Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Мари
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Мари »

Открытое обращение к Президенту России В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

В декабре 2013 г. я уже обращался к Вам, получил ответ, что моё обращение №1083362, зарегистрированное 20.12.2013 г., рассмотрено и направлено в Министерство культуры в целях объективного и всестороннего рассмотрения. Но, как выяснилось, чиновники Минкультуры только активизировали свои незаконные противоправные действия, направленные на изъятие у Международного Центра Рерихов (МЦР) наследия, переданного С.Н. Рерихом для создания и деятельности общественного Центра-Музея им.Н.К. Рериха. При этом используют ложные, поддельные документы и факты. Прикрываясь именем государства, якобы для сохранения, бандитскими методами хотят просто отобрать наследие. Это что за бред? Как можно нарушить волю С.Н. Рериха, дарителя наследия своей семьи? Разве это возможно в любой цивилизованной стране? Где сейчас часть наследия Рерихов, которое находилось в квартире Ю.Н. Рериха? Оказывается, что «под защитою государства» его разворовали. Разворовываются и подменяются подделками 288 картин Рерихов, данные государственному Музею Востока на временное пользование, но до сих пор удерживаемые незаконно. Ну куда дальше? Как можно уничтожать источники культуры. И это происходит в стране, которой Рерихи предвещали быть ведущей страной. Посмотрим на страну Индию, где почитают Рерихов, хотя они и русские. Государство содействует деятельности Международного Мемориального Треста Рерихов в Наггаре. Имение С.Н. Рериха Татагуни в Бангалоре сохранили и создали там научно-культурный центр. А результат-то какой! Индия быстрыми темпами наращивает свой экономический потенциал и достигла высоких культурных успехов. Получается, Россия не желает быть ведущей страной в мире. Чиновники из Минкультуры, прикрываясь именем государства, губят его на корню. Ведь без культуры и её источников никакого процветания Россия не увидит. Будет потеряно много времени для восстановления справедливости. Стыд и позор власть имущим в РФ, видя такое кощунство беззакония по отношению к носителям культуры. Никто не хочет остановить взорвавшихся чиновников из Минкультуры.

Хочу сказать Вам: бывали Вы везде, как говорят, на суше и на море, под водой и в небесах, а вот в общественном Музее им.Н.К. Рериха не были! Музей Н.К. Рериха находится возле Музея изобразительных искусств им.А.С. Пушкина, недалеко от Кремля, побывайте там (это просьба). Сотрудники МЦР и Музея будут рады Вам. Прошу Вас, Владимир Владимирович, а у вас есть такой шанс - войти в историю защитником Культуры. У Вас достаточно власти, чтобы одним распоряжением запретить чиновникам из Минкультуры когда-либо каким- либо образом вмешиваться в деятельность МЦР и общественного Музея Н.К. Рериха. Пусть лучше они сотрудничают, как при министре Минкультуры А.А. Авдееве.

Я верю, что прогрессивные люди России не допустят разграбления и уничтожения наследия семьи Рерихов.

Жду личного Вашего решения. Копию ответа прошу направить электронной почтой на адрес Международного Центра Рерихов: roerich@icr.su

Лях Василий Викторович,
почитатель творчества Рерихов,
г. Днепропетровск, Украина.


источник: http://www.icr.su/rus/protection/herita ... lyakha.php
Мари
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Мари »

Директору
департамента культурного наследия
Министерства культуры РФ


М.А. Брызгалову

Уважаемый Михаил Аркадьевич!

«Будет время, когда Знамя Мира,
Знамя Культуры покроет весь мир».


2015 ознаменован великим событием для просвещенного человечества – 80-летием Пакта Рериха, уникального юридического документа, защищающего права Культуры как во время войн, так и в мирное время. Великий русский художник, писатель, ученый, путешественник, археолог, видный общественный деятель Николай Константинович Рерих разработал проект Пакта в 1929 году.

Девизом Пакта является фраза «Мир через Культуру». Ведь именно культура поднимает сознание человека, а, следовательно, и духовность. Человек духовный не станет разрушителем, не станет развязывать войну. Рерих писал: «Как мы видим, никаким приказом нельзя запретить войну, так же как нельзя запретить злобу и ложь. Но неотложно, терпеливым напоминанием о высших сокровищах человечества можно сделать эти исчадия тьмы вообще недопустимыми, как порождения темного невежества». (Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991. – С. 107)

С надеждой и уверенностью в светлое будущее человечества 15 апреля 1935 года страны Латинской Америки, вдохновленные идеями Знамени Мира, подписали Пакт о защите культурных ценностей. В 1954 году Советский Союз, как и большинство стран Европы, поддержал Гаагскую Конвенцию, в основу которой был положен Пакт Рериха.

Излишне будет напоминать, что многие международные правовые документы, касающиеся Культуры в целом, базируются на Пакте Рериха. И если бы Николай Рерих был известен только благодаря инициированному им Пакту, он заслуживает признания и уважения у себя на Родине, в России. И что же, 140-летний юбилей нашего великого соотечественника не был никоим образом отмечен Министерством культуры в 2014 году, объявленном Годом Культуры. Юбилей Пакта Мира в текущем году также не был удостоен внимания высоких чиновников. И это несмотря на обращение Международного Центра Рерихов об оказании организационной поддержки международному выставочному проекту «Пакт Рериха. История и современность». Тем не менее, выставка с успехом прошла во многих городах России, в том числе и у нас во Владикавказе.

Проект вызвал большой интерес и за рубежом. Выставку демонстрировали в Австрии, Германии, Индии, Италии, Франции, Швейцарии, Мексике и др. странах. В 2013 году, во время выставки в столице Аргентины Буэнос-Айресе, в кафедральном соборе отцом Александром Руссо, исполнительным секретарем епископства, было освящено Знамя Мира Пакта Рериха. А в 2012 году отцом Александром был принят закон мирового уровня, согласно которому 21 сентября был объявлен Международным днем Мира и днем поднятия Знамени Мира на зданиях государственных и образовательных учреждений. Над Буэнос-Айресом и другими городами страны развевались белые полотнища со Знаком Знамени Мира.

Почему же в нашей стране такое неприятие Знамени Мира и открыто агрессивное отношение к общественному Центру-Музею имени Н.К. Рериха?

Миротворческая деятельность Международного Центра Рерихов два с лишним десятилетия известна в России и за рубежом. Эта деятельность получила высокую оценку Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Ирины Боковой: «Организация ЮНЕСКО рада сотрудничеству с учреждениями, которые занимаются сохранением культурного наследия, как, например, Международный Центр Рерихов. Мне бы хотелось выразить благодарность Центру за организацию этой блестящей просветительской выставки, на которой представлены документы, иллюстрирующие историю создания Пакта и его распространение в мире… » (Пакт Рериха. История и современность: каталог выставки, состоявшейся в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже 2-6 апреля 2012 года.– М.: МЦР, 2012. – С.10)

Уважаемый Михаил Аркадьевич! Я ни в коей мере не пытаюсь уличить Вас в невежестве. Хочется верить, что Вы просто не знакомы с творчеством Николая Константиновича Рериха и наследием уникальной семьи Рерихов. Гуманистический посыл и актуальность идей Знамени Мира, антивоенный характер Пакта в современном мире в свете последних событий особенно очевиден.

Многим людям доброй воли, однако, непонятна позиция Министерства культуры, не желающего мириться с самим фактом существования прекрасного общественного Музея. Удивляет многолетняя систематическая враждебная деятельность Министерства культуры в лице чиновников (призванных защищать культуру!) против общественного Музея имени Н.К. Рериха. Распространение лжи и клеветы достигло абсурда.

Общественная оценка деятельности Музея содержится в книгах отзывов, в многочисленных Обращениях политических и общественных деятелей. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров так отзывался о Музее: «Большая многогранная работа, проделанная Центром-Музеем по ознакомлению российской и международной общественности с творческим и духовным наследием наших великих соотечественников Рерихов, снискала ему высокий авторитет в нашей стране и за рубежом».

Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К. Рериха Людмила Васильевна Шапошникова и коллектив имеют государственные награды за свой подвижнический труд во имя культуры, науки и искусства.

