В защиту Елены Петровны Блаватской

Аватара пользователя
Lidija
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 10 фев 2011, 21:56

Re: В защиту Е.П. Блаватской

Сообщение Lidija »

Открытое письмо
Министру образования и науки РФ А.А. Фурсенко,
Председателю Государственной Думы РФ Б.В. Грызлову,
Председателю Совета Федерации


Опубликовано в Кузбасской Рериховской газете
«Свет Утренней Звезды» № 2 (80) от 30 мая 2011 года

и здесь:

http://www.roerichs.com/Publications/Publ/1.htm
Старайся прежде быть мудрым, а ученым, когда будешь иметь свободное время. Пифагор
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: В защиту Е.П. Блаватской

Сообщение Ирис »

Хочется прибегнуть к авторитету выдающегося мыслителя Елены Ивановны Рерих, благодаря которой мы имеем полноценный текст "Тайной Доктрины" на русском языке. В своем письме от 31.07.37 она написала: "Беда в том, что все отрицатели, все спорщики в большинстве случаев не знакомы с историей теософического движения и Основными Заветами, данными через Е.П. Блаватскую".
Аватара пользователя
Sergo
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 14:29
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

СМИ "отмечают" юбилей Е.П.Блаватской

Сообщение Sergo »

Дорогие друзья!
СМИ в очередной раз "отметили" памятную дату Е.П.Блаватской.
Предлагаю оставить комментарии.
Информационаня война усиливается. И правил в ней нет...

Совершенно заврался информационный портал "Бабр.ру (Иркутск)

Снова клевещет "Частный корреспондент"

Этот же материал на Рамблере
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: В защиту Е.П. Блаватской

Сообщение Ирис »

180 лет со дня рождения Е.П. Блаватской ее неприятели не смогли обойти своим вниманием. Предельной степенью кощунства является опус Алексея Соколовского «Шпионка в запасе», размещенный в «Частном корреспонденте». Глубокое невежество автора не позволило ему за характерными особенностями ее личности увидеть величины ее духа. Странно, что высказываясь весьма уважительно о Н.К. Рерихе, автор абсолютно зашорен в отношении его духовной предшественницы, которую Николай Константинович глубоко уважал и почитал, именуя «великой женщиной». Об этом, в частности, говорит написание им картины «Вестник», посвященной Е.П. Блаватской. Эту картину он преподнес в качестве дара Музею Блаватской в Адьяре. Елена Ивановна Рерих по этому поводу писала следующее: «В 1925 году Н.К.Р. получил указание написать картину «Вестник» и пожертвовать ее в основание Музея имени Е.П. Блаватской. Этим даром и учреждением Музея Великий Учитель М. хотел увековечить имя той, память которой некоторые преемники ее, совсем еще недавно, старались затушевать». (Е.И. Рерих. Письма (Рижские), т.2, стр.180). Поистине только великие люди способны оставить такой яркий и глубокий след в истории, который не стирается в веках. А кто такой А. Соколовский???
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: В защиту Е.П. Блаватской

Сообщение loraZ »

Все эти пасквили безобразны по сути своей, омерзительны по содержанию и представляют собой лишь черный пиар газетенки и авторов. Дешевый и сомнительный авторитет!
Прискорбно, что выставлено это грязное « творчество» на широкое обозрение читателей!
Не могущий постичь Великое, способен только оскорбить!
Что это- деградация и равнодушие общества?
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

В защиту Е.П. Блаватской

Сообщение Olga »

Думается, то, и другое вместе. Портал rambler тоже отличился - сроду не читала подобной мерзости. Интересная закономерность: каждый раз, когда на фоне тотальной деградации заходит речь о чем-то красивом и достойном, истинном, иные двуногие начинают испытывать непонятную им самим ярость. Ярость, а не только невежество, водит их рукой и при написании подобных вещей. Невежество еще можно простить, потому что если внутри есть благие накопления, человек может осознать его и исправить. А ярость имеет в основе многовековое противодействие Свету. По многим исследованиям она разлита сегодня. Касательно Елены Петровны ярость - ярое признание ее великих заслуг.
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: В защиту Е.П. Блаватской

Сообщение Ирис »

