Искажение картин Н.К. Рериха на выставке музея Востока

Ирэн
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 10:28

Re: Искажение картин Н.К. Рериха на выставке музея Востока

Сообщение Ирэн »

Действительно, очень трудно понять из этой презентации ГМВ как понимал "Державу Света" Н.К. Рерих. Представленная нарезка из картин Н.К. Рериха показывает отсутствие созидательного начала у тех, кто это делал, без которого невозможно раскрыть всю мощь и красоту творчества Н.К. Рериха, а также ощутить энергетику великих творений. Пренебрежительное отношение к наследию Рерихов стало отличительной чертой чиновники из ГМВ и как результат - выхолощенность, когда цивилизация побеждает Культуру.
Мира
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 04 фев 2016, 12:08

Re: Искажение картин Н.К. Рериха на выставке музея Востока

Сообщение Мира »

Кто знаком со светоносным творчеством Николая Константиновича и любит его полотна - понимает, что из шедевров мирового масштаба сделали прозаичный винегрет, дешёвое шоу. При просмотре так называемой "выставки в Брюсселе" возникает чувство отторжения и неудовлетворённости, печально. Такое ощущение, что старатели-производители "выставки" намеренно растворили высокую духовную основу и фундаментализм картин Н.К. Рериха, стремясь оставить у зрителя лишь чувство неустойчивости, зыбкости, неосновательности и хаотичности...
И что меня особенно возмутило - из картины "Сокровенное (сокровище гор)", где в состоянии глубокой молитвы изображены Учителя человечества среди удивительных гималайских кристаллов горного хрусталя - создатели этого шоу сделали изрезанную в полосы занавеску!! Сквозь эту занавеску проходят гости выставки, чтобы добраться к видеоэкрану. Жуткое кощунство.
Как жаль, что мы, русские люди, так и не смогли оценить и не научились понимать всю космичность, многоплановость и философскую глубину творчества нашего Великого соотечественника.
Anna R
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 04 фев 2016, 23:33

Re: Искажение картин Н.К. Рериха на выставке музея Востока

Сообщение Anna R »

На кощунственное распитие шампанского напротив загнанных в мрачный угол, собранных беспорядочно изображений с Картин Н.К. Рериха, хочется ответить словами самого Мастера.
"Тога культуры оборвалась, загрязнилась. В каких водах нужно омыть ее? И каждый день все сложней становится. Не притворяйтесь в пляске - плохо сейчас!" Н.К. Рерих Л.Д.т.3, стр.62, "Трудные дни"
"В самом деле, в последние годы мы убедились, что не только официально объявленные войны угрожают неповторимым творениям человеческого гения; не только войны, но вероломное варварство и дикость угрожают, возможно, в большей степени лучшим памятникам творчества.
Не в шкурах пещерных жителей, а в смокингах ходят эти "господа", бесстыдно восклицающие: "Долой культуру!", безнаказанные в своем разрушительном высокомерии и невежестве». (Хуже, когда восклицают: «Мы за культуру», - и пытаются подменить понятия, смутить чье-то сознание.)
«Много есть геростратов! Мы употребляем имя безумного механика как имя нарицательное, как клеймо позора, а не в связи с историческим событием. Преступная дикость обращена прежде всего против самых изысканных и прекрасных творений. Невежество пытается изуродовать величайшие из них - в этом страшная печать тьмы". Н.К. Рерих Л.Д.т.3, стр.167, "Динозавры".
"...какими средствами докажете моральный вред, который горше всякого ущерба материального? Моральный ущерб подобен покушению на убийство, а может быть, и самому убийству. Пытка моральная должна быть искоренена в законодательствах так же, как пытка телесная. Но почему о теле законы более пекутся, нежели обо всем моральном, духовном?" Н.К. Рерих Л.Д.,т.3, стр.53, "Выдумщики"
"Культура неразрывна с эволюцией. Остановите Культуру, и вы прекращаете эволюцию и, следовательно, ввергнетесь в разрушение. Разрушение музея есть разрушение страны - будем помнить это во всех смыслах". Н.К. Рерих Л.Д.,т.3, стр.52,"Катакомбы"
Нарушена воля С.Н. Рериха о создании общественного Музея, созданного Л.В. Шапошниковой с такой любовью и бережностью, на высочайшем профессиональном уровне, что отмечено мировым сообществом не раз. И теперь невежество вершит свой страшный суд над высочайшими творениями.
Лана
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 19 янв 2014, 15:42

