Словари

Ответить
Аватара пользователя
Sergo
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 14:29
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Словари

Сообщение Sergo »

Источник: Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др.; Под ред. А.П.Алексеева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.


Рерих Елена Ивановна (1879-1955)

(В девичестве Шапошникова, правнучка М.И.Кутузова и двоюродная племянница М.П. Мусоргского, с 1901 г. жена и сподвижница Н.К. Рериха). Отличалась редкой красотой, интеллектом и высокой духовностью. Оригинальный мыслитель, устремленный к возрождению высших принципов бытия, утверждению роли женщины в эволюции человечества, особенно на новом витке – в эпоху Матери Мира. Напряженные духовные поиски и непрерывная настроенность на постижение глубинной мудрости Востока сыграли важную роль в осуществлении Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, в которой, кроме Николая Константиновича и Елены Ивановны, участвовали их сыновья: выдающийся востоковед Юрий Николаевич (1902-1960) и талантливый художник Святослав Николаевич (1904-1993).

Под руководством Великих Учителей (называемых в Индии Махатмами) Елена Ивановна участвовала в космическом эксперименте, направленном на духовное развитие человечества. В 20 – 30-е гг. под руководством Великих Учителей написала 14 книг духовно-философского учения Живой Этики (Агни-Йоги), утверждающей общечеловеческие духовно-этические ценности и вместе с тем концентрирующей в себе наиболее рациональные онтологические, космологические, психологические положения философской мысли Востока. Источниковая база учения Живой Этики - та же, что и Тайной Доктрины Блаватской, переводчиком которой была Е.И.Рерих.

В настоящее время в разных странах мира существует международное рериховское движение, философско-теоретической основой которого является учение Живой Этики.
Аватара пользователя
Sergo
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 14:29
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Н.К.Рерих.

Сообщение Sergo »

Источник: Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др.; Под ред. А.П.Алексеева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.


Рерих Николай Константинович (1874-1947)

Русский художник, писатель, ученый, общественный деятель, оригинальный мыслитель. Написал более 7000 картин, более 30 книг, был основателем нескольких культурных и научных центров и институтов, инициатор международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя мира», а также международного Пакта об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов («Пакт Рериха»).

В 20-е гг. организовал Центрально-Азиатскую экспедицию, выполнившую комплекс научных исследований. Вся деятельность Н.К.Рериха была направлена на сближение культур Востока и Запада, духовное возрождение России, отмечена устремлением к «космическому синтезу» и единству человечества. Вместе со своей женой и сотрудницей Е.И.Рерих под руководством великих Учителей (Махатм) принял участие в создании энергетического мировоззрения Живой Этики (Агни-Йоги).
Аватара пользователя
Sergo
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 14:29
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Николай Константинович Рерих

Сообщение Sergo »

Источник: Московская энциклопедия. Том 1. Лица Москвы. Книга 3. – М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2010. С. 623-624.

РЕРИХИ (Рёрихи), деятели культуры.

Предками Р. со стороны К.Ф. Рериха были представители древ. скандинавск. рода, поселившиеся в Прибалтике при Екатерине II. Со стороны Марии Васильевны семья принадлежала к знаменитому старин. купеч. роду Калашниковых.

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

(1874, СПб.—1947, Наггар, долина Кулу, Индия), художник, ученый, путешественник, писатель, мыслитель, обществ. деят. Отец Ю.Н. Рериха и С.Н. Рериха. Род. в семье нотариуса Константина Федоровича Р. В д. Рерихов были вхожи химик Д.И. Менделеев, востоковед К.Ф. Голстунский, историк Н.И. Костомаров. С детства Р. интересовался историей, археологией, Востоком (занимался с востоковедом Б.А. Тураевым, другом семьи), увлекался рисованием. По окончании гимн. Карла Мая в 1893 поступил в СПбУ на юрид. ф-т (окончил в 1898), параллельно посещал лекции на историко-филол. ф-те. Одноврем. учился в АХ, в студии А.И. Куинджи. Был принят в члены Имп. Рус. археол. общ-ва (1897). Тесно общался с В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, С.П. Дягилевым, А.Н. Бенуа и др. В 1897 его дипломн. картина «Гонец» была приобретена П.М. Третьяковым для его моск. галереи. В 1901 Р. женился на Елене Ивановне Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей, соратницей и «вдохновительницей». В 1903—04 Н.К. и Е.И. совершили путешествие по 40 др.-рус. городам. Результатом стала серия архит. этюдов, а также очерки, в кот. поднимался вопрос об огромн. худож. ценности др.-рус. иконописи и архитектуры.