«Бессистемной белибердой» называет труды Блаватской, кощунственно затрагивая своими гнусными домыслами даже тех Учителей Востока, с которыми общалась Е.П. Блаватская. А. Соколовский договорился до того, что отказал Е.П. Блаватской в звании философа. Следуя излюбленной схеме клеветников, уж очень хотелось автору произвести ее в ранг шпиона. Но полное отсутствие оснований вынудило «присвоить» ей всего лишь звание «шпионки в запасе». Впрочем, этим и многим другим циничным заявкам автора перестаешь удивляться, когда обнаруживаешь в статье ссылки на имена, служащие для него авторитетами, такие как А. Сенкевич и Карлос Кастанеда.
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: В защиту Е.П. Блаватской

Сообщение Камиль »

Весь этот нечистоплотный выпад вызывает возмущение, но знал бы этот несчастный писака, Кого он задевает, говоря об Учителях!
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: В защиту Е.П. Блаватской

Сообщение Елена В. »

«Не массы слагают историю и славу страны, но ее великие люди…»


Заблуждение катится по наклонной плоскости,
тогда как истина должна с трудом
прокладывать свой путь в гору.

Тайная Доктрина. Введение. Т. 1.

«От доброго слова язык не усохнет», - говорит пословица, но в последнее время стало нормой отмечать юбилеи выдающихся деятелей российской культуры наветами и клеветой. Из сознания людей пытаются вытравить национальное достоинство и гордость за тех творцов, которые составляют славу нашей отчизны. Низкий культурный фон делает привычным и обыденным явлением порочение великих личностей, обогатившими человечество новыми знаниями. В юбилейный год 180-летия Елены Петровны Блаватской в интернете появились две статьи - «Величайшей аферистке XIX века исполнилось 180 лет» и «Шпионка в запасе — Е.П. Блаватская».

