать тоже самое через культуру. Олицетворением этого единства явился Международный Пакт в защиту культуры и Знамя Мира.

1Николай Рерих писал: «Музыка откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии звука, может быть, навсегда осталось бы во сне». Пусть эти прекрасные слова станут вдохновенным призывом для нас.

В сценарии были использованы:
Статья Н. Д. Спириной «Рерих и музыка»
Статья Н.К. Рериха «Музыка сфер»
Материалы передачи «В свободном полете» «Космос Скрябина»
Эпизод из фильма В. Шатина «Письмена»
Интернет-сайты о великих композиторах
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

Культ-просвет

Сообщение Olga »

Получила колоссальное наслаждение, прочитав о таком чудесном вечере. Представляю, сколь обогащенными духовно ушли участники, и сколько было полезных бесед потом. Один такой вечер способен произвести переворот в душе, изменить привычную схему жизни, дать толчок к преображению... Ведь "нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется". И прекрасная музыка тоже...

Несколько лет назад мне тоже довелось участвовать в красивом проекте по культуре эпохи Возрождения, в рамках проекта МЦР по Лиге защиты культуры. Тогда нам удалось вывесить в городе Знамя Мира, подготовить несколько проектов. Одним из них был интеллектуальный турнир по культуре эпохи Возрождения. В одном классическом лицее заместитель директора всем сердцем любила итальянский Ренессанс. И она взялась написать сценарий, что и сделала с блеском. Суть заключалась в следующем. Выбрали четыре школы, которые представили четыре команды старшеклассников. И каждая команда тянула жребий, какой город представлять: Рим, Милан, Флоренцию и Венецию. На подготовку ребятам давалось два месяца. После чего все собрались в красивом средневековом зале перед жюри, которое возглавлял атташе по культуре Италии. И начинался турнир, в котором надо было:

- выступить в самодельных костюмах той эпохи и презентовать свой город. Капитан команды выступал в роли дожа на гондоле, подесты, приора, словом, представителя городской власти. Здесь оценивалось знание исторических реалий Ренессанса.

- номинация "культура" разделялась на несколько самостоятельных направлений.

В разделе"живопись" подросткам показывали самые знаменитые картины, сделанные в каждом городе. Надо было назвать автора и коротко рассказать о нем.

В разделе " архитектура", "скульптура", "литература", "народное творчество - комедии дель арто" и т.д. - аналогично

В разделе "знание знаменитых латинских выражений" соревнование шло на выбывание - чуть игрок замешкался, запамятовал, сразу выбывал из игры.

Словом, это было прекрасное зрелище, и дипломат поверить глазам своим не мог, что дети могут так знать историю и культуру его страны.

На соревновании не обошлось и без кипения страстей. Так, одну команду, прекрасно выступившую, "засудили". Мне тоже показалось, что жюри занизило их оценки. Дети, конечно, сильно расстроились. Так одна известная в городе бизнес-леди, которая была председателем комиссии, подсчитывающей очки, тут же восстановила справедливость - отдала детям на мороженое всю наличность, весьма немалую, лежавшую в ее в сумочке. Дети были счастливы, что их труд оценен.

Потом учителя, подготовившие свои команды, говорили, со слов учеников, что ничего прекрасней этого турнира им за все годы учебы видеть не доводилось. И, действительно, энергетика турнира, на котором присутствовало много доброжелательных зрителей, была очень высокой.
Последний раз редактировалось Olga 12 апр 2011, 10:44, всего редактировалось 1 раз.
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: Культ-просвет

Сообщение Любовь »

Ольга, большое спасибо и за отзыв, и за поддержку разговора, надеюсь, что здесь еще появятся новые сценарии.
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

Культ-просвет

Сообщение Olga »

Любовь,
Ваши слова да творческим объединениям и обществам в уши. По мне, один такой с душою сделанный проект стоит миллиона самых прекрасных и правильных слов. Именно в таком творческом русле и нужно вести работу. Благо разнообразных и актуальных тем великое множество...
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: Культ-просвет

Сообщение Любовь »

Однажды, мы проводили вечер, посвященный Д.С. Лихачеву. Публикую здесь его сценарий
«Рыцарь Культуры»
вечер, посвященный Д.С. Лихачеву.