В 1906 был назначен дир. Рисовальн. шк. Общ-ва поощрения художеств. Много работал в обл. театрально-декор. иск-ва; создавал росписи и эскизы мозаик для рос. храмов. В 1909 был избран ак. Рос. АХ, а также чл. Реймсск. акад. во Франции.. В эти гг. осн. темой творчества являлась Др. Русь.

Н.К. – уч-к дягилевских «Русских сезонов». В обл. театрально-декор. иск-ва имя Н.К. признано одним из тех, кто поднял это иск-во на новую высоту. В 1912 для Моск. частн. оперы С.И. Зимина Н.К. создавал эскизы костюмов и декораций к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда», в 1913 для Моск. Свободн. т-ра создавал эскизы костюмов и декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» и драме М. Метерлинка «Принцесса Мален». В 1912 по просьбе К.С. Станиславского для спектакля «Пер Гюнт» по пьесе Г. Ибсена создал эскизы костюмов и декораций (ныне – в музее МХТ). В 1913 работал над оформлением панно для Казанского вокзала в М., открытие кот. состоялось в 1915—16. К 1915 для того же проекта создал панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» (обе не сохр.).

С 1916 из-за болезни Н.К. Рерихи живут в Карелии. После рев. событий в России Финляндия получает независимость и закрыет границы. В 1919 Н.К. уезжает с выставками в страны Скандинавии, затем в Лондон, в 1920 – в США, где создает несколько культурно-просветит. учреждений, в т.ч. Музей Николая Рериха в Нью-Йорке.

В 1923 Н.К. с семьей приезжает в Индию. Его давно интересовал ряд проблем, связан. с мир. миграциями древ. народов. Маршрут Централь-Азиатск. экспедиции (1924—28) Н.К., Е.И. и их сына Ю.Н. Рериха прошел от Сиккима через Кашмир, Ладак, Китай, Россию (с заездом в М. в 1926), Алтай, Монголию, Тибет и вновь вернулся в Индию. Н.К. создал за время экспедиции ок. 500 картин, в т.ч. серии «Гималаи», «Знамена Востока», «Его Страна», «Майтрейя». По уникальности маршрута, собран. науч. и худож. мат-лам и стоящим перед экспедицией задачам экспедиция Рериха может претендовать на особое место среди экспедиций XX в.

В мае 1926 экспедиция Н.К. пересекла границу СССР и 13 июня Н.К., Е.И. и Ю.Н. были в М. Здесь они встречались с А.В. Луначарским, Н.К. Крупской, Г.В. Чичериным, И.Э. Грабарем, А.В. Щусевым и др. деятелями культуры. На встрече с руководством страны в Кремле Н.К. передал послание Учителей Востока сов. народу, ларец с землей от Гималаев «на могилу Ленина», рукопись кн. «Община» (из серии Живой Этики), серию картин «Майтрейя» (ныне – в НГХМ), создан. на маршруте экспедиции. Н.К. в М. посетил ГМИИ, ГТГ, усадьбы Останкино и Кусково, Бахрушинский музей, Ист. музей, храм Христа Спасителя, был в Кремле и на Воробьевых горах.

В 1928 Р. поселились в долине Кулу в Гималаях. Здесь начал свою работу Ин-т гималайск. исследований «Урусвати», осн. Н.К. Его деят-сть строилась на идеях мировоззрения Живой Этики – филос. учения, содержащего концепцию космич. эволюции человечества. Е.И. записала и систематизировала учение, а Н.К. воплотил его идеи в своем творчестве. В 1930-е Н.К. разработал проект спец. Пакта, ставшего перв. междунар. договором «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Подписание Пакта состоялось 15 апр. 1935 в Белом Доме (Вашингтон). В 1954 «Пакт Рериха» лег в основу Гаагск. конвенции о защите культ. ценностей в случае вооруж. конфликта, а предложен. Н.К. спец. флаг – «Знамя Мира» – и сегодня развевается над культ. и просветит. учреждениями во всем мире.