«Аферистка», «шпионка», «мошенница», «авантюристка» - этими и другими низкими эпитетами награждают авторы Е.П. Блаватскую, с легкостью приклеивая недостойные ярлыки к выдающейся личности, чтобы в массовом сознании сложился устойчивый отрицательный стереотип. Набор информационных средств черных пиарщиков одинаков и кочует из статьи в статью - пренебрежительный фамильярный тон, поверхностный подход к материалу, отказ от логики, фрагментарность повествования, приписывание ложных целей, подтасовка фактов и многое, многое другое. А цель все та же – исказить облик великой женщины, создать вокруг нее негативное общественное мнение и отвести внимание от ее философских трудов и гуманистических идей.
Сплетни и клевета преследовали Елену Петровну еще при жизни. Ее обвиняли в шарлатанстве, в фальсифицировании писем Учителей, шпионаже и прочих «грехах». Много несправедливости, зависти и предательства окружало ее. Слуги Е.П. Блаватской - Куломбы, подкупленные иезуитами устроили настоящий заговор, в который вовлекли и прессу. Лондонское Общество Психических Исследований в 1885 году на основании ложных заявлений Куломбов обвинило Е.П. Блаватскую в мошенничестве, что имело самые негативные последствия. Через сто лет в 1986 году это же Общество официально оправдало Е.П. Блаватскую и принесло ей публичные извинения. (П.В. Чесноков, С.В. Скородумов «Невежество против Е.П. Блаватской. Хроника столетней войны» // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.4. М: МЦР, 2007. С. 566.)
После смерти Е.П. Блаватской злословие в ее адрес не прекратилось, а, к сожалению, усилилось. Первым выпустил клеветническую книгу о Елене Петровне Всеволод Соловьев. Сегодня его неблаговидное дело продолжают А. Сенкевич и А. Кураев, плодами которых пользуются безответственные корреспонденты.
Свою «причастность» к «шпионажу» разоблачает сама же Елена Петровна в письме в петербургскую газету «Ребус»:
«…прозорливое англо-индийское правительство узрело во мне, с первого же дня моего приезда в Бомбей – “русскую шпионку” <…> оно окружало меня более двух лет почетным конвоем из мусульманских полицейских шпионов, делая мне, одинокой русской женщине, честь страшиться меня, как бы я была целой армией казаков за Гималаями. Только спустя два года и истратив – по сознанию сэра Альфреда Лайеля, более 50 000 рупий на эту бесполезную погоню за моими политическими тайнами – которых никогда и не было – правительство успокоилось» .
(С. Крэнстон. Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-Москва: ЛИГАТМА, 1996. С. 329.)
Самым вопиющим и циничным является утверждение, что идеи теософии якобы повлияли на идеологию фашизма и расовой теории, о чем говорится в анонимной статье «Величайшей аферистке XIX века исполнилось 180 лет». Между тем известны факты преследования в фашистской Германии сторонников теософии, заключения их в тюрьмы, концлагеря, сожжение книг Е.П. Блаватской на костре.
(С. Крэнстон. Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-Москва: ЛИГАТМА, 1996. С. 667-668.)
Под термином «раса» в «Тайной Доктрине» подразумевается более широкое понятие, чем в общепринятом этническом значении. Учение о расах раскрывает последовательные этапы антропологической и физиологической эволюции человечества в неразрывной связи с эволюцией планеты и всего Космоса. Это не имеет никакого отношения к «духовному расизму», о котором говорится в статье «Величайшей аферистке XIX века исполнилось 180 лет». Миф о сверхчеловеке занял главное место в идеологии нацистской Германии, благодаря философии Ницше, которая противостоит идеям теософии.