Становится ясно: причина кроется в коллекции картин Рерихов, находящейся в Музее Востока. И если чиновники от культуры считают правом распоряжаться и незаконно удерживать принадлежащую общественному народному Музею имени Н.К. Рериха коллекцию 288 картин, нарушая при этом волю собственника С.Н. Рериха, то ведь и у нас как граждан России есть конституционные права. Пункт 2 Статьи 44 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». А пункт 3 этой же 44 Статьи позволяет нам защищать и охранять наследие Рерихов: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Мы осознаем свою личную ответственность перед будущим нашей великой Родины и, преодолев любые препятствия, будем всемерно беречь и охранять доверенное сокровище – Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Будем сопротивляться злу и клевете на Рерихов, на Музей, на его сотрудников.

Сопротивление злу не есть месть, ибо сопротивление злу предполагает защиту Общего Блага, защиту Мира и Культуры. Именно «Культура и мир являются священным оплотом человечества».

16.09.15

Рита Габуева, г. Владикавказ
Владикавказское Рериховское общество.


источник: http://www.icr.su/rus/protection/herita ... kavkaz.php
Кэтрин
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 14:46

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Кэтрин »

А.В. Стеценко
Некоторые размышления вице-президента МЦР по поводу предстоящего 26.09.2015 г. в Общественной палате РФ круглого стола на тему «Вопросы сохранения и актуализации в современных условиях наследия Рерихов»

Вопросы сохранения наследия Рерихов в России были всегда актуальны. Особенно остро они встали в конце 1950-х годов, когда Юрий Николаевич Рерих привез в СССР первую часть наследия своих родителей Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. Всем интересующимся этой темой хорошо известна та трагедия, которая постигла часть наследия, оставшуюся на квартире Юрия Рериха в Москве после его скоропостижной смерти в мае 1960 г., – она была полностью разграблена. И это несмотря на то, что сам Святослав Николаевич Рерих, МЦР, рериховские и другие общественные организации на протяжении длительного времени буквально упрашивали власть отнестись самым серьезным образом к вопросу сохранения наследия Рерихов и не допустить его разграбления из квартиры Юрия Николаевича. Но их голоса не были услышаны.

Нам также хорошо известно, как власть отнеслась к вопросу сохранения наследия Рерихов, переданного в Россию Святославом Николаевичем Рерихом для создания и деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Несмотря на распоряжения самого С.Н. Рериха, владельца наследия (завещательное распоряжение «Архив и наследство Рериха для Советского фонда Рерихов в Москве» от 19.03.1990 г. и дополнение к нему, заверенное нотариусом, от 22.10.1992 г.), и требования возврата коллекции (письмо Президенту РФ Б.Н. Ельцину от 16.04.1992 г.), которая была предоставлена Министерству культуры на временное хранение для проведения по стране передвижных выставок, эта коллекция так и не была передана ни в СФР, ни в МЦР. Многочисленные просьбы во все правоохранительные органы провести тщательное расследование исчезновения из этой коллекции шести картин (по завещанию С.Н. Рериха, которое не было им изменено, в России должно находиться 288 картин, а по данным Министерства культуры, находится 282) и по этому факту возбудить уголовное дело опять ни к чему не привели. Очередной отказ общественность получила несколько месяцев назад.

Мы не забыли и многолетнюю борьбу Министерства культуры и других ведомств против Генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха, первого вице-президента МЦР, доверенного лица и исполнителя завещания С.Н. Рериха Л.В. Шапошниковой и возглавляемой ею организации. Кроме силовых методов воздействия на МЦР, руководимый Людмилой Васильевной, которая отказывалась признавать права государства на переданное С.Н. Рерихом в Россию наследие, в ход был пущен излюбленный метод тьмы в борьбе со Светом – клевета.

Я не могу найти в истории новой власти в России хотя бы одного случая, связанного с инициативой сохранения и популяризации в России и в мире наследия Рерихов. Все основные инициативы и действия исходили от самой Людмилы Васильевны Шапошниковой, МЦР и других общественных организаций. Я имею в виду не только ее книги, но и проводимые МЦР по ее инициативе научно-общественные конференции; публикации трудов Рерихов, научную работу, направленную на введение в научный оборот основных положений Живой Этики, создание научной школы современного рериховедения, защиту имени и наследия Рерихов, разработку основных направлений концепции культуры Николая Рериха, основанной исключительно на Живой Этике, и многие другие направления. Людмилой Васильевной и МЦР под ее руководством был возрожден интерес к Пакту Рериха и его миротворческой идее «Мир через Культуру», а также разработаны основные направления возрождения Гималайского Института научных исследований «Урусвати».

А что же делала власть в лице Министерства культуры? Она не только не участвовала в этом процессе (за исключением периода 2008-2011 гг., когда министерство возглавлял А.А. Авдеев), но всячески мешала МЦР и рериховским организациям осуществлять свою деятельность.

Поэтому инициатива Общественной палаты РФ провести круглый стол, направленный на нахождение выхода из крайне сложной ситуации, которая сложилась в России с сохранностью наследия Рерихов, и не по вине общества, а исключительно по вине власти, весьма актуальна и может только приветствоваться.

После ухода из этого мира Людмилы Васильевны Шапошниковой резко активизировались силы, которые под предлогом сохранения наследия Рерихов и продолжения дела, начатого Л.В. Шапошниковой, открыто предприняли ряд действий, направленных на явное разрушение основанного С.Н. Рерихом и созданного Л.В. Шапошниковой общественного Музея имени Н.К. Рериха. К сожалению, основным действующим лицом этой истории, которое еще совсем недавно клялось защищать Музей и отстаивать интересы МЦР, а сегодня изо всех сил стремится воплотить давнюю мечту Министерства культуры, является президент МЦР Александр Прохорович Лосюков, ставший инициатором проведения и круглого стола в Общественной палате РФ. Учитывая данное обстоятельство, считаю необходимым раскрыть основные мотивы стремления А.П. Лосюкова как можно скорее провести этот круглый стол. Стоит отметить, что свои открытые активные действия в направлении разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР он начал именно тогда, когда Людмила Васильевна Шапошникова не могла ему противостоять, так как состояние ее здоровья резко ухудшилось. Понимая, что его предложения, обозначенные в его «Проекте (базовый документ для переговоров с российскими ведомствами – МИД, Минкультуры, Правительством Москвы) "О создании при поддержке государства Российской общественной организации по сохранению и изучению Наследия семьи Рерихов"», которые он обсуждал с Министерством культуры, значительно превысили полномочия президента МЦР, А.П. Лосюков пытался получить для себя дополнительные полномочия у Правления МЦР. Но Правление МЦР на своем заседании 03.09.2015 г. подавляющим большинством голосов отказало президенту в его просьбе. Отказ был связан с тем, что предлагаемые А.П. Лосюковым действия в соответствии с Уставом МЦР находятся вне компетенции президента МЦР, а являются исключительно прерогативой Конференции, так как ведут к ликвидации организации. С этой целью Правление МЦР решило созвать внеочередную Конференцию, на которой будет приниматься решение по предложению президента МЦР А.П. Лосюкова, изложенному в его «Проекте…». Если бы А.П. Лосюков хоть немного уважал Устав МЦР, решение Правления МЦР и высокое звание президента нашей организации, то до решения Конференции, которая должна состояться в начале октября, он не предпринимал бы никаких действий по реализации своего проекта. Но предпринятая им широкая рассылка в Интернет-пространстве его «Проекта…» и обращение в Общественную палату РФ как президента МЦР с просьбой о проведении круглого стола с темой, непосредственно связанной с его предложением, свидетельствует о том, что он не намерен ждать результатов Конференции и решение Правления МЦР его не интересует. Учитывая данное обстоятельство, считаю необходимым раскрыть основные положения проекта А.П. Лосюкова и предполагаемой направленности круглого стола, инициатором которого он является.

«Проект (базовый документ для переговоров с российскими ведомствами – МИД, Минкультуры, Правительством Москвы) "О создании при поддержке государства Российской общественной организации по сохранению и изучению Наследия семьи Рерихов"», который был представлен А.П. Лосюковым, в полной мере характеризует своего автора (или авторов). Я сейчас не буду подробно останавливаться на его анализе, отмечу только основные моменты, которые странным образом перекликаются с Обращением к участникам круглого стола, который пройдет в Общественной палате 26.09.2015 г. Это и искажение истории создания СФР и Центра-Музея имени Н.К. Рериха, включая цели передачи С.Н. Рерихом в Россию наследия, и полное непонимание основы и направленности творчества всех членов семьи Николая Константиновича Рериха, и сокрытие основных причин конфликта Министерства культуры с МЦР. Сейчас важно отметить главное: я и мои коллеги не принимаем содержание проекта А.П. Лосюкова, так как оно нарушает основные принципы, заложенные Святославом Николаевичем Рерихом в основание общественного Музея имени Н.К. Рериха и осуществленные исполнителем его завещания Людмилой Васильевной Шапошниковой.
Так, в проекте А.П. Лосюкова говорится следующее: «При поддержке государства создается новая общественная организация на базе существующего ныне при МЦР общественного музея им. Н.К. Рериха, где будут собраны обе части наследия».