В гг. Втор. мир. войны в творчестве Р. вновь звучит тема родной земли. Картины «Поход Игоря», «Александр Невский» и др. предрекают победу рус. народа над фашизмом. Н.К.не покидает мысль о возвращении на Родину. По окончании войны он запросил визу на въезд в СССР. В разгар приготовлений к отъезду в дек. 1947 Н.К. уходит из жизни.

Св. 7000 картин Н.К. находятся в музеях и частн. коллекциях всего мира, издано ок. 30 томов его очерков и ст. О междунар. признании заслуг Р. свидетельствуют награды, кот. его удостоили пр-ва мн. стран мира, а также поч. звания, присвоен. культ. орг-циями, чл. кот. он являлся (более 100 орг-ций).

Список тр.: Николай Константинович Рерих: Биобиблиогр. указ. М., 1999.

Соч.: Листы дневника: В 3 т. М., 1999—2002;
Аватара пользователя
Sergo
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 14:29
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Елена Ивановна Рерих

Сообщение Sergo »

Источник: Московская энциклопедия. Том 1. Лица Москвы. Книга 3. – М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2010. С. 624.

ЕЛЕНА ИВАНОВНА

(1879, СПб.—1955, Калимпонг, Индия), философ, писатель. Отец Е.И. – архитектор И.И. Шапошников, мать Е.В Шапошникова, урожд. Голенищева-Кутузова, двоюродн. внучка фельдмаршала. С детства проявляла незауряд. способности, к 7 г. читала и писала на трех языках. Уже в юные гг.серьезно интересовалась лит-рой и философией. В 1895 окончила Мариинск. жен. гимн. и муз. шк. в СПб. В 1899 в имении своей тетки, кн. Е.В. Путятиной, Е.И. вперв. встретилась с молодым художником Н.К. Рерихом, ставшим ее мужем и единомышленником. Мн. полотна Н.К. были созданы по ее замыслам.

В кон. 1916 Е.И. вместе с семьей уехала в Карелию, после рев. событий 1917 жила в Стокгольме и Лондоне. Осенью 1920 вместе с мужем и детьми переехала в Нью-Йорк, где уч-вала в просветит. деят-сти, в т.ч. открывала междунар. культ. центр «Corona Mundi» (1922). В 1923 приехала вместе с семьей в Индию. В 1924—28 уч-вала в экспедиции Н.К. по Центр. Азии. Стала единств. женщиной, прошедшей весь этот маршрут. После окончания экспедиции жила с семьей в долине Кулу (Индия), была през. Ин-та гималайск. исследований «Урусвати».

К числу гл. трудов Е.И. относятся книги Живой Этики, записан. ею в 1920—37 и посв. идеям космич. эволюции человечества. Живая Этика представляет собой филос. систему, содержащую тип мировоззрения, кот. Н.К. определил как энергетическое. С 1924 Книги Живой Этики (всего их 15) издаются на разн. языках. Е.И. оставила огромн. эпистолярн. наследие, непосредственно связан. с книгами Живой Этики. В числе ее знаменитых корреспондентов были през. США Ф.Д. Рузвельт, мин. земледелия США Г.Э. Уоллес, инд. ученый Ш.С. Бхатнагар, писатель рус. зарубежья Г.Д. Гребенщиков, секр. Л.Н. Толстого В.Ф. Булгаков, амер. писатель Дж. Уид. Перевела на рус. яз. книгу «Тайная доктрина» Е.П. Блаватской и кн. «Чаша Востока». Е.И. сыграла большую роль в воплощении проекта защиты культ. достояния (Пакт Рериха и Знамя Мира). После смерти мужа все ее помыслы были устремлены к Родине, кот. она называла Страной Лучшей. Ее перв. заявление о возвращении в Россию, поданное в Сов. посольство в 1948, осталось без ответа. Такая же судьба постигла и последующие письма и прошения в адрес пр-ва.

В М. Р. останавливались в гостиницах «Славянский базар» и «Метрополь» (по некот. данным, также в Гранд-отеле).