В статье А. Соколовского «Шпионка в запасе — Е.П. Блаватская» автор настойчиво проводит мысль о неадекватности поведения Елены Петровны, самоуверенно излагает ее желания, чувства, анализируя на основании своих предположений и ощущений личные качества Е.П. Блаватской. Таким образом, читатель открывает для себя «истины» о том, что Е.П. Блаватская «провозгласила себя архатом», «никогда не хотела учиться, всегда хотела учить, поучать, наставлять», не способна была «признать собственную слепоту, поставить себя в положение ученика, ищущего» , а также «ее принципом было хоть бы и испачкаться, но достичь цели; цель оправдывает средства». При этом не приводятся ссылки на источники, по которым могли бы быть сделаны подобные выводы. Но говоря, словами того же Соколовского, Елена Петровна была «исключительно начитанной, эрудированной женщиной с живым, творческим разумом», «духовным лидером своего времени, философом, знатоком Востока». Так почему же автор так себе противоречит? Для создания мнимой объективности, для того, чтобы «сеять ложь для процветания зла». Звание духовного лидера не совместимо с той грязью, которую Соколовский выливает на нашу соотечественницу. По меткому выражению Н.К. Рериха -
«...гомункулусы, как прототипы предательского Миме, мечтавшего уничтожить героя Зигфрида, всегда выдают свои тайные умыслы» .
(Н.К. Рерих. Сожжение тьмы // Держава Света. М.: Сфера, 1999. С.94. )
Так за кого вы ратуете, господин автор, кому служите? Сколько бы вы ни прикрывались благими намерениями, но ваши умыслы видны налицо.
Статья А.Соколовского изобилует откровенной дезинформацией и умалением высокого Имени, которые основаны все на том же приеме одностороннего и однобокого освещения фактов, снабженных ложными измышлениями: «Писательница? Исписав тысячи страниц, Блаватская, по сути, так и не сказала миру ничего нового» (?!). Для создания убедительности и «объективности» повествования автор статьи выдает строго дозированную порцию позитивной информации: «Путешественница? Да, тройное кругосветное путешествие даёт ей полное право считаться выдающейся русской путешественницей своего времени» и далее следует вывод, представляющий Елену Петровну в нужном автору свете, где он сообщает, что странствия Е.П. Блаватской не принесли никакой научной или культурной пользы.
Такие скоропалительные выводы говорят об отсутствии какой бы то ни было исследовательской работы и осмысления деятельности основательницы Теософского общества. Подвиг высокой личности заключается не в километрах пройденных дорог, а в том сеянии зерен культуры, которыми эти личности наполняют пространство и сердца ищущих света людей. Необходимость ее путешествий была продиктована самой жизнью и не нам судить о том, какие вехи были отмечены в ее странствиях и как они повлияли на создание главных трудов Е.П. Блаватской. Многое из жизни Елены Петровны остается для нас тайной за семью печатями. Е.Ф. Писарева, известный теософ, член Российского Теософского Общества начала XX века в биографическом очерке «Елена Петровна Блаватская», говоря о двадцатилетнем периоде путешествий Е.П. Блаватской, пишет:
«Даже горячо любимые ею родственницы, ее сестра и тетка, с которыми ее связывала нежная дружба, и те не знали ничего определенного об этой эпохе ее жизни» (Е.Ф. Писарева. О скрытом смысле жизни. Киев: Изумрудная скрижаль, 1997. С. 268.).
Об этом же пишет С. Крэнстон в биографическом исследовании жизни и творчества Е.П. Блаватской:
«Установить точные даты тех или иных событий в жизни Е.П. Б[лаватской] после ее отъезда из России не так-то легко. Сама она дневников не вела, а никого из близких, кто мог бы рассказать о ней, рядом не было».
(С. Крэнстон. Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-Москва: ЛИГАТМА, 1996. С. 65.)
Да, много несправедливости сегодня творится в отношении Е.П. Блаватской. Видимо прав был Н.А. Бердяев, когда писал, что русским чужда национальная гордость и национальное достоинство. До сих пор не свойственно некоторым нашим согражданам радение за культуру и за будущее своей страны. Напротив, они действуют сознательно или по невежеству, расшатывая и разрушая стабильность общества.
Между тем, фундаментальные труды Елены Петровны, такие как «Тайная Доктрина» и «Разоблаченная Изида», содержат новые философские идеи, несут знание об эволюции человечества и давно признаны мировым сообществом. Многие выдающиеся деятели международного масштаба высоко оценили вклад Е.П. Блаватской в мировую сокровищницу культуры. Труды Е.П. Блаватской оказали большое влияние на творчество художников, ученых, музыкантов, государственных деятелей. Среди них – Е.И. и Н.К. Рерихи, А. Эйнштейн, А. Скрябин, К. Циолковский, М. Чюрленис, Г. Уэллс, Т. Эдисон, М. Волошин, М. Ганди, Д. Неру, Д. Джойс, Д. Лондон, Т. Элиот, Ф. Баум, В. Кандинский, Г. Малер, Я. Сибелиус, Л. Толстой и многие другие. Но мнению выдающихся умов человечества, Соколовский предпочитает досужие домыслы А. Сенкевича, который давно «прославился» своими бульварными романами в жанре «клеветнической фантастики». Именно на него А. Соколовский активно ссылается и у него же заимствует развязно-пренебрежительный тон повествования.