Любому человеку, хотя бы немного знакомому с российским законодательством по вопросам создания и деятельности общественных организаций, понятно, что общественная организация, являющаяся базой для создания другой организации, в итоге прекращает свое существование, так как на ее месте будет действовать другая организация, которая будет использовать ее имущество. Таким образом, общественный Музей, основанный С.Н. Рерихом и созданный Л.В. Шапошниковой, если он будет служить базой для создания другой организации, после проведения соответствующей реорганизации прекратит свое существование. А учитывая, что общественный Музей имени Н.К. Рериха не является отдельным юридическим лицом, а служит основным структурным подразделением МЦР, то для того, чтобы осуществить предложение А.П. Лосюкова, МЦР также будет подлежать ликвидации. Следует отметить, что до заседания Правления МОО МЦР, которое состоялось 03.09.2015 г., выступления А.П. Лосюкова перед сотрудниками МЦР были более откровенны – вновь создаваемый музей на базе общественного Музея имени Н.К. Рериха должен быть обязательно государственным. Не найдя поддержки у сотрудников МЦР, президент, очевидно, решил сгладить «острые углы», и так появился «новый общественный музей», хотя от этого смысл его высказываний не меняется.
Проект А.П. Лосюкова: «Территориально организация разместится в избранном для этого С.Н. Рерихом комплексе, занимаемом ныне МЦР (Москва, Малый Знаменский переулок, 3/5).
Фонды организации составят: художественные произведения Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, а также архив семьи Рерихов, находящийся сейчас в МЦР, и часть наследия, хранящаяся в Музее Востока».

Как это похоже на уже отмененное постановление Правительства РФ 1993 г. № 1121 «О создании государственного музея Н.К. Рериха» в усадьбе Лопухиных (Малый Знаменский пер. 3/5) как филиала Государственного музея Востока! Тогда при помощи фальшивых писем и телеграмм из Индии, якобы от Девики Рани, сфабрикованных Мэри Пунача, бывшим секретарем С.Н. Рериха, Министерство культуры инициировало вышеназванное постановление с целью отобрать у МЦР наследие и усадьбу. История повторяется: теперь Министерство пытается это сделать с помощью А.П. Лосюкова.
Проект А.П. Лосюкова: «МЦР включается в число учредителей новой организации, его персонал составляет костяк сотрудников этой организации, МЦР продолжает свою работу в теснейшем взаимодействии с новой организацией»

Увы, это утверждение А.П. Лосюкова совсем не соответствует реальным событиям, которые произойдут, если его замысел осуществится. Во-первых, чтобы осуществить создание «новой общественной организации на базе существующего ныне при МЦР общественного музея им. Н.К. Рериха», Международная общественная организация под названием МЦР должна на своей Конференции принять решение о самоликвидации, так как, в соответствии с Уставом МЦР, создан для сохранения наследия Рерихов и обеспечения деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. И только после этого может быть принято решение о создании новой организации «на базе существующего ныне при МЦР общественного музея им. Н.К. Рериха». Я надеюсь, что теперь должно быть понятно, что после передачи наследия Рерихов Министерству культуры (не только картин, но и всего наследия, включая и архив Рерихов) общественный Музей имени Н.К. Рериха, который в соответствии с Уставом нашей организации является основным структурным подразделением МЦР, перестает существовать. Вот что скрывается под риторикой А.П. Лосюкова о его якобы заботе о сохранении наследия и продолжении дела Л.В. Шапошниковой. Даже если предположить, что МЦР может быть ликвидирован решением суда, то в соответствии с российским законодательством имущество ликвидируемой общественной организации должно быть использовано только на цели, определенные ее Уставом. А основная цель МЦР, записанная в нашем Уставе, – обеспечение деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха, в котором должно храниться переданное С.Н. Рерихом наследие. Нет других целей использования этого наследия, кроме тех, которые определил сам С.Н. Рерих в своем знаменитом письме «Медлить нельзя!» (опубликованном в июле 1989 г. в газете «Советская культура») и многочисленных выступлениях и письмах: наследие должно храниться в основанном им Музее и никому не передаваться. Поэтому МЦР никак не может выступить соучредителем новой организации, которая должна быть создана после его ликвидации.
Проект А.П. Лосюкова: «С точки зрения Минкульта, в связи с решениями вышеупомянутых судов, вся коллекция, переданная в Россию С.Н. Рерихом, должна быть зарегистрирована в государственной части Музейного фонда РФ».

Эта «точка зрения Минкульта», которую поддержал А.П. Лосюков, за 26 лет существования общественной организации, основанной С.Н. Рерихом и созданной Л.В. Шапошниковой, вполне понятна – отобрать у МЦР наследие. Если исходить из Закона, а не представлений о нем, то регистрация наследия в государственной части Музейного фонда РФ может произойти только в том случае, если государство на законных основаниях является его собственником. Но эта «точка зрения» не соответствует реальному положению дел, так как государство не является законным приобретателем этого наследия. Собственник этого наследия С.Н. Рерих государству его не дарил, не продавал и не завещал. Более того, он неоднократно заявлял, что не государство, а общественная организация, им основанная, должна быть собственником этого наследия. Поэтому в 2005 г. Министерство культуры оформило коллекцию картин Рерихов в негосударственную часть Музейного фонда РФ.

Я уже не раз писал и сейчас повторю, что нет ни одного решения суда, которое бы свидетельствовало о том, что МЦР в течение 26 лет владеет наследием Рерихов на незаконных основаниях. Равно как нет ни одного решения суда, которое хотя бы косвенно утверждало, что государство имеет права на это наследие. Невозвращение С.Н. Рериху принадлежащей ему коллекции картин, несмотря на многочисленные обращения самого владельца и его доверенных лиц, свидетельствует о захвате государством наследия, а не о его праве на это наследие. Поэтому я не вижу никаких правовых оснований для передачи наследия, находящегося в МЦР, в государственную собственность (в государственную часть Музейного фонда РФ).

Наша принципиальная позиция по этому вопросу, как выразился сам А.П. Лосюков, его «просто бесит». Видимо, ему, хотя и отставному чиновнику, трудно понять, что кроме материальных благ и спокойного благополучия, существуют и другие ценности в жизни. После того, как подавляющим большинством голосов члены Правления МЦР не предоставили ему право продолжать вести переговоры с Министерством культуры в соответствии с его проектом, направленным на разрушение общественного Музея, и было решено созвать внеочередную Конференцию МОО «МЦР» по этому вопросу, А.П. Лосюков приступил к мобилизации своих сторонников. И они нашлись в стане «обиженных»: кого-то не допустили воплощать амбициозные проекты, не имеющие никакого отношения к сохранению наследия Рерихов в Международном Мемориальном Тресте Рерихов в Наггаре (Индия); кому-то, по их мнению, помешали реализовать свои грандиозные научные планы; кто-то посчитал себя более достойным руководить теми или иными проектами организации, чем те сотрудники, которых поставила на это место сама Людмила Васильевна.

Словом, нашлись люди, которые то ли не понимают, куда может привести осуществление проекта А.П. Лосюкова, а может быть, и сознательно его поддерживают. Если к этому добавить основную поддержку Министерства культуры, то становится понятным, почему эта команда так торопится с рассмотрением проекта А.П. Лосюкова на круглом столе Общественной палаты РФ, не дожидаясь решения внеочередной Конференции МОО МЦР. Если Конференция отклоняет предложение президента, то с большой долей вероятности она должна будет высказать ему вотум недоверия, так как его предложения и действия ведут к разрушению нашей организации. И я думаю, что А.П. Лосюков и Министерство культуры это хорошо понимают. Вот они и торопятся до решения Конференции членов МЦР провести слушания проекта А.П. Лосюкова в Общественной палате РФ и привлечь своих сторонников, чтобы таким образом повлиять на решение Конференции.

Имеющееся в моем распоряжении обращение к участникам круглого стола, свидетельствует о том, что и самому А.П. Лосюкову, и его команде оказалось чуждо истинное значение наследия Рерихов.