С февр. 1993 в М. работает обществ. музей им. Н.К. Рериха (Мал. Знаменский пер., 3/5, усадьба Лопухиных). В 1999 во дворе музея открыт мемориал Н.К. и Е.И. Рерихов (ск. С.В. Манцерев и В.Ю. Кузнецов, арх. И.Р. Красавцева-Байда), в кот. вмонтирована капсула с ч. их праха.

Соч.: Письма: В 2 т. Минск, 1992; Криптограммы Востока. М., 1993 (под псевд. Ж. Сент-Илер); Письма: Т. 1—9. М., 1999—2009; У порога Нового Мира. М., 2000; Основы буддизма. Рига, 2002 (под псевд. Н. Рокотова); Огонь неопаляющий. М., 2004.

Лит.: Эрнст С.Р. Н.К. Рерих. Пг., 1918; Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М., 1973; Полякова Е.И. Николай Рерих. М., 1985; Беликов П.Ф. Рерих: (Опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994; Шапошникова Л.В. Великое Путешествие: в 3 кн. М., 1998—2005; Она же. Держава Рерихов: Сб. ст.: В 2 т. М., 2006; Книжник Т.О. Личный вклад Е.И. Рерих в движение Знамени Мира // 70 лет Пакту Рериха: Материалы международной научно-общественной конференции 2005. М., 2006. БСЭ-3; Краткий философский словарь. М., 2004.
Аватара пользователя
Sergo
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 14:29
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Юрий Николаевич Рерих

Сообщение Sergo »

Источник: Московская энциклопедия. Том 1. Лица Москвы. Книга 3. – М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2010. С. 622-623.

РЕРИХ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1902, с. Окуловка Валдайского у. Новгородск. губ. –– 1960, М.) востоковед, индолог, тибетолог, д.ф.н. (1958). Род. в семье Н.К. и Е.И. Рерихов, брат С.Н. Рериха. В 1919 окончил индо-иранск. отд-е шк. вост. языков при Лондонск. ун-те, в 1922 – отд-е инд. филологии Гарвардск. ун-та, получив степень бакалавра. В 1923 со степенью магистра инд. филологии окончил Шк. вост. языков при Сорбонне. В 1924-28 принимал участие в работе экспедиций по Монголии, Тибету, Индии, Китаю под рук. Н.К. Рериха. С 1928 по 1942 возглавлял Ин-т Гималайск. исследований в Наггаре (Индия). После возвращения в 1957 на родину и до 1960 руководил сектором философии и истории религии Индии в Ин-те востоковедения АН.

Сфера науч. интересов: буддийск. философия и религия, тибетск. история, языкознание, иконография, этнография и материальн. культура народов Центр. Азии. Издано более 100 работ. Р. принадлежит перевод крупнейшего тибетск. ист. соч. XV в. - «Голубые анналы». Кроме того, Р. подготовил к печати многотомн. Тибетско-русско-англ. словарь с санскритск. параллелями (опубл. в 11 вып.: М., 1983––93). Занимался преподават. деят-стью. В частности, под его рук. на базе Ин-та востоковедения были организованы занятия, на кот. читались и комментировались санскритск. тексты и в кот. принимали участие такие видные востоковеды как В.Н. Топоров, Т.Я. Елизаренкова, Ю.М. Алиханова, В.В. Вертоградова и др.

Р. привез на родину более 500 картин Н.К. Рериха, а также его б-ку. Именно он явился организатором перв. выставок картин отца в М. (1958), а также в др. городах СССР.

Поч. чл. Королевск. Азиатск. общ-ва (Лондон), Азиатск. общ-ва (Бенгалия, Индия), Амер. археол. и этногр. общ-ва.

С 1961 в Ин-те востоковедения проводятся ежегодн. Рериховск. чтения. В 2002 в честь столетия Р. изд-во СпбУ выпустило юбилейн. «Рериховский сборник» (Спб., 2002).

Жил на Ленинском просп., 62/1 (в 1961 на д. была установлена мем. д. работы ск. А.И. Григорьева и арх. Б.Д. Комарова). Похоронен на Новодевичьем кладб. (памятник выполнен по проекту С.Н.Рериха).