В рамках праздника «День славянской письменности и культуры».

Звучит музыка.
Голос ведущего:В рамках Дня Культуры мы проводим вечер, посвященный истинному подвижнику Культуры Д.С. Лихачеву.

Затм. фонограмма «Колокольный звон». Высвечивается портрет Д.С. Лихачева на сцене.
Затем звучит муз. Китаро и с другой стороны
сцены прожектор выхватывает из темноты девушку.

Девушка: В Евангелие от Матфея Иисус говорит:
«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу то чем сделаешь ее соленою?
Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела».

Уходит. Вкл. полный свет.. Выходят ведущие.
муз. С. Рахманинова «2 концерт»

Ведущий 1: Время от времени в истории народов происходит удивительное
явление. Все чаяния и стремления многих поколений людей воплощаются в одной или нескольких выдающихся личностях. Они олицетворяют собой как бы «соль земли», совесть нации.

Ведущий 2: Среди подобных личностей ХХ века бесспорно можно назвать и
имя известного гуманиста и просветителя, истинного рыцаря культуры Д.С. Лихачева.

Ведущий 1: Д.С. Лихачев являлся действительным членом РАН,
иностранным членом Академий наук Болгарии, Венгрии, Сербии. Членом корреспондентом Австрийской, Американской, Британской, Итальянской Академий. Членом Союза писателей, трижды лауреатом Государственной премии СССР и России, героем социалистического труда. Кавалером легендарного ордена Андрея первозванного. В 1984 г. Астрономы назвали в его честь вновь открытую малую планету.


Голос: «Культура – утверждал Д.С. Лихачев – это, то, что в значительной
мере оправдывает перед Богом существование народа и нации».

Муниципальный академический хор под управлением В.В. Каширского.

слайд-ряд (Д.С. Лихачев. Детство и юность)

Ведущий 1: Д. С. Лихачев родился 28 ноября 1906г. В Петербурге. Выбор
своего жизненного пути он сделал довольно рано и вопреки воле родителей, которые хотели, чтобы он стал инженером - электриком.

Голос: "Судьба сделала меня специалистом по древнерусской литературе –
говорил Д.С. – Впрочем, что значит «судьба»? Судьба была во мне самом: в моих склонностях и интересах, в моем выборе факультета в Ленинградском университете. Меня интересовали старые рукописи, меня интересовала литература, меня притягивала к себе Древняя Русь и народное творчество… Все это вместе и открыло мне дорогу к внимательному изучению древней русской литературы».

Ведущий 1: Монография «Слово о полку Игореве и культуре его времени» -
явилась результатом многолетней работы мастера на этом поприще.

Театрализация Битвы полка Игорева с половцами представителями военно-патриотического клуба «Засека».

Музыка А. Лядова Слайд-ряд. Иллюстрации к Слову о полку Игореве.

Артисты народного камерного театра «Голос поэта» читают отрывки из «Слова о полку Игореве».


Слово предоставляется П. Гагаеву, д.ф. н., председателю Общества Русской культуры.

Выступление фольклорного ансамбля

Затм. Муз. Китаро. девушка, осевещенная лучом прожектора.

Девушка: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо
они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах; так гнали и пророков, бывших прежде вас».

Ведущий 2.: Почему так бывает, что любое свободомыслие, правда, новые
эволюционные идеи вызывают мощное сопротивление со стороны большинства членов общества? Почему жизнь любой неординарной, яркой личности протекает не благодаря, а вопреки обстоятельствам и общепринятому мнению?

Ведущий 1: В жизни Д.С. Лихачева немало было этих «вопреки». Человек
ничего и никогда не боявшийся, самостоятельно мысливший, был конечно крайне неудобен и, более того, опасен. В результате почти 5 лет сталинских лагерей, 5 лет каторжных работ на Соловках, в последствие внегласные запреты на выступления по телевидению, угрозы физической расправы и не только угрозы.