«Уникальность творческого наследия семьи Рерихов, – так начинается обращение, – состоит в том, что его художественные, литературные, научные и др. аспекты являются выражением мощного мировоззренческого базиса, сформированного неустанным стремлением Н.К. Рериха, Е.И. Рерих, Ю.Н. Рериха, С.Н. Рериха найти единые духовные корни культурных традиций различных народов мира. Это стремление наполнило философские основы рериховского наследия удивительно гармоничным синтезом культурных традиций, идеалами гуманизма и общечеловеческих ценностей». Вроде бы красиво сказано, но из этой красивости изъято самое главное, о чем постоянно писала Людмила Васильевна, что служит основой творчества всех Рерихов, – Живая Этика, являющаяся философией Космической реальности. Без нее наследие Рерихов не может служить основной своей цели – совершенствованию сознания человека, направленному на его продвижение по тернистому пути космической эволюции. Без Живой Этики непонятна концепция культуры Николая Рериха и его Пакт. Постоянное повторение основной направленности Пакта Рериха – «Мир через Культуру» – без осмысления значения Культуры как почитания Света, данного Живой Этикой, приводит к тому, что из Пакта изымается самое главное. И, как следствие, это приводит к отрицанию самой идеи Пакта.

Зачем г-ну Лосюкову и его команде космическое мировоззрение Живой Этики, с которым они не знают, что делать?! Проще будет Живую Этику и космическое мировоззрение совсем убрать из его проекта и обращения. Что и было сделано. Но и это мы уже проходили в не столь далекие 90-е годы прошлого века, когда Государственный музей Востока пытался отсечь Живую Этику от живописи Н.К. Рериха, которая, по высказыванию Л.В. Шапошниковой, является художественным воплощением идей Живой Этики.

«…Невыполнение правительством СССР обещаний о создании государственного музея Н.К. Рериха, данных при передаче Рерихами и их ближайшими сотрудниками значительных коллекций рериховского наследия в СССР», о чем говорится далее в обращении, является той полуправдой, которую можно характеризовать как сознательную ложь. Авторам этого обращения хорошо известно, что только Юрию Николаевичу Рериху Правительство СССР в лице министра культуры обещало создать государственный музей Н.К. Рериха на основании привезенной им в страну первой части наследия, но своего обещания так и не выполнило. Что же касается второй части наследия, которую в Россию передал С.Н. Рерих, то она была предназначена исключительно для создания общественного музея. И об этом хорошо известно всем, кто интересуется наследием Рерихов. Эта воля Святослава Николаевича закреплена в его концепции развития общественного Музея, изложенной им в знаменитом письме «Медлить нельзя!» (опубликованном в газете «Советская культура» в июле 1989 г.), и была принята руководством страны. Выход в ноябре того же года постановления Совета Министров СССР № 950 «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К. Рериха» является тому доказательством. Теперь А.П. Лосюков вместе с Министерством культуры пытаются нарушить волю С.Н. Рериха и разрушить общественный Музей имени Н.К. Рериха, прикрываясь при этом своей заботой о Наследии Рерихов.

В обращении, так же, как и в проекте А.П. Лосюкова, скрыта основная причина длительного противостояния Министерства культуры и МЦР. При этом его виновником, с подачи А.П. Лосюкова, выступает МЦР, а не Министерство культуры, хотя факты из истории нашей организации, которых накопилось предостаточно, свидетельствуют об обратном. Именно Министерство культуры не желает мириться с тем, что такая общественная организация, как МЦР, а не государство, может обладать бесценными сокровищами, которые не только являются национальным достоянием России, но и обладают значительной материальной стоимостью. Я полагаю, что для чиновников Минкульта второе обстоятельство является более важным, чем первое. Все это происходит потому, что в современной России огромный потенциал общества используется государством исключительно в политических и экономических целях, и совсем игнорируется его роль в сохранении и развитии культуры страны. В нашем случае речь идет об общественных музеях. Если в развитых западных странах доля негосударственных музеев по отношению к государственным колеблется где-то от 45% до 95%, то в России она сводится всего лишь к нескольким процентам. Если в экономике мы достигли значительного продвижения в свободном регулировании экономических отношений, в политике перешли к многопартийной системе, даже религиозные конфессии давно стали мощными негосударственными структурами, то в культуре у нас по-прежнему, как в советское время, монополистом является Министерство культуры. И МЦР, являясь самой крупной общественной организацией в России в области сохранения и популяризации наследия Рерихов, на протяжении почти 26-летней своей истории этот прессинг Министерства культуры испытал в полной мере.

Отсюда и неправильное понимание, по крайней мере, в нашем случае, сути общественно-государственного партнерства. Оно, на мой взгляд, должно заключаться во взаимовыгодном сотрудничестве, а не явном подавлении государством свободы деятельности общественной организации или ее полной ликвидации. Тем более что эта деятельность МЦР является необходимой для государства не только внутри страны, но и за ее пределами. А, как известно, международная деятельность МЦР, направленная на популяризацию наследия Рерихов, поддержана Генеральным секретарем ООН и Генеральным директором ЮНЕСКО. Но на деле все получается в точности до наоборот. Государство в лице Министерства культуры, а теперь и А.П. Лосюкова пытается ликвидировать МЦР и его общественный Музей и тем самым прекратить всю нашу культурную деятельность. Заверения в том, что только в подчинении Министерству культуры и в его составе возможно в современных условиях сохранить наследие Рерихов и вести работу по его популяризации, противоречат истинному положению дел: большая часть картин Н.К. и С.Н. Рерихов в государственных музеях находится в запасниках, до сих не издано ни одного научного каталога. Тогда как МЦР и сотрудничающие с ним организации не только сохранили полученное от С.Н. Рериха наследие, но и приумножили его, достойно ведя работу по его изучению и популяризации.

Поэтому если Общественная палата действительно желает начать работу по сохранению наследия Рерихов в России и «актуализации его в современных условиях», то она должна помочь сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха в таком виде, в каком он был основан С.Н. Рерихом и создан Л.В. Шапошниковой, и оказать помощь в его развитии.
Источник: http://www.icr.su/rus/protection/herita ... palate.php
Мари
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Мари »

Горький опыт прошлого — во спасение будущего

«Много ожесточённых битв около Знамени, и ясно обозначается грань
между Светом и тьмою. Нам сказано отмечать всех, кто против Знамени,
ибо это и будет истинное деление Света и тьмы.

Е.И. Рерих Ф.Д. Лукину, 10 ноября 1933 г.

Юбилейный 2015-й год! 70-летие Великой Победы русского народа в содружестве с другими народами во Второй мировой войне! Как много света, радости, осознания национального достоинства и гордости за своё Отечество, за свой народ и его великие дела принесло этo событие, как объединило людей в общем потоке благодарной памяти шествия «Бессмертный полк»!

Высоко поднялись парадные знамёна больших народных завоеваний. Особо в эти дни отмечался ещё один судьбaносный юбилей — «80-летие Пакта Рериха»! Этот документ планетарного значения, созданный великим сыном России Н.К.Рерихом, явился оберегом всего культурного наследия Земли. Он стал вестником светлого будущего планеты, провозгласив Культуру главной составляющей жизни человечества. Этот документ юридически закреплён в Вашингтоне 15 апреля 1935 года. Великое событие! Символом Пакта стал белоснежный стяг с тремя красными кругами, объединёнными общим кругом, олицетворяющим Вечность. Это Знамя Мира!

Как много за 80 лет привнёс этот бесценный документ в культурное пространство планеты! Сколько лучших людей отозвалось на его призыв оберегать культурное наследие предков, умножать творчество, созидать красоту, нести свет знания! Каким победным маршем идёт по Земле в этом году замечательная выставка «Пакт Рериха. История и современность»! Море белоснежных Знамён с красными кругами поднялось по всей планете, отдавая дань этому событию. Дело Рериха живёт и ширится. Сбылась мечта всей семьи Рерихов: на любимой сердцем родине развеваются Знамёна Мира от Балтики до Охотского моря… И люди собираются во имя Культуры, во имя будущих светлых космических преобразований жизни на планете, во имя Света, Красоты и Знания. Идёт Новая эра и несёт мощные эволюционные перемены.

Но на Земле всегда новое встречало большой протест со стороны отживающих форм, и выражалось это агрессивно и жестоко. Борьба старого и нового, борьба Света и тьмы имеет длинную и многотрудную историю. Но, не зная прошлого, невозможно строить светлое будущее.