В 2004 во дворе обществ. Музея им. Н.К. Рериха (Мал. Знаменский пер., 3/5, усадьба Лопухиных) установлен бюст Ю.Н. Рериха (ск. А.Д.Леонов, арх. И.Д. Красавцева-Байда).

Список тр.: Юрий Николаевич Рерих: Биобиблиогр. указ./Сост. Н.К. Воробьева, М.С. Бухаркова, В.И. Шишкова. М., 2002.

Лит.: Зелинский А.Н. Памяти Ю.Н. Рериха//Известия ВГО. Т. 95. 1963. №3; Юрий Николаевич Рерих//Рерих Ю.Н. Избр. труды. М., 1967 (на англ. яз.); Рудзитис Р. Встречи с Юрием Рерихом. Минск, 2002; 100 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха: Маттериалы Международной научно-общественной конференции. 2002. М., 2003; ● СИЭ; БСЭ-3; Милибанд; ВБЭС; Философы; Чернобаев.
Аватара пользователя
Sergo
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 14:29
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Святослав Николаевич Рерих

Сообщение Sergo »

Источник: Московская энциклопедия. Том 1. Лица Москвы. Книга 3. – М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2010. С. 622.

РЕРИХ СВЯТОСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ


(1904, СПб.—1993, Бангалор, Индия), философ, художник, ученый, обществ. деят. Младш. сын Н.К. и Е.И. Рерихов, брат Ю.Н. Рериха. С 1913 по 1916 учился в СПб. С 1919 по 1931 учился в Лондоне, в Королевск. Акад. иск-в, в шк. Колумбийск., а затем Гарвардск. и Массачусетск. ун-тов. Свой путь художника начал как портретист. Перв. картиной стал портрет отца, написан. в 13 лет. Всего Р. создал ок. 30 портретов Н.К., один из них был приобретен Люксембургск. музеем в Париже.

В 1925 Р. присудили высш. награду на выставке в Филадельфии, где экспонировалось ок. ста его произв. В 1931, закончив учебу, Р. переехал к семье, в долину Кулу (Индия), где сотрудничал в Ин-те гималайск. исследований «Урусвати». Способствовал продвижению идей Пакта Рериха по защите культ. ценностей в Индии.

Перв. выставка работ Р. в СССР открылась 11 мая 1960 в М., в ГМИИ им. А.С. Пушкина, через месяц – в ленингр. Эрмитаже. Начиная с 1970-х выставки картин С.Н. регулярно проходят по городам Сов. Союза. В 1984 была открыта крупн. выставка произв. Н.К. и С.Н. Рерихов в Гос. музее иск-в народов Востока; С.Н. провел встречу с москвичами в зале Центр. лектория в Политехн. музее.

Во время своих визитов в М. Р. всегда останавливался в гостинице «Советская», № 203 «Люкс», кроме посл. приезда, когда его поселили в особняке на Воробьевых горах.

В мае 1987, в ходе встречи в Кремле с Ген. секр. ЦК КПСС М.С. Горбачевым, высказал идею о создании в М. Музея им. Н.К. Рериха. В 1989 в М. по инициативе Р. был создан Сов. Фонд Рерихов (с 1991 – Междунар. Центр Рерихов). В марте 1990, выполняя волю родителей о возвращении в Россию философско-худож. наследия семьи, Р. передал Фонду свою ч. наследия для создания обществ. Центра-музея имени Н.К. Рериха в моск. усадьбе Лопухиных (пам-к истории и культуры XVII—XIX вв.). Спец. авиарейсом из Индии в М. были доставлены сотни живописн. полотен Н.К., огромн. архив Е.И., фотографии и семейн. б-ка, реликвии, личн. вещи. Все это составило основу постоян. экспозиции музея.

В 2004, к 100-летию со дня рождения Р., перед гл. фасадом зд-ия музея был установлен бронзовый бюст С.Н. Рериха (ск. Ю.Ю. Гавюк, арх. И.Р. Красавцева-Байда). Р. – основатель и пожизнен. поч. през. Междунар. Центра Рерихов.

Список тр.: С.Н. Рерих: Биобиблиогр. указ. М., 2004.

Соч.: Стремиться к Прекрасному. М., 1993; Свет искусства. М., 1994; К беседе с художниками. М., 2006; Искусство и Жизнь. М., 2004; Письма: В 2 т. М., 2004—2005; Врата в высшую жизнь. М., 2009.