Re: Искажение картин Н.К. Рериха на выставке музея Востока

Сообщение Лана »

Подмена ценностей представлена во всей красе! А подлинные картины Н.К.Рериха спрятаны от народа.
И это ужасно!
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: Искажение картин Н.К. Рериха на выставке музея Востока

Сообщение Ирис »

Эволюция идет от низкого к высокому, а ГМВ - наоборот
ayup
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 05 фев 2016, 20:26

Re: Искажение картин Н.К. Рериха на выставке музея Востока

Сообщение ayup »

Подобная выставка- пример "глубокой исследовательской" работы ГМВ по популяризации творчества семьи Рерихов. Калейдоскоп из нарезанных картин - это надругательство над творчеством и философией Н.К.Рериха. В добавление к этому - издание ГМВ "Листов дневника" Е.И.Рерих с нарушением ее воли и указанных сроков. Вот какое "рериховедение" готовят для массового зрителя сотрудники ГМВ!
Другой пример - фундаментальная научная и издательская деятельность Международного Центра Рерихов, Международный выставочный проект "Пакт Рериха. История и современность" , фильмы, лекции, передвижные выставки подлинных картин, международные научно-общественные конференции, организованные
сотрудниками МЦР.
Борьба Света и тьмы продолжается!
Кэтрин
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 14:46

Re: Искажение картин Н.К. Рериха на выставке музея Востока

Сообщение Кэтрин »

Просмотр видеоролика о выставке, ставшей по мнению Т.Мкртычева
"уникальным явлением в отечественной культуре"
оставляет не просто удручающее впечатление, но вызывает возмущение бесчеловечным отношением к творчеству великого Мастера и бесконечное чувство стыда за саму выставку и ее устроителей. Фактически слова Т. Мкртычева о том, что
"Проект "Николай Рерих. Царство Света" на примере работ Н.К. Рериха раскрывает как воспринимается мировая гармония и как мировое зло пытается воспрепятствовать существованию этой гармонии и что мы должны сделать, т.е. защита культуры - это обязанность каждого человека. Защита культуры вовне, защита культуры в себе"
стали откровенным саморазоблачением организаторов и устроителей выставки, иллюстрацией их истинных намерений. Министерство культуры, выступая заказчиком данного проекта, не просто профинансировал его, но и одобрил столь бесцеремонное, варварское вмешательство в композиционный замысел картин Мастера, их своевольное искажение, введение в их сюжет спецэффектов, комбинацию их между собой, наложение на них текста и даже изготовление из репродукций картин "нарезки", сквозь которую должны проходить посетители! И все это действо происходит в полутьме в сопровождении гнетущей музыки! Этот проект как раз свидетельствует об отсутствии у Министерства культуры, ГМВ и других организаторов понимания Гармонии, Света и что есть защита культуры! Демонстрируя всему миру циничное нарушение авторских прав Н.К. Рериха (а они бессрочны!), какой же пример подает Министерство культуры РФ ? Как надо разрушать культуру?
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Искажение картин Н.К. Рериха на выставке музея Востока

Сообщение Елена В. »

Размышления о выставке Государственного музея Востока в Брюсселе

В Брюсселе в январе 2016 года прошла мультимедийная выставка Государственного музея Востока (ГМВ) «Николай Рерих. Держава Света», выполненная по заказу Министерства культуры РФ. Открывая выставку, заместитель директора ГМВ по научной работе Тигран Мкртычев заявил, что связывает проект с Пактом Рериха, направленным на защиту культурных ценностей от «мирового зла» [1]. Однако посетителям выставки не были представлены ни картины, ни репродукции Н.К. Рериха, ни материалы, относящиеся к Пакту. В зале находился лишь экран, на котором демонстрировалось шоу из полотен Николая Константиновича с использованием технических приемов мультипликации, мозаичности, коллажа. В результате получилось бесконечное мелькание пестрого лоскутного панно, составленного из эпизодов разных репродукций Н.К. Рериха.