Описывая детские годы Елены Петровны, А. Соколовский уверенно заявляет, что у нее была «одержимость снами и темными видениями», склонность к «смутным прозрениям и сумеречным состояниям», пишет о ее паранормальных способностях, которые называет «откровенными мистификациями». Агрессивно-отрицательное отношение пробивается из-за каждой строчки автора, но его домыслы не имеют под собой никаких доказательств.
Дальше больше – Соколовский не останавливается и тенденциозно утверждает, что делом всей жизни Е.П. Блаватской было создание «мистического культа самой себя». Трудно придумать более чудовищное обвинение в адрес Е.П. Блаватской. Не дано таким горе-авторам понять подвиг жизни нашей великой соотечественницы, принесшей миру новое представление о мироздании и всю свою жизнь посвятившую служению во благо других. Они лишь отражают суть своей нравственной необремененности, бесчестности и беспринципности.
Соколовский приводит в пример «один из ключевых событий в очередной поездке Блаватской в Индию» - встречу с Дайанандом Сарасвати. Между тем есть свидетельства из «Писем Махатм» и писем Е.И. Рерих, о том, что Д. Сарасвати предал Е.П. Блаватскую, пав жертвой собственного самолюбия и тщеславия – качеств не допустимых для «духовного лидера».
«Истинно жаль, что не была изучена история Теософского движения по всем имеющимся письмам от Великих Махатм как Е.П. Блаватской, так и Их корреспондентам, - пишет Е.И. Рерих. - Там приведено столько примеров черного предательства и желания сорвать ее Щит. Так я уже писала Вам, как знаменитый Дайананд Сарасвати, надежда Индии и уже ученик высоких степеней, знавший лично Великого Учителя, не удержался на высоте и пал жертвой своего честолюбия. Он превратился в черного колдуна и скоро умер».
(Е.И. Рерих. Письма. М.: МЦР, 2001. Т. 3. С. 438.)
«И, таким образом, демон – Тщеславие - тот самый, что погубил Дайянанда, губит нашего «бывшего друга» и подготавляет его к нападению на нас и на Т[еософское]О[бщество], гораздо более свирепому, чем нападение Свами».
(Письма Махатм. Новосибирск.: Изд-во «Вико». Предприятие «Алгим», С. 516.)
Отчаянно пытаясь приписать теософии религиозный характер и антихристианскую направленность, Соколовский не смущаясь заявляет, что Е.П. Блаватская создала «религию-гомункул» (!?) в центре которой был не Бог, потому что «Бога, особенно “православного”», она «люто ненавидела». Кроме того, Соколовский называет Теософское общество сектой. Подобными выпадами автор ставит себя в ряд современных инквизиторов, не терпящих инакомыслия. Между тем, письма Елены Петровны полностью опровергают вышеназванные утверждения. В обращении к ежегодному Съезду американских теософов (1888 г.) Е.П. Блаватская писала:
«Назначение теософов состоит в том, чтобы раскрывать человеческие сердца и разум для милосердия, справедливости и великодушия – свойств, отличающих род человеческий и естественных для того, кто развил в себе эти качества человеческого существа. Теософия учит животного человека становиться человечным человеком; и когда люди научатся мыслить и чувствовать так, как подобает истинно человеческим существам, они и действовать будут по-человечески, и милосердие, справедливость и великодушие станут естественной потребностью всех».
(С. Крэнстон. Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-Москва: ЛИГАТМА, 1996. С.182.)
То есть Теософия – это научно-философская система, провозглашающая высокие принципы этики, о целях которой Елена Петровна писала:
«В нашем Обществе есть место для любой религии, и любые символы веры и мнение будут уважаемы. Это чисто философское и научное общество никоим образом не сектантское или религиозное. Оно не имеет никакого отношения к человеческим догмам и религиям».
(Е.П. Блаватская. Письма. М.: Изд-во Ассоциации Духовного Единения «Золотой век», 1995. С. 287.)