Ведущий 2: После сталинских лагерей Д.С. Лихачев пишет книгу со странным и горестным названием: «Советы идущему по этапу». Это его личный опыт и совет – в самые тяжелые моменты жизни стремиться к Высшему.

Чтец 1: «Верующий – тверди молитву.
Неверующий – тверди стихи».

Фонограмма завывания ветра накладывается на ритм все учащающихся шагов. В красноватом отсвете спиной к зрителям выстроились треугольником артисты представляющие заключенных. После слов 1 чтеца они резко поворачиваются к зрителям. Медленно начинают читать стихи, попадая в ритм шагов и ветра. Затем ритм учащается, они все быстрее читают стихи, даже несколько перебивая друг друга, последние строки буквально выкрикивая. Звучит колокольный звон, высвечивается лик Владимирской Богоматери.

Чтец 2: Опять, как в годы золотые
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

Чтец 3: Я вас любил, любовь еще быть может
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит
Я не хочу печалить вас ничем…
Я вас любил…

Чтец 1: Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!..

Чтец 2: Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!..

Чтец 3: Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Музыкальный номер. Фортепиано.

Ведущий 1: Слово канд. филолог. наук, председателю Пензенского Дома ученых Пронину А.М.

Выступление Пронина А. М .к. ф. н., председателя Пензенского Дома ученых

Музыка.Альбинони. Слайд-ряд - портреты великих людей, пострадавших от несправедливых гонений. Стихи А. Л. Чижевского.

Голос: Во все века и все народы
Пытали, мучили и жгли
Святых подвижников свободы
И мудрых путников земли.

Чем мир новей – тем мир суровей,
Несправедливей, злее суд.
Тем больше мук, гонений, крови
Они великим принесут.

Чем всеобъемлющей ученье,
Чем гениальней, выше стих, -
Тем кровожадней озлобленье
Их современников живых.

Судьба ученых и поэтов,
Увы, не балует она:
Тисками злобы и наветов
От первых дней уязвлена.

2.
Терпи, поэт! Прими гоненье!
Проникни в суть земного зла:
Мысль получает утвержденье,
Когда вся кровью изошла.

Поверь поэт: минуют годы
И воздадут хвалу тебе,
Но кровью обагрятся всходы
Тебе подобных по судьбе.

В одной руке – венок лавровый,
В другой – алкающий топор.
Двуличен мир! Его основы
Гнусней, чем ложь, страшней, чем мор.

Людская подлость беспримерна:
Ни кары, ни конца ей нет.
Глядит в века с тоской безмерной
Весь окровавленный поэт.

3.
За ростом человеческого духа
Следит неумолимый зверь – палач
С мечом в руке он требует расплаты
За краткий взлет в пределы Божества.

Он знать не хочет ни высот, ни глубей:
Он весь земной – и ми владеет страх,
Он защищает свое царство страха,
Отступников он превращает в прах.

Усердно он законность соблюдает –
И горы трупов высятся вокруг!
И не дерзают храбрые из храбрых
Подняться ввысь, преодолев испуг.

Лишь гений с палачом в единоборстве:
Пока последний меч свой занесет, -
Успеет гений сделать вызов тлену
И смертным часть бессмертья передать.

Музыкальный номер.

Ведущий 2: Мы всегда говорим: «А что я могу? А что мы можем сделать?».
Это говорят все на всех уровнях. « Я бессилен. Что вы с меня спрашиваете? Я написал и сказал все». Но Д.С. Лихачев – это пример человека, который не имея ничего в распоряжении, кроме своего слова и пера – смог».

Музыка: Свиридов. «Тройка» слайд-ряд.

Ведущий 1: Лихачев был своего рода Ноем русской культуры. В середине
60-х годов он стал одним из организаторов Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Возглавлял советский, а потом Российский Фонд культуры, был создателем периодического издания «Наше наследие», Декларации в защиту культуры, Декларации прав Культуры, немало способствовал созданию Советского фонда Рерихов, ставшего в последствии Международным центром Рерихов, был почетным членом Исполкома Международной Лиги защиты Культуры.