В демонстрационный зал зрители попадали, проходя сквозь полосы-жалюзи «разрезанной» репродукции Н.К. Рериха «Сокровище гор» – сокровенной картины Мастера, посвященной тайнам Гималайской Обители. В своих статьях Н.К. Рерих упоминает сокровища, хранимые в недрах Гималаев, но это не драгоценные камни и металлы. Древний Восток знает и бережет иные сокровища – духовные. И что из этого величия Знания и Красоты сотворили?! Соотносится ли подобное с культурой музейного экспонирования и профессиональной этикой?! Не радость видеть, во что превращается культура, когда профанация возводится в ранг созидания, когда пошлость преподносится как оригинальное, уникальное явление, когда желание соответствовать низким потребностям оправдывается современными тенденциями.
Несомненно, организаторы мультимедийной выставки в Брюсселе были озабочены не столько ее содержанием, сколько стремлением поразить воображение зрителя. Познавательный аспект получившейся инсталляции сведен до минимума – посетители были лишены возможности ознакомиться с миротворческими идеями Пакта Рериха, с культурным наследием семьи наших соотечественников. Ни одну картину художника посетитель выставки не увидел в ее целостности, художественной гармонии. Нельзя было насладиться общением с «живым» шедевром. Словно разгадывая кроссворд, зритель мог лишь предполагать, фрагмент какой картины промелькнул на экране. Не было возможности сосредоточиться на творениях Н.К. Рериха, а значит, оказалось недоступным глубокое восприятие художественного наследия великого Мастера.

Избранный ГМВ способ ознакомления с творчеством Н.К. Рериха исключает понимание его космичности, не позволяет ощутить всю притягательность картин художника-философа, насыщенных энергией мысли и высочайшей духовностью. Елена Ивановна Рерих писала, что «свет и красота души» [2] Николая Константиновича заключены в его картинах. Эта необычная энергетика воздействует на неравнодушного зрителя. Потому созерцание работ Н.К. Рериха – всегда большой духовный труд, а отнюдь не развлечение.
Николай Константинович считал, что в каждой выставке должен ощущаться «живой нерв Культуры», в каждом деле необходимо присутствие творящей энергии созидания, открывающей новые грани мира неведомого и прекрасного. В 1944 году в очерке «Борьба за Культуру» художник отмечал: «Когда выставка где-то далеко на стороне, никогда не знаете, как она показана и что при этом сказано. <…> Размещение выставки есть уже ключ к успеху. Самые лучшие вещи можно убить их нелепым расположением» [3].
Однако куратор выставки в Брюсселе Т. Мкртычев придерживается иной точки зрения. Он определил мультимедийный проект ГМВ как «уникальное явление в отечественной культуре» [1]. Но, в чем уникальность прошедшей выставки? В технических «новшествах»? Но они хорошо знакомы и широко применяемы в современных проектах. В изготовлении банального жалюзи из шедевра мирового искусства? Однако и это, к сожалению, сегодня распространенное явление. Восхищение Т. Мкртычева выставочным «попурри на тему…», по меньшей мере, не понятно.