В переписке Е.П. Блаватской можно найти выражение ее глубокого почитания Христа:
«…В “Изиде” нет ни слова против Христа, нет ничего, кроме величайшего уважения, почтения и преклонения перед Ним». А также: «…Я никогда не отрекалась от Христа; я решительно отвергаю христианство попов – лжецов и лицемеров, которые активно лезут в политику. Не отрекалась я и от русского христианства…».
(П.В. Чесноков, С.В. Скородумов «Невежество против Е.П.Блаватской. Хроника столетней войны» // Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2007. Т.4. С. 571.)
Елена Петровна очень любила Родину и с большим уважением относилась к Православию:
«Я сказала <…> что вера моих русских предков для меня священна, что я всегда встану на защиту этой веры и России и всегда, пока рука моя способна держать перо, буду выступать против нападок на них…».
(там же)
В письме к Надежде Фадеевой от 28.10.1877 г. Елена Петровна пишет о том, что
«…в Русской Православной Церкви прочно заложено зерно божественной Истины, только оно зарыто у самого ее основания…».
(И.М. Себелева, С.В. Скородумов. Е.П. Блаватская и Православие // Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2007. Т.4. С. 577. )
Окутывая облик Е.П. Блаватской «мистическим» и «оккультным» ореолом, Соколовский беззастенчиво заявляет, что ее знания были лишены какой-либо жизненной основы, не имели корней, что на Востоке эти знания «считаются не имеющей ценности шелухой». Этот «знаток востока» берет на себя смелость решать какие знания на Востоке ценятся, а какие нет, не приведя для того ни единого факта. Между тем, работы Е.П. Блаватской стали настоящей революцией в науке и философии. Сама Елена Петровна обладала поразительным бесстрашием, вопреки всем авторитетам XIX века, открыто вступив в спор с общепринятой материалистической наукой. Ее «Тайная Доктрина», созданная в сотрудничестве с Великими Учителями Востока, является сводом многовековой, сокровенной мудрости, уходящей корнями в необозримую древность. В этом труде содержатся научные предвидения, которые на протяжении всего XX века находили экспериментальное подтверждение в физике, астрономии, биологии, например, предвидение о расщеплении атома и появления атомной энергии.
Изучая сокровенную суть разных религий, философия Е.П. Блаватской показывает их единую этическую основу. Она созвучна с христианством, с посланиями Апостола Павла, который говорит о том, что Бог есть дух, а дух проницает все. Мысли Елены Петровны перекликаются с идеями великого Платона с его учением о единстве Божества, Красоты и Истины. Только невежественный и предвзятый ум неспособен увидеть поразительную глубину знаний великой русской женщины.
Люди, стоящие на более высокой ступени развития сознания всегда подвергались нападкам и поношению. Елена Петровна – «Великая Мученица за Свет и Истину», как писала о ней Е.И. Рерих, не избежала этой участи. Зависть, клевета и предательство всю жизнь преследовали ее. Это характерно для судеб гениев русской культуры. Как писала Елена Ивановна Рерих:
«Именно она была Носительницей доверенного ей Знания. Именно из всех теософов лишь Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] имела счастье получить Учение непосредственно от Вел[иких] Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете.
Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое Поручение – дать сдвиг сознанию человечества, запутавшегося в мертвых тенетах догм и устремлявшегося в тупик атеизма<…> Но некоторые из окружавших ее настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своем полагали достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили ее, все им давшую, все им открывшую. Конечно, все эти самообольщенные гордецы ничего не достигли. Ибо закон Иерархии непреложен».
(Е.И. Рерих. Письма. М.: МЦР, 2000. Т.2. С. 355.)
Всю свою жизнь защищавшая Знание от невежества, Елена Петровна Блаватская сегодня сама нуждается в защите. Для этого требуются активные усилия научной, культурной общественности, чтобы оградить ее имя и наследие от грубых посягательств. В наше время насущно необходимы работы добросовестных исследователей, которые смогли бы понять и раскрыть всю глубину знаний и самоотверженного подвига великой дочери России.