Оглянемся назад… 1935 год 15 апреля. В Вашингтоне в Белом Доме торжественно подписан Пакт Рериха в присутствии президента Рузвельта двадцатью одним государством Панамериканского союза. На подписании должны также быть представители трёх Балтийских государств — Литвы, Латвии и Эстонии.

Они давно готовы и ждут только официальное приглашение на церемонию в Белом Доме. Однако этих европейских государств на подписании нет. Почему? Оказывается им якобы забыли своевременно выслать приглашения. Случайность? — Нет. В Европе назревала Вторая мировая война.

Перед лицом военной катастрофы Европа осталась незащищённой столь важным юридическим документом. Результат всем хорошо известен — бесчисленные варварские разрушения и невосполнимые потери. Кто был в этом заинтересован? Можно только догадываться…

Но вернёмся в 1935 год. Через два месяца после подписания Пакта Рериха всем известный банкир и чиновник Луис Хорш начинает откровенные действия, направленные на захват Музея Рериха, открытого в 1929 году в Нью-Йорке. В ход идут интриги, ложь, суды с подкупом судей, обвинение Н.К. Рериха в несуществующих долгах, которые можно покрыть картинами великого мастера, и введение в заблуждение президента США Ф. Рузвельта, тем самым добиваясь его поддержки. Судебные разбирательства тянутся годами и наконец в апреле 1938 года Луис Хорш тайком ночами вывозит из Музея Рериха все 1006 картин великого мастера, все ценные предметы искусства, книги, важные документы и архивы. К концу 1940 года суд вынес неслыханное по цинизму решение в пользу Хорша, несмотря на то, что и музей и все картины были принесены в дар американскому народу, о чём и было широко оповещено в печати, а также в особом письме президенту Соединённых Штатов. Сотрудникам, которые боролись за охрану музея, всё же удалось спасти и вывезти некоторые архивы и документы, а затем они покинули стены разорённого музея. Луис Хорш впоследствии распродал украденные картины.

Н.К.Рерих писал в 1940 году: «Правда, в истории можно видеть примеры, как в войнах уничтожались библиотеки, музеи и всякие культурные памятники. Но не приходилось нам читать, чтобы 1000 картин одного мастера бросались бы в темницу, а народ безмолствовал».

Такова горькая правда о чудовищном предательстве сотрудника, которому Николай Константинович безгранично доверял. Напрашивается классическое «И ты, Брут?!»…

Но верные сотрудники всё своё сердце отдали возрождению общественного Музея Рериха уже в другом здании и на свои личные пожертвования, покупая картины на тех же аукционах. Добрым словом хочется вспомнить огненного борца Зинаиду Григорьевну Фосдик, так много сделавшую для возрождения этого музея, верную и преданную сотрудницу и сподвижницу Рерихов. Этот негосударственный музей живёт и работает, и известен во всём мире.

В 1948-1949 гг. были объявлены политически неблагонадёжными и арестованы 40 (из 100) членов Латвийского Общества Рериха, осуждены по статье 58-й и высланы для отбывания срока в лагерях Севера, Казахстана. Рихард Яковлевич Рудзитис был отправлен в Москву, где жестоко пытан на Лубянке, а затем направлен для отбывания срока в ГУЛАГ.

Особо трагично сложилась судьба Александра Ивановича Клизовского. Он был арестован на второй день Второй мировой войны и вывезен в Ташкент, где согласно постановлению от 26 мая 1942 г. был расстрелян. А в 1989 году Ф.И.Клизовский реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления (посмертно).

Как в этот период сложилась судьба полотен Н.К.Рериха? При обысках у членов Общества и их родственников конфисковывались в пользу государства найденные картины, книги и личное имущество. При конфискации картин в 1940 году из коллекции пропало 7 картин: «Прокопий праведный», «Ламаюра», «Гималаи», «Горное озеро. Тибет», «Гималаи. Утро», «Шекар-Дзонг», «Первобытные люди». Впоследствии картина «Шекар-Дзонг» была замечена в Москве как проданная кем-то из Германии.

Остальные картины были снова отправлены в городской художественный музей и находились в спецфонде, без разрешения показа до 1958 года, когда в Москве прошла первая в России выставка Николая Рериха, организованная Святославом Николаевичем Рерихом. Это послужило толчком к изменению отношения к картинам Рериха и в рижском музее. Теперь там есть постоянный небольшой зал, где размещены полотна мастера. В этом заслуга Гунты Рихардовны Рудзите – дочери Р.Я. Рудзитиса.

В 1954-1960 годы бывшие члены Общества начали возвращаться из заключения. К сожалению, не многие из них дожили до 17 ноября 1988 года, когда торжественно в Храме «АВЕ-СОЛ» было озвучено постановление о восстановлении Латвийского Общества Рериха, и мне выпала честь быть свидетелем этого исторического события 27 лет назад. Однако собственность Латвийского Общества — картины Рериха — государством возвращены так и не были.Так закончилась прекрасная попытка семьи Рерихов создать в Латвии общественный музей им. Рериха, которую грубо оборвала в самом начале политически-государственная машина власти. Говорят, бог любит Троицу. Жизнь продолжается, и в новом веке сбылась-таки мечта всей жизни великой семьи Рерихов: в любимой России родился великолепный Музей имени Рерихов. Задачу, поставленную Святославом Николаевичем Рерихом о создании музея нового типа – общественного, свободного от какого-либо диктата государством, осуществлена большими подвижниками — Людмилой Васильевной Шапошниковой, уникальной русской женщиной, гигантом воли, талантливым организатором и преданным сотрудником Иерархии Света, Юлием Михайловичем Воронцовым, Борисом Ильичом Булочником и всенародной помощью. 25 лет в центре Москвы, как яркая звезда, сияет своей космической энергетикой культуры этот уникальный музей на радость народу и на зависть алчным деструктивным силам, давно задумавшим неладное. И как в старых сказках все 25 лет этим алчным силам нет покоя, и нет покоя Светлому Музею от десятилетиями льющихся потоков клеветы, подлых измышлений, шантажа, чёрного пиара, угроз, судов и т.д и т.п.(знакомые мотивы). Шла борьба за захват уникального наследства семьи Рерихов у законного владельца. А Музей рос среди этих вихрей и сражений, закаляясь горьким опытом самозащиты и стойкой охраны бесценного дара народу России.

Государственные чиновники от Министерства культуры РФ воюют с Музеем, который им не принадлежит и не хочет принадлежать. Вроде бы не война, а диктат как от военного ведомства. Этого Рерихи на Родине не ждали. Очень похоже на ситуацию с Хоршем и иже с ним, кто взял на свою совесть тогда то позорное чёрное дело.

Только сейчас век другой и люди в России другие, и президент другой (не как в равнодушной Америке), есть кому заступиться и не дать уничтожить космический Духовный Фокус, каковым является МЦР, созданный на помощь Новой России. Не сможет любимая Рерихами Заповедная Страна стать великой державой без эволюционного духовного наполнения. Для помощи Космос послал ей такой Духовный источник — Музей с особенными энергетическими картинами и МЦР — место новых огненных знаний. Свет и тьма — это всегда противостояние. Сейчас пришёл последний час сделать выбор сердца, с кем твоя, человек, совесть, каково эволюционное сознание? Кому помогать согласен и во имя чего, созидать или разрушать? Грозное условие: «Быть или не быть». Чиновник — везде чиновник, подвижник — везде подвижник. На подвижниках Мир стоит! К ним и обращаюсь: пусть горький опыт прошлого послужит во спасение.

Добудем вместе победу Света и отстоим наше духовное сердце — общественный Центр-Музей имени Н. Рериха!

Благодарим своих врагов

Л.В. Шапошниковой

Благодарим своих врагов,
К последнему позвавших бою.
Заволновалась наша кровь —
И мы забыли о покое,

Клинком сверкает наша мысль,
И сконцентрирована воля.
Мы на сраженье собрались
По зову Куликова поля.

И мирные свои дела
Оставили на гребне века.
Жизнь самых верных призвала
Свет добывать для человека.

Коварен, вероломен враг,
Нет подлости его предела,
Но Света белоснежный стяг
Мы разворачиваем смело.

Восходит солнце — и в лучах
Тьма растворяется без следа.
И на земле и в небесах
Грядёт речённая победа!

Председатель Латвийского отделения МЦР
Озолиня М.Р.


21 сентября 2015 г.
Рига.