Демонстрация произведений мастеров мирового значения в стиле развлекательного шоу говорит об утрате утонченного понимания культуры и культурного наследия. Сегодня много пишут о массовой культуре и ее роли в формировании общества потребителей. Культура быта, развлечений и информации, к которой относится и «уникальное явление», продемонстрированное ГМВ в Брюсселе, формирует и удовлетворяет невысокие запросы публики, усредненный вкус. Используемые массовой культурой механизмы манипуляции общественным сознанием направлены на разнообразие эмоционально бедного существования и получение психической разрядки. К сожалению, часть молодежи именно через массовую культуру получает представления о «достойном» образе жизни, формирует свои идеалы и отношение к явлениям культуры и ее деятелям. Все это наносит непоправимый вред будущему человечества. Елена Ивановна Рерих писала: «Нельзя продолжать воспитывать новые поколения на суррогатах культуры. Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут уявиться прочными устоями, и потому разрушение и самоистребление неминуемы» [4].

Настораживает тот факт, что именно ГМВ, который десятки лет неустанно стремится завладеть наследием Рерихов, принадлежащим Международному Центру Рерихов (МЦР), а также его общественным Музеем, сегодня открыто, активно, «без ложной скромности» позиционирует себя в качестве образчика профессионализма во всем, что связано с творчеством семьи Рерихов. Однако мультимедийный проект ГМВ, а также интервью Т. Мкртычева «Российской газете» от 27 января 2016 года ярко продемонстрировали и степень «понимания» уникальности наследия Рерихов, и отношение к нему ГМВ, и «новый подход к представлению» коллекции выдающегося художника [5]. Восхваляя мультимедийную выставку ГМВ в Брюсселе, Т. Мкртычев в своем интервью разъяснил, что «анимированные картины Николая Константиновича» помогают «рассказать о его творчестве и показывают, как Николай Константинович понимал "Державу Света"» [5]. Но можно ли по обрывкам произведений воспроизвести Целое, а тем более понять «Державу Света» Н.К. Рериха?!

Мультимедийная выставка ГМВ и интервью Т. Мкртычева всколыхнули общественность России. И не удивительно. Выступая с проектами за рубежом нельзя забывать о большой ответственности, поскольку происходит представление нашей страны на международном уровне. Грустно, когда Россию, которую воспринимают в мире, прежде всего, как духовную державу с богатыми культурными традициями, позиционируют как пространство «достижений» массовой культуры. Сегодня широко звучат миротворческие идеи Н.К. Рериха на всех континентах, благодаря международному проекту МЦР «Пакт Рериха. История и современность» и каждое умаление имени и творчества нашего соотечественника наносит ущерб престижу России.

В этих условиях общественность не зря задается вопросом: можно ли возлагать ответственность за наследие Рерихов на Государственный музей Востока? Однако Министерство культуры РФ в вопросе сохранения уникального наследия опирается именно на ГМВ и всецело поддерживает его, что говорит об общности взглядов на понимание культуры как индустрии развлекательного досуга и потребительском, поверхностном отношении к наследию Рерихов.

Современная практика показывает, там, где вопросы этики, культуры не ставятся во главу угла, там суть любого дела искажается, профанируются творения великих созидателей и недопустимое становится возможным. При таком подходе будущее культурного наследия России в большой опасности!

Н.К. Рерих воспринимал культуру, прежде всего, как красоту, знание, просвещенность, любовь ко всему возвышенному и прекрасному, включая в ее содержание все то, что входит в понятие «почитание Света». Его творчество заслуживает глубокого уважения и понимания, заботы и высокого уровня соответствия дел и проектов гениальным творениям Мастера.
Но многие ли сегодня из тех, кто стремится владеть наследием Рерихов, понимают это?!

Л. Воронова, Е. Рудакова, О. Калинкина

Литература.

1. [Электронный ресурс] YouTube // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7aHP-3c--iw
2. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 59.
3. Рерих Н.К. Борьба за Культуру // Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2003. С. 191.
4. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 297.
5. Васильева Ж. После Рерихов. О встрече двух музеев на территории одной усадьбы Лопухиных // Российская газета. № 6883 (15). 2016. 27 января.
источник: сайт Совета
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»