Е.В. Рудакова
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: В защиту Е.П. Блаватской

Сообщение Ирис »

"В будущее берут не всех"
Проведением научных конференций, торжественных вечеров и общественных чтений 12 августа 2011 года культурная общественность всего мира отметила 180-летний юбилей со дня рождения Елены Петровны Блаватской. Будучи духовным лидером XIX века, она проторила путь к новым глубоким Знаниям об окружающем мире и своим неординарным творчеством оставила глубокий след в памяти человечества. Ее философские труды, открывшие многие тайны Мироздания, произвели грандиозный переворот в сознании и буквально потрясли спящие дотоле души. Благодаря ее фундаментальным трудам «Тайная доктрина» и «Разоблаченная Изида», а также многочисленным статьям, книгам и письмам мыслящие люди получили ответ на многочисленные вопросы о строении мира, зарождении земного человечества, законах, по которым развивается Вселенная. Ее мысль служит, и еще долго будет служить, путеводной звездой для ищущих, пытливых непредубежденных ученых, черпающих в ее трудах зерна истины, которые выводят их на передние рубежи современной науки. Научный потенциал ее трудов настолько велик, что способен напитать еще многие поколения ученых. Настанет время, когда это будет по достоинству оценено, и имя носителя передовой мысли Елены Петровны Блаватской станет непререкаемым авторитетом для всех.
Жизнь показала, что высота и глубина мысли, заложенной в трудах Елены Петровны, делали их доступными далеко не каждому, подчас совершенно непостижимыми. Поэтому люди с узким обывательским сознанием избирали Е.П. Блаватскую объектом самой жесткой клеветы, которая следовала за ней при жизни буквально по пятам. К сожалению, современные соотечественники Елены Петровны остались в большинстве такими же дремучими. Разве что, к этому прибавилась еще агрессивность и нравственная распущенность. Те, кто не в силах постичь ее мысль, и сегодня, в XXI веке, стараются унизить ее значение для эволюции, дискредитировав имя и творческое наследие. Им гораздо проще сказать, что «исписав тысячи страниц, Блаватская, по сути, так и не сказала миру ничего нового». Это еще самое мягкое выражение из тех, которыми буквально пестрит клеветнический опус под названием «Шпионка в запасе – Е.П. Блаватская» некоего А. Соколовского, разместившего его в «Частном корреспонденте» и тем «отметившего» юбилей выдающегося философа. Показательно, что именно в этом звании – философа – автор отказал Е.П. Блаватской. Для А. Соколовского величина Е.П. Блаватской является лишь «кажущейся», а ее труды он называет «бессистемной белибердой», пороча попутно и Учителей Востока, с которыми сотрудничала Е.П. Блаватская. Какой же величины должно быть самомнение человека, чтобы заявлять подобное?! Похоже, автору, который свой безудержный цинизм квалифицирует всего лишь как «здоровый скептицизм», неизвестна народная мудрость, заключенная в словах «не плюй против ветра».
Впрочем, этим циничным изречениям перестаешь удивляться, когда обнаруживаешь в статье ссылки на имена, служащие для него авторитетами - Карлос Кастанеда и А.Сенкевич. Небезызвестный пасквиль последнего, размещенный в серии ЖЗЛ, послужил автору, похоже, единственным источником знаний о жизни Е.П. Блаватской. Почерпнутые оттуда изощренные домыслы, он с явным удовольствием повторяет и размножает.
Примечательно само название статьи. По излюбленной схеме клеветников уж очень хотелось автору произвести Е.П. Блаватскую в ранг шпиона. Но полное отсутствие оснований вынудило его присвоить ей всего лишь скромное звание «шпионки в запасе», уделив этой части своих измышлений лишь незначительное место в изложении. Очевидно, истощились запасы яда, которым пропитана вся статья, оскорбляющая память давно ушедшего человека и имеющая целью отвратить от ее трудов обильным посевом зёрен сомнения.
Обсуждать такую статью подробно просто недопустимо, так как она представляет собой не бочку меда, где лишь ложка дегтя, а бочку дегтя, в которой нет даже ложки меда. А это вовсе не тот уровень, который достоин серьезной дискуссии.
От самого средневековья история изобилует примерами, когда первооткрыватели новых, передовых, а значит неординарных, непостижимых обычному уму идей, подвергались осмеянию, обструкции и преследованию. Этой участи не избегли ни Дж. Бруно, ни К.Э. Циолковский, ни (?)Лобачевский, и многие, многие другие. Выступая 16 мая 2006 г. в Международном Центре Рерихов на дне памяти Е.П. Блаватской, академик РАЕН, заслуженный деятель искусств Л.В. Шапошникова сказала: «Е.П. Блаватская подвергалась нападкам со стороны недоброжелателей во много раз больше, чем кто-либо из тех, кто продвигал в жизнь новое учение, новое мировоззрение или еще что-то подобное». Знакомясь с публикациями, направленными против неё, сама Елена Петровна говорила так: «…к оскорблениям она привыкла, со злословием она встречается ежедневно; клевете она улыбается в молчаливом презрении». Любителями позлословить, как правило, становились любопытствующие духовные недоросли, коих она видела, что называется, насквозь и не жаловала своим добрым отношением. В отместку, они отвечали ей ненавистью, распускали гнусные слухи, используя в качестве пищи для своих домыслов личную жизнь и даже внешность Елены Петровны. В то же время известно, что других её современников буквально поражали присущие ей такие редкие человеческие качества как бескорыстие, подвижничество, способность искренне и глубоко сострадать.
Людей, серьезно интересующихся ее наследием и способных за характерными особенностями ее личности увидеть величину духа, хочется адресовать к книгам, где непредвзято описывается жизнь Елены Петровны. Среди них книга Желиховской В.П. «Е.П. Блаватская и современный жрец Истины», в которой опровергаются многие клеветнические измышления, растиражированные впоследствии целым рядом самомнительных публицистов; Г. Мэрфи «Когда приходит рассвет: Жизнь и труды Е.П. Блаватской», где убедительно опровергаются вымыслы об «авантюризме» Е.П. Блаватской и развеиваются многочисленные мифы о ней; С. Крэнстон. «Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы теософского движения» об отношении третьего рейха к трудам Е.П. Блаватской. Для желающих сформировать свою позицию по отношению к Елене Петровне будет нелишним узнать, что почитателями и последователями изложенных ею идей были многие всемирно известные ученые, писатели, поэты, художники, музыканты, внесшие немеркнущий вклад в мировую культуру, среди которых Дж. Томсон, М. и П. Кюри, А. Эйнштейн, Т. Эдисон, К. Фламмарион, У. Джеймс, Д. Лондон, В. Кандинский, Я. Сибелиус, А. Скрябин, Вл. Соловьев, Л. Толстой, А. Белый, В. Иванов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, М. Волошин, Н.К. и Е.И. Рерихи и многие другие.
Удивительно, что автор столь неприличной статьи высказывается весьма положительно о Н.К. Рерихе. Ведь в таком случае ему следовало бы положиться в своих суждениях на авторитет этого ученого, мыслителя, культурного деятеля мирового масштаба и учесть, что Николай Константинович, глубоко вместивший многовековую восточную мудрость, уважал и почитал Елену Петровну, именуя ее «великой женщиной». Об этом, в частности, говорит написанная им картина «Вестник», посвященная Е.П. Блаватской, и подаренная Музею Блаватской в Адьяре. Елена Ивановна Рерих по этому поводу писала следующее: «В 1925 году Н.К.Р. получил указание написать картину «Вестник» и пожертвовать ее в основание Музея