Ведущий 2: Ему мы обязаны тем, что сохранились бесценные памятники
культуры. Земляной Вал вокруг Новгорода, Невский проспект в Санкт-Петербурге, Екатерининский парк в Пушкине, Петергофский парк и многое другое. Он стал значительным препятствием для безумных, невежественных проектов.


Ведущий 1: Ни одна проблема современности не оставляла его
равнодушным. «Одно из главных проявлений культуры – язык – писал Д.С. Лихачев. – Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое начало в слове. Как сказано в Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово Было Бог»…
Сегодня мы все чаще прибегаем к словам пошлым, пустым, стертым, легкомысленным». Этот огромный урон русской культуре еще придется изучать и осмысливать».

Ведущий 2: Вот уже не один год в нашем городе и области проходит акция
«Чистое слово». Отрадно, что ее подхватили молодые, среди них студенты Пензенского государственного педагогического университета им В.Г. Белинского. Слово молодым…

Выступление студентов.

Музыка. Вивальди. Слайд: Н.К. Рерих «Знамя Мира».

Голос: «Мы свободны – и именно поэтому ответственны.- утверждал
Д.С. Лихачев. - Хуже всего валить на судьбу, на авось и небось, надеяться на «кривую». Не вывезет нас «кривая»! Не, нет, и нет! Тысячилетние культурные традиции ко многому обязывают. Мы должны, нам крайне необходимо продолжить оставаться великой державой, но не только по своей общности и многолюдству, а в силу той великой культуры, которой должны быть достойны…
Если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию, - библиотеки, музеи, архивы, школы, университеты, периодику, - если сохраним неисчерпаемым наш богатейший язык, литературу, музыкальное образование, научные институты, то мы безусловно будем занимать одно из ведущих мест на Севере Европы и Азии».

Выступление детского хора художественно-эстетической школы №222 г. Заречного Пензенской области.

Девушка: Д.С. Лихачев ушел 30 сентября 1999г. В день Святых
великомучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

Ведущий 1: Своим уходом он – хранитель тысячелетней памяти русской
культуры как бы подвел итог самому трагическому веку в истории своей страны, окрашенному кровью миллионов мучеников веры и любви, пронеся через всю жизнь надежду на то, что все прошлое существует в памяти Божией.

Ведущий 2: «Его кончина – это завершение целой эпохи, - сказал многолетний друг Д.С., академик Н. Балашов – Его завещание живущим – сделать все, чтобы ХХI век был лучше века ушедшего.

Детский хор исполняет песню «Прекрасное Далеко»

Звучит фонограмма Колокольного звона.
На сцену выходят все участники концерта.

Ведущие называют всех, кто принимал участие в концерте, музыкальные произведения, прозвучавшие на вечере, имена художников, с картин которых были показаны слайды.
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

Академик Лихачев - титан духа

Сообщение Olga »

Спасибо большое, Любовь

Прекрасный сценарий! Какая радость, что России происходят вечера! Представляю, сколь сильное эмоциональное воздействие оказали на присутствующих проникновенные стихи, пронзительная музыка и продуманная сценография.

Академик Лихачев был истинным титаном Духа. Он мгновенно схватил суть концепции Святослава Николаевича Рериха о том, как важно развивать культуру в общественном направлении. Он первым поддержал коллгу публично, чем оказал немалую помощь в становлении Советского фонда Рерихов. Его перу принадлежит и уникальный документ - Декларации прав культуры, ныне, похоже забытый. Редко кто в России конца 20 века соль ярко демонстрировал свободу Духа и его полет.

Подобные культурные мероприятия, помимо эмоционального воздействия, имеют еще и огромное воспитательное значение. Люди, особенно молодежь, невольно сравнивают увиденное действо с реальной жизнью. И кто-то, возможно, делает выбор в пользу устремлений к иной, творчески полноценной и духовно красивой жизни.