Лит.: Воспоминания о С.Н. Рерихе. М., 2004; Шапошникова Л.В. Весть Красоты // Мудрость веков. М., 1996; Тюляев С. Святослав Рерих. М., 1997; Беликов П.Ф. Святослав Рерих: Жизнь и творчество. М., 2004; 100 лет со дня рождения С.Н. Рериха: Материалы международной научно-общественной конференции. М., 2004 ● БСЭ-3.
Аватара пользователя
Lidija
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 10 фев 2011, 21:56

Re: Словари

Сообщение Lidija »

Источник: Энциклопедия «Искусство». Часть 4. Р-Я (с иллюстрациями)
Александр Павлович Горкин
http://lib.ololo.cc/b/107052/read


РÉРИХ, Рёрих Николай Константинович (1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, Индия), русский живописец, общественный деятель, писатель, учёный, философ. Учился одновременно в Петербургской академии художеств (с 1893 г.), у А. И. Куинджи и в университете. Член художественного объединения «Мир искусства».
Для творчества Рериха характерна работа сериями, в которых картины объединены общим замыслом. Его искусство пронизано стремлением к воспеванию идеалов добра, света, истины. Обращение к легендарным и фантастическим сюжетам подвигает его к стилизации, обобщённости форм наряду с использованием яркого, сочного в своей декоративности колорита.

Изображение
Б. М. Кустодиев. «Портрет Н. К. Рериха». 1913 г. Этюд к неосуществлённому групповому портрету художников «Мира искусства». Государственный Русский музей. Санкт-Петербург


Незаурядный дар организатора, стремление к объединению человечества на основе гуманистических ценностей приводят его к активной общественной деятельности. В разных городах и странах он читает лекции, пишет письма, публикует статьи, излагая свои убеждения, что приводит к появлению во многих из них обществ имени Н. К. Рериха; разрабатывает Пакт об охране культурных ценностей, на основе которого в 1954 г. был подписан Заключительный акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.
В ранний период творчества интересовался Древней Русью («Гонец. Восстал род на род», 1897; «Идолы», 1901—10, несколько повторений; «Заморские гости», 1901). Он воссоздаёт образы древних славян, их жизни и быта не только на основе изучения исторических, архитектурных и археологических памятников (для чего было предпринято путешествие по древним русским городам, 1903), но и на основе былин, сказок и легенд.
С сер. 1900-х гг. помимо древней славянской истории его привлекает эпоха каменного века («Каменный век», 1910; «Человек со скребком», 1905;), легенды Скандинавии («Бой», 1906; «Песнь о викинге», 1907; «Варяжское море», 1910), Индии («Давассари Абунту с птицами», 1906, «Мудрость Ману», 1916). Во всех работах художник даёт обобщённое представление о прекрасном, гармоничном мире, царстве добра и красоты. В этот период он переходит к работе темперой, что позволяет усилить декоративность, отказываясь от детализированности форм и насыщая цвета. Большую роль в его картинах играет пейзаж, в полном слиянии с которым существуют и древние творения рук человеческих, и сами люди.
В 1920—40е гг. основной темой творчества Рериха становится Восток. В 1923—28 гг. вместе с семьёй Рерих предпринимает большую научную экспедицию по Индии и Центральной Азии. Для изучения собранных материалов он основывает в долине Кулу, где поселяется в 1928 г., Гималайский институт научных исследований. С этих пор его жизнь и творческая деятельность связаны с Индией. Художник создаёт серию «Учителя Востока» («Тень Учителя», 1932), серию, посвящённую образам женщин («Матерь Мира»), природе, древним памятникам культуры и легендам Гималаев («Великий дух Гималаев», 1920—30; «Кришна», 1933; «Лхаса», 1942; «Огни на Ганге», 1945). На первый план в его искусстве выходят философские поиски, индивидуальный стиль в основном не претерпевает изменений.
В художественной культуре 20 в. Рерих остался мастером, воплотившим в искусстве и собственной жизни идеалы мира и гуманизма.
Старайся прежде быть мудрым, а ученым, когда будешь иметь свободное время. Пифагор
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»