источник: http://www.roerichs.com/gorkiy-opyit-pr ... udushhego/
Мари
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Мари »

Открытое письмо Городской общественной организации «Общество Рерихов» г. Сызрани

Городская общественная организация «Общество Рерихов» г. Сызрани целиком поддерживает и полностью солидарна с мнением, высказанным Эстонским Обществом Рериха в их открытом обращении от 17 сентября 2015 г.

Международный Центр Рерихов, созданный по воле С.Н. Рериха, являясь законным правопреемником Советского Фонда Рерихов, более двух десятков лет не только хранит наследие семьи Рерихов, переданной ему Святославом Николаевичем, но и за эти годы преумножил художественные фонды Музея имени Н.К. Рериха. То есть без участия государства были приобретены и ввезены на территорию Российской Федерации культурные ценности мирового значения. За одно это правительство РФ и Москвы должны быть благодарны Международному Центру Рерихов и Музею им. Н. К. Рериха.

Уникальность Международного Центра Рерихов и общественного Музея им. Н.К. Рериха
состоит в том, что они являются как бы лакмусовой бумагой процессов развития способности нашего общества на пути к самостоятельному существованию и демократическим преобразованиям. Если государственные чиновники не против этих процессов, то они должны всячески поддерживать конструктивные инициативы граждан нашей страны, а не изо всех сил стараться их уничтожить или подчинить своим интересам.

Прямая обязанность всех граждан, кто за свободное развитие культуры в нашей стране,
сохранить общественную организацию Международный Центр Рерихов и статус общественного музея имени Н.К. Рериха в Москве.

Любой компромисс — суть предательство. Нужно всем помнить, что Святослав Николаевич Рерих никогда не передал бы наследие своей семьи в Москву без условия образовании именно общественного музея. Он надеялся, что его Родина примет и обязательно выполнит это условие.

источник: http://www.roerichs.com/otkryitoe-pismo ... -syizrani/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Елена В. »

Опасность разрушения

Серебряный век в России дал миру целую плеяду выдающихся представителей науки, философии, искусства, особое место среди которых занимает уникальная семья Рерихов. Ее роль в эволюции человечества еще не до конца понята. Путешествуя по разным странам мира, Рерихи внимательно наблюдали за духовным ростом «Ивана Стотысячного», как они величали народы России. Именно Родине, куда Рерихи многие годы стремились вернуться, предназначались плоды их творчества: «Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения»[1], — писал Н.К. Рерих.

Планы Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по возвращению их наследия в Россию были осуществлены сыновьями. В 1990 году Святослав Николаевич Рерих передал свою часть наследия родителей общественной организации «Советский Фонд Рерихов» (СФР), которая позднее по его инициативе была переименована в Международный Центр Рерихов (МЦР). Судьба наследия в России с самого начала складывалась непросто. Государственный чиновничий аппарат вступил в жесткую борьбу за обладание коллекцией С.Н. Рериха, инициатором которой стали Министерство культуры и музей Востока (ГМВ).

Очередной демонстрацией сил, направленных против МЦР, стало открытое письмо директора государственного Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге А.А. Бондаренко к Министру культуры В.Р. Мединскому, опубликованное СМИ в августе 2015 года. Ключевое требование, содержащееся в письме – наследие Рерихов, хранящееся в МЦР и общественный Музей имени Н.К. Рериха передать государству.

Чтобы понять правомочность подобного предложения, обратимся к истории двадцатипятилетнего противостояния Международного Центра Рерихов натиску государственных институтов, стремящихся завладеть коллекцией Святослава Николаевича.

Сыновья Рерихов имели перед собой задачу – создать в России музея имени своего отца, прекрасно сознавая значение сохранения целостности наследия. Юрий Николаевич Рерих, имевший мировую известность как ученый-востоковед, пытался достичь этого, предлагая создать государственный музей. Министерство культуры, пообещав выполнить его условия и приняв для основания музея более 500 картин Н.К. Рериха, не сделало и шага для реализации планов Юрия Николаевича. Полученные художественные полотна были распределены между Русским музеем, Третьяковской и Новосибирской галереей, несмотря на то, что Министерство культуры располагает письмами Ю.Н. Рериха, в которых он протестовал против расчленения целостной коллекции картин.

Непростительное неуважение и безответственная бездеятельность были проявлены Министерством культуры и в отношении имущества Ю.Н. Рериха, находившегося после его смерти в московской квартире. Это картины, коллекции индийской живописи и бронзы, научные архивы, книги, личные вещи. Отказав в праве наследования этого имущества младшему брату Святославу Николаевичу Рериху, чиновники Министерства культуры не предприняли никаких мер, чтобы воспрепятствовать разграблению культурных сокровищ[2] и их возможную утрату для России. Так государство неоднократно демонстрировало свою несостоятельность в отношении сохранения наследия Рерихов.

Печальный опыт старшего брата побудил Святослава Николаевича Рериха обратиться к альтернативному пути – использовать общественный потенциал: «Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации…»[3]. С этой целью он инициирует образование Советского Фонда Рерихов, поручив ему создание Музея имени Н.К. Рериха, для основания которого он передал свою часть наследия родителей, составив соответствующий нотариально заверенный документ[4].

Зная о претензиях Министерства культуры и руководства музея Востока на наследие Рерихов, Святослав Николаевич однозначно выразил свою волю: «…Подчинение Центра Министерству Культуры, а тем более Музею культур народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество»[5].

Вопреки столь недвусмысленному указанию, сразу после смерти С.Н. Рериха издается Постановление Правительства за №1121 от 4 ноября 1993 г. о создании государственного музея Н.К. Рериха: «1. Принять предложение Министерства культуры Российской Федерации, поддержанное Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом и правительством Москвы, о создании в г. Москве Государственного музея Н.К. Рериха на правах филиала Государственного музея Востока»[6]. Так Министерство культуры и музей Востока «отблагодарили» С.Н. Рериха после его ухода.

В условиях неимоверного напряжения, вследствие непрекращающихся притязаний со стороны государственных учреждений на наследие Рерихов, Международный Центр Рерихов блестяще справлялся с поставленной С.Н. Рерихом задачей, создавая великолепный Музей имени Н.К. Рериха. Он разместился в полуразрушенной Усадьбе Лопухиных, которая была восстановлена благодаря меценату Б.И. Булочнику, сотрудникам МЦР и общественности. Государство не выделило ни копейки на воссоздание Усадьбы Лопухиных. Реставрация архитектурно-исторического памятника Москвы XVII-XIX вв. осуществлена в соответствии с предъявляемыми в подобных случаях требованиями. За восстановление Усадьбы Лопухиных коллектив реставраторов и генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН Л.В. Шапошникова были награждены Национальной премией «Культурное наследие»[7], также Людмила Васильевна Шапошникова стала лауреатом премии Европейского Союза по Культурному Наследию «Европа Ностра»[8].

Проводимая на протяжении четверти века многоплановая и масштабная культурно-просветительская, научная, выставочная деятельность МЦР получила высокую оценку мирового сообщества в лице политических, культурных и общественных деятелей, а также международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, Ассоциация Национальных Комитетов Голубого Щита, Международный совет музеев (ИКОМ) и др. Так жизнь подтвердила дальновидность С.Н. Рериха, возложившего ответственность за наследие на плечи общественной организации «Международный Центр Рерихов». Музей радует и удивляет сотни тысяч посетителей своей экспозицией, созданной атмосферой Дома Муз. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные отзывы[9]:

«Музей, на мой взгляд, является национальным достоянием России: в нем собраны дивной красоты картины, интересные предметы из бронзы, археологические находки, фотографии. А главное, музей вводит посетителей в мир духовного наследия Рерихов, призывает охранять сокровища культуры. И сохранять мир на Земле. Надеюсь приводить в музей моих детей, внуков, друзей. Безмерно рады, что дворец Лопухиных восстановлен и в нем находится исключительно интересный духовный музей». Наталия Долинская, г. Санкт-Петербург.

«Благодарю от всего сердца за то, что вы сохранили картины Н.К. и С.Н. Рерихов, наследие великой семьи и тем самым сохранили возможности для народа напитаться истинной духовностью, красотой и светом. Спасибо Вам!», — пишут в книге Усмановы из г. Новосибирска.

«Огромное спасибо за то, что во времена упадка духовной культуры вы сохраняете то ʺразумное, доброе, вечноеʺ, что не дает погибнуть нашей нации. Ваш музей – это оазис в пустыне пошлости и бескультурья, это совершенно другой мир, другая галактика. Поистине, Русь – ʺнеотпитая чашаʺ. После посещения вашего музея хочется верить в лучшее ее будущее. Спасибо вам за память о Великом человеке и его имени». Семья Сорокиных, Бологовский район, Тверская область.