Люди в основе своей очень талантливы, просто они не всегда знают об этом. Пусть таких прекрасных вечеров, синтезирующих творческие аспекты девяти Муз, будет побольше и в Рссии, и во всем мире.
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: Культ-просвет

Сообщение Любовь »

Друзья, публикую еще один сценарий для детей среднего и старшего школьного возраста. Могу сказать, что ни один раз мероприятие по нему проводилось и всегда вызывало у детей очень хорошие отзывы. Для того чтобы им было интересней и проще разобраться в сути самого явления, выбрана популярная форма ток-шоу, правда, в несколько ином смысле. Прошу всех кто воспользуется сценарием, в этой теме сообщить.
СЦЕНАРИЙ ТОК-ШОУ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


ЦЕЛЬ: Расширение представления воспитанников о понятиях «подвиг», «герой», «героизм»

ЗАДАЧИ:
1. Познакомить воспитанников с жизнью выдающихся личностей, которая может стать примером для подражания.

2. Создать условия для приобретения опыта доказательно и аргументировано излагать свою точку зрения.

3. Способствовать формированию толерантного отношения к друг другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедиа, экран, аудиоаппаратура, столы и стулья для участников и жюри, листы бумаги и ручки.

Сценарий
Ток-шоу «Герой нашего времени».

Вед : Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня, все более популярной формой передач на телевидение становится Ток-шоу. Знаете ли вы, что это такое?
(Ответы) В переводе с английского «Ток» – разговор, «шоу» – смотреть. Т е. это живой интересный разговор на определенную, всегда спорную тему. Вот и мы решили не отставать от современного телевидения и провести сегодня ток-шоу: «Герой нашего времени».

Вед : Само понятие герой, мы слышим довольно часто. У каждого ребенка есть свой любимый литературный герой, мы восхищаемся человеком, которому присвоено звание «Герой России», не так давно было еще звание «Герой социалистического труда», а один известный философ сказал: «Жизнь Героя ведет человечество». Итак, что же это за понятие «герой» и «героизм», давайте в этом разберемся.

Вед.: Но для начала представим наших экспертов

Вед.: Итак, кто он настоящий герой? Попробуйте это определить исходя из трех характеристик личностей.

1. Этот человек с детства мечтал стать популярным. И благодаря его упорству и честолюбию его мечта осуществилась. Он достиг значительных высот в шоу-бизнесе, политике, кинематографе. Его знают миллионы, он мелькает на экранах телевизоров. Многие люди мечтают быть на него похожими, к его мнению прислушиваются даже известные политики.

2. Этот человек жил обычной ничем не примечательной жизнью. И никто в его характере не замечал таких черт, как отзывчивость, самоотверженность, смелость. Они проявились только однажды, когда он, рискуя собой, спас человеческие жизни.

3. Всю свою жизнь этот человек посвятил служению, но не себе, а обществу. Он не стремился достичь известности и карьерных высот, он просто работал, для того чтобы мир хоть немного изменился к лучшему. Он сделал немало открытий в науке, искусстве, философии и открыл новые перспективы развития для общества. Его жизнь была не легка. Многие не понимали смысл совершенного им, он был гоним и одинок. При его уме и способностях он мог бы сделать отличную карьеру, но честь и внутреннее благородство не позволяли ему идти против своей совести. Прошло не одно десятилетие или даже столетие, прежде чем он обрел заслуженное уважение.

Ответы команд и их обсуждение.
Свое определение понятия герой и героизм.

А какие понятия соответствуют первым двум характеристикам?
(популярность, героический поступок)

Вед : Давайте послушаем, что об этом говорит энциклопедия. «Героизм – это свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию».

Вед: А теперь предлагаю каждой команде назвать 3 имени личностей, которых на ваш взгляд можно назвать героями.

(ребята называют)

Вед: А теперь мы предлагаем командам сформулировать вопросы для другой команды, чтобы выяснить соответствуют ли выбранные личности понятию «герой». Время на обдумывание 3 мин.

(Вопросы – ответы)
Вед : Мнение эксперта.
Теперь прослушайте две ситуации из жизни великих людей, Попробуйте поставить себя на их место и предложить свое решение. Речь пойдет о двух великих подвижниках.
(презентация)
Сергий Радонежский
Прославленный русский святой Сергий Радонежский жил в темные времена татаро-монгольского ига и сумел вдохнуть в русский народ веру в победу, именно он благословил Дмитрия Донского на знаменитую Куликовскую битву. Этот святой считается покровителем России. Еще, будучи молодым человеком, он вместе с братом Стефаном ушел в дремучие леса на гору Маковец и срубил там часовню, во имя Пресвятой Троицы. Брат не выдержал лишений и ушел, а он остался. Вскоре его подвижнический труд и святость привлекли к нему много последователей. Так постепенно возникла знаменитая Троице-Сергиева лавра. Несмотря на огромный авторитет, как в среде простого народа, так и у государственных деятелей, Сергий был необыкновенно скромным человеком. Установив в своем монастыре общинное жительство и непрестанный труд, он сам трудился на всю монастырскую братию как «раб купленный», все худшее брал себе, все лучшее отдавал людям. Но однажды братия начала роптать, против суровых порядков, к этому ее подстрекал и Стефан, который позже вернулся в отстроенный монастырь.
Как поступить Сергию в этой ситуации?

(Ответы детей)

(Как только Сергий узнал об этом, он в ту, же ночь тихо покинул монастырь. Обойдя пустынные места, Преподобный нашел подходящее место на реке Киржач. Там он поселился и заложил основание храма. Так им был основан новый монастырь. Через некоторое время братия осознала свою ошибку и после долгих поисков нашла Сергия. Он не отверг просьб и вернулся, а основанную им обитель, возглавил его ученик.).

Презентация 2.
Жанна дʼ Арк
Жанна дʼ Арк – юная героиня Франции, жившая в первой половине 15 века. Ее жизнь была яркая и короткая как падающая звезда, она прожила всего лишь 19 лет и была сожжена на костре. Но именно благодаря этой неграмотной крестьянской девушке из местечка Домреми, Франция выиграла решающую битву, и получила законного монарха. Освобождение Орлеана принесло Жанне звание Орлеанской Девы. Люди поверили, что она находится под божественным покровителем и сам Бог руководит ею. Воодушевленная Жанной Девой на врага поднялась вся Франция. Но, как король доверил безвестной юной крестьянке целую армию? Убедить короля было нелегко. Ее постоянно проверяли, задавали каверзные богословские вопросы, требовали чудес. Один из вопрошавших обратился к ней: «Богу не угодно, чтобы тебе верили, раз он не дает никакого знамения». Как вы думаете, что она могла ответить?

(ответы детей)

(«Во имя Божие, я пришла в Пуатье не за тем, чтобы давать знамения. Препроводите меня в Орлеан, я вам покажу знамение, ради которого я была послана». И просила дать ей вооруженных солдат). Свое обещание Жанна исполнила.

Вед 1: Мы определились с понятием герой и героизм, рассказали о личностях, которые являются героями эпох. А теперь поговорим о нашей эпохе и попробуем выяснить, нужен ли в наше время герой и если нужен, то каким он должен быть?

Отрывок из фильма «Время собирать камни»

Вед 2: Итак, нужен ли герой нашему обществу в это сложное и противоречивое время и почему?

Ответы детей.
Вед 1: А теперь постарайтесь создать собирательный образ героя нашего времени, отвечая на следующие вопросы:
Качества характера, которыми должен обладать герой?
Что нового он должен привнести в современное общество?
В каком роде деятельности он должен себя проявить?
Ради чего или кого он должен действовать?

Характеристики личностей, представленные командами.
Уточняющие вопросы могут задать все желающие.
Мнение экспертов.

Вед 2: И в заключении вопрос всем, ответ на который покажет, насколько полезным для всех нас было это ток-шоу. Может ли полученная информация оказать влияние на ваше мировоззрение и дальнейшую жизнь, и каким образом?

Вед 1: Дорогие друзья! Нам очень хочется верить, что понятие героя и героизма не станет для вас каким-то далеким и абстрактным, а прочно войдет в ваши души и сердца, осветив и преобразив как вашу жизнь, так и жизнь вокруг вас.
И может быть среди вас, тоже есть будущие герои. Ведь все начинается с малого: с желания сделать мир чуточку лучше. «Творите героев!» - говорил один великий человек. Творите героев из себя – пожелаем мы вам.
Ответить

Вернуться в «Может ли культура быть основой Жизни?»