Таково мнение граждан России об общественном Музее имени Н.К. Рериха.

Несмотря на успешную деятельность общественного Музея, государственные чиновники не оставляют попытки его огосударствления, используя целый арсенал средств: привлечение к суду, использование «телефонного права», осуществление попыток вторжения и захвата территории усадьбы Лопухиных, лишение Музея его мецената и др. До сих пор льется поток клеветнических публикаций на Международный Центр Рерихов и его Музей. Письмо А.А. Бондаренко к В.Р. Мединскому является ярким тому подтверждением.

Например, г-н Бондаренко утверждает, что Советский Фонд Рерихов «defacto имел государственный статус»[10]. Обратимся к документам. В Постановлении Совета Министров СССР «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К. Рериха», в частности, говорится: «Одобрительно отнестись к предложению <…> о создании Советского Фонда Рерихов. При этом имеется в виду, что деятельность этой общественной организации (выделено мною – авт. Л.В.) обеспечивается за счет добровольных взносов советских государственных и общественных организаций, кооперативов, граждан <…>»[11]. Таким образом, Советский Фонд Рерихов создавался и воспринимался государством как общественная структура.

Кроме того, если бы СФР имел государственный статус, как заявляет А.А. Бондаренко, Министерству культуры не имело бы смысла препятствовать в реализации его права наследования, а также удерживать в ГМВ 288 картин, которые входят в коллекцию С.Н. Рериха, переданную по завещанию СФР. Логики в позиции А.А. Бондаренко явно не достает.

Столь же нелогичным выглядит заявление А.А. Бондаренко о том, что в числе «первоочередных задач государства» стоит необходимость «обеспечить передачу государству всего наследия, удерживаемого без законных на то оснований»[12]. Задумывался ли автор письма о том, как было бы возможно общественной организации без наличия законных оснований, не имея всех правоустанавливающих документов, выстоять под мощным прессом государственной машины, способной раздавить любую структуру? Но, вся беда чиновников в том, что именно у них нет никакого правового фундамента, потому в ход идут самые неприглядные средства, чтобы завладеть наследием Рерихов.

Святослав Николаевич Рерих не раз подтверждал свою волю передать, принадлежащую ему коллекцию Международному Центру Рерихов. Он составил документ, который признан дополнением к завещанию[13], также обращался в разные инстанции: Б.Н. Ельцину[14], Р.И. Хасбулатову[15], А.Е. Карпову[16], Ю.М. Лужкову[17]. Правильность позиции и действий МЦР в отношении наследия Рерихов подтверждает и факт пребывания Святослава Николаевича на посту Почетного Президента Международного Центра Рерихов.

Воля собственника, передающего свое имущество другому лицу, во всех странах является неоспоримой нормой международного права. И только на Родине Рерихов волеизъявление С.Н. Рериха упорно оспаривается государством в лице Министерства культуры в течение нескольких десятков лет!

Необходимость изъятия государством наследия Рерихов А.А. Бондаренко аргументирует тем, что «именно государственная музейная система России, как мало какая ещё, показала свою эффективность, надёжность <…>»[18]. Но разве А.А.Бондаренко не знает о нашумевшей в августе 2006 года краже из запасников Государственного Эрмитажа коллекции русской эмали и ювелирных украшений?[19] Руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Б. Боярсков в своих комментариях по этому поводу сказал, что такой случай не является неожиданностью, поскольку он не единичен, подобное случалось и в Таганрогском, Астраханском художественных музеях, где «в результате нарушения служебных инструкций выдавались для написания копий подлинники художественных произведений, что привело потом к их замене и направлению на рынок подлинных произведений искусства»[20].

Быть может, к наследию Рерихов отношение государственных музеев более ответственное? А.А. Бондаренко утверждает, что «государственная защита рериховского наследия <…> по-настоящему себя оправдывает без всяких оговорок»[21]. Тогда почему в Третьяковской галерее убрали постоянную экспозицию картин Николая Константиновича, которая занимала и без того лишь небольшую часть одного из залов? Почему в Русском музее так и не созданы залы, демонстрирующие всю коллекцию картин, переданную Ю.Н. Рерихом, как было ему обещано? По какой причине тысячи картин Рерихов, хранящихся в галереях и музеях России, выставляются лишь в случае каких-то значительных юбилеев и десятки лет пылятся в фондах? Почему музей Востока так яростно борется за 288 картин из коллекции С.Н. Рериха, ради того, чтобы около тридцати лет скрывать их в своих запасниках? А что говорить о состоянии картин, которых зрителю не показывают! Почему Министерство культуры, которое являлось попечителем коллекции С.Н. Рериха, привезенной для экспонирования в Россию, до сих пор не дало никакого отчета общественности, как могло случиться, что в музей Востока из 288 картин передано 282?

Таковы подходы государственных структур к наследию Рерихов. Если учесть, что в настоящее время под вопросом стоит бюджетное финансирование охранных услуг в государственных музеях, то надежность содержания культурных сокровищ вообще сомнительна. Для А.А. Бондаренко приведенные выше факты далеко не секрет, он делает оговорку, что в государственной музейной сфере всё далеко не безоблачно, «проблемы есть и их много»[22].

Действительно, проблемы государственных музеев, в том числе, упомянутые г-ном Бондаренко, не решаются десятилетиями, и часто по причине зависимости от всевозможных распорядительных документов, нерешительности и безответственности отдельных чиновников. И проблема сохранности музейных ценностей – острейшая.

Так о какой надежности государственной системы защиты музейных сокровищ говорит А.А. Бондаренко? И почему он так упорно ставит под сомнение сохранность ценностей, содержащихся в общественном Музее имени Н.К. Рериха, игнорируя тот факт, что за 25 лет там не только не утратились культурные сокровища, но, благодаря меценатам и дарителям, коллекции МЦР приумножились.

В отличие от государственных у общественного Музея имени Н.К. Рериха есть всего две проблемы. Первая – непрекращающиеся претензии со стороны Министерства культуры РФ на наследие Рерихов. Вторая – возникшие с потерей главного мецената Б.И. Булочника финансовые трудности. При этом именно первая проблема мешает разрешиться второй.

А.А. Бондаренко, воспевая хвалебный гимн государственным музеям, ставит в пример их успешную выставочную деятельность. Однако, ничуть не желая умалить работу государственных музеев, заметим, что их выставочная деятельность ограничивается пространством самих музеев, реже – пределами своих городов, и уж совсем единичны случаи международного обмена коллекциями. Тогда как выставочная деятельность Музея имени Н.К. Рериха охватывает большие и малые города России, ближнего и дальнего зарубежья, как того и желал С.Н. Рерих. Более пятисот выставок картин Н.К. Рериха на счету МЦР. С 2014 года жители 90 городов и поселков нашей страны познакомились с материалами культурно-просветительского международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность», посвященного 80-летию его подписания. Не это ли свидетельство того, что все, что находится в распоряжении МЦР, действительно является достоянием народа?! Выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» прошел в странах Европы, Америки, Индии при поддержке МИД РФ, ООН и ЮНЕСКО. Какой из государственных музеев способен осуществить подобное? В таких обстоятельствах стоит ли государству пренебрегать богатым опытом, который имеет МЦР? Принимая активное участие в продвижении выставочного проекта, общественность задается вопросом: почему чиновники Министерства культуры РФ не поддержали культурные инициативы МЦР? Быть может, они не сознают смысл и значение Пакта Рериха для сохранения культуры и им не близок девиз Н.К. Рериха «Мир через Культуру»?

Чиновникам бывает сложно отойти от административно-командного подхода в сотрудничестве с общественными структурами, что не способствует взаимопониманию и со-творчеству. Так и отличительной чертой письма А.А. Бондаренко, как государственного служащего, является его указующий характер. Он предписывает «предпринять все возможные меры для обеспечения государственной регистрации всех рериховских архивов и коллекций, находящихся в распоряжении Международного центра Рерихов…»[23]. Не имея представления о положении дел в МЦР, г-н Бондаренко не в курсе того, что в соответствии с законодательством РФ руководство МЦР ведет планомерную работу по постановке коллекций на учет в Музейный фонд РФ в его негосударственную часть как того требует законодательство РФ. Это не отнимает у российского народа рериховские сокровища, как ошибочно считает А.А. Бондаренко, поскольку в законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» говорится, что «музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации»[24].

Нимало не смущаясь, А.А. Бондаренко искажает исторические факты, связанные с жизнью и деятельностью Рерихов. Например, говоря об успехе научных экспедиций Николая Константиновича, он пишет: «А вот программы нью-йоркского музея, имевшие государственную поддержку, оказались успешными и дали прекрасные результаты в виде двух масштабных центрально-азиатских экспедиций, собранных уникальных коллекций и Гималайского исследовательского института «Урусвати» в Индии»[25]. Во-первых, Н.К. Рерих организовал одну Центрально-Азиатскую экспедицию, а не две. Вторая его экспедиция Маньчжурская проходила по Монголии. Во-вторых, Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха (1924-1929 гг.) отнюдь не финансировалась и не поддерживалась американским государством. Ее снаряжение и финансовое обеспечение целиком и полностью осуществлялось за счет средств от продажи художественных полотен Н.К. Рериха[26]. Елена Ивановна Рерих, лично принимавшая участие в этой экспедиции, писала: «Не забудем, что вся экспедиция в Среднюю Азию, за которую кредит получил Музей, была целиком оплачена им из средств, полученных за картины»[27].

По возвращении Рерихи основали в долине Кулу научно-исследовательский институт «Урусвати» на средства от продажи картин и издательской деятельности как констатирует Е.И. Рерих[28]. Определенная доля расходов покрывалась единовременными частными или общественными субсидиями на проведение научно-изыскательской деятельности и экспедиций по сбору коллекций различного рода. Сотрудниками нью-йоркского музея Н.К. Рериха организовывались кампании по сбору средств на конкретные научные цели.[29]

Только Маньчжурская научная экспедиция Рерихов (1934-1935 гг.) была поддержана американским государством. Ее финансирование и оснащение осуществлял Департамент земледелия США, с целью получения семян засухоустойчивых растений, препятствующих эрозии почв и распространению насекомых-вредителей. Это подтверждает биограф семьи Рерихов П.Ф. Беликов[30].

Заключая анализ обращения А.А. Бондаренко к Министерству культуры, подчеркнем, что Международный Центр Рерихов является успешным и уникальным представителем общественных институтов в России, работающим на поприще Культуры. Он имеет поддержку общественности во многих регионах страны и за рубежом. Это люди, глубоко понимающие суть происходящих в российском культурном пространстве процессов, хорошо знающие способность чиновников использовать служебное положение в корыстных интересах. Важным отличием Международного Центра Рерихов является то, что его сотрудники работают не только в расчете на зарплату, обеспечивающую их жизнедеятельность, но прежде всего, на началах энтузиазма, вытекающих из принятия высоких идей наследия Рерихов, что является прочным гарантом надежности сохранения доверенных культурных сокровищ.

МЦР как уникальную общественную форму культуры следует не уничтожать государству, а поддерживать, перенимать и распространять его опыт и, прежде всего, в сфере культуры. Учитывая финансовые затруднения Музея имени Н.К. Рериха, государство могло бы взять на себя финансовую помощь и осуществлять прямое участие в ряде целевых программ МЦР, имеющих важное научное и культурно-воспитательное значение для страны. Такое дружественное сотрудничество как одна из форм общественно-государственного партнерства пошло бы на пользу не только Музею, но и всей отечественной культуре. И Святослав Николаевич Рерих не исключал такого варианта участия государства в деятельности создаваемой им организации: «Понимая хорошо нелегкое состояние дел в России, я тем не менее надеюсь на финансовую поддержку Центра со стороны российского Правительства»[31], — писал он, обращаясь к Б.Н. Ельцину.

Культура, Знамя которой ярко и достойно несет Международный Центр Рерихов, составляет духовную сущность народа и потому Культуру нельзя национализировать, объявив государственной ту или иную ее часть. Пусть наша страна явит миру пример разнообразия форм культуры, их свободное развитие, мирное сосуществование и творческое сотрудничество. Мир через Культуру!

Л.С. Воронова,
г. Пермь


________________________________________

[1] Рерих Н.К. Четверть века // Рерих Николай. Листы дневника. В 3-х т. Т.3. М.: МЦР, 2002. С. 26.

[2] См.: Ревякин Д. Гибнущее наследие. М.: МЦР, 2010; Ширяев В. «Некоторые обстоятельства вызывают у меня беспокойство…» // Шапошникова Л.В. Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: МЦР, 2015. С. 500–516.

[3] Рерих С.Н. Письма. Т.2. М.: МЦР, 2005. С. 376.

[4] Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. М.: МЦР, 2001. С. 105–106.

[5] Рерих С.Н. Письма. Т.2. М.: МЦР, 2005. С. 376.

[6][Электронный ресурс] сайт Сейчас.ру // Режим доступа: http://www.lawmix.ru/expertlaw/259541

[7] Таневская М.Н. Радость победы // [Электронный ресурс] сайт МЦР // Режим доступа: http://lib.icr.su/node/2090

[8] Генеральный директор музея // [Электронный ресурс] сайт МЦР //Режим доступа: http://www.icr.su/rus/about/direction/director/

[9] См.: Из книги отзывов Музея имени Н.К. Рериха // Шапошникова Л.В. Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: МЦР, 2015. С. 567–572.

[10] Открытое письмо А. Бондаренко министру культуры РФ В.Р. Мединскому // [Электронный ресурс] сайт Музея-института семьи Рерихов // Режим доступа: http://www.roerich.spb.ru/story/direkto ... nko-prosit

[11] Постановление Совета Министров СССР «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К. Рериха» от 4 ноября 1989 № 950 // [Электронный ресурс] сайт МЦР // Режим доступа: http://lib.icr.su/node/13

[12] Открытое письмо А. Бондаренко министру культуры РФ В.Р. Мединскому // [Электронный ресурс] сайт Музея-института семьи Рерихов // Режим доступа: http://www.roerich.spb.ru/story/direkto ... nko-prosit

[13] Рерих С.Н. Дополнение к завещанию // [Электронный ресурс] сайт МЦР // Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/herita ... /index.php

[14] Рерих С.Н. Письма. В 2-х т. Т.2. М.: МЦР, 2005. С. 380.

[15] Там же. С. 379.

[16] Там же.

[17] Там же. С. 383–384.

[18] Открытое письмо А. Бондаренко министру культуры РФ В.Р. Мединскому // [Электронный ресурс] сайт Музея-института семьи Рерихов // Режим доступа: http://www.roerich.spb.ru/story/direkto ... nko-prosit

[19] См.: Скандал в Эрмитаже: подлинники или копии? // [Электронный ресурс] сайт pravda.ru. Режим доступа: http://www.pravda.ru/culture/culturalhi ... rmitage-0/

[20] См.: Хищения в Эрмитаже и проблема сохранности музейных ценностей // [Электронный ресурс] База данных ФОМ // http://bd.fom.ru/report/cat/art_art/d063325

[21] Открытое письмо А. Бондаренко министру культуры РФ В.Р. Мединскому // [Электронный ресурс] сайт Музея-института семьи Рерихов // Режим доступа: http://www.roerich.spb.ru/story/direkto ... nko-prosit

[22] Там же.

[23] Там же.

[24] Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Гл. II, ст.5. [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ // Режим доступа: http://base.garant.ru/123168/2/#block_200#ixzz3luED5m8d

[25] Открытое письмо А. Бондаренко министру культуры РФ В.Р. Мединскому // [Электронный ресурс] сайт Музея-института семьи Рерихов // Режим доступа: http://www.roerich.spb.ru/story/direkto ... nko-prosit

[26] Стеценко А.В. Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха. Факты и домыслы // [Электронный ресурс] сайт МСРО // Режим доступа: http://www.roerichs.com/Publications/Ro ... dition.htm

[27] Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 499.

[28] Там же.

[29] См.: Светлов А. Использование опыта Института гималайских исследований «Урусвати» при организации Института изучения скрытых сил и свойств человека // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lotus-skh.narod.ru/Spisok1/st3_r.htm

[30] Беликов П.Ф. Последняя научно-исследовательская экспедиция Н.К.Рериха // Рериховские чтения, 1976 г. Новосибирск, 1976. С. 95; О.А.Лавренова. Маньчжурская экспедиция Н.К.Рериха // [Электронный ресурс] сайт МЦР // Режим доступа: http://lib.icr.su/node/2030

[31] Рерих С.Н. Письма. В 2-х т. Т.2. М.: МЦР, 2005. С. 380.
источник: http://www.roerichs.com/opasnost-razrusheniya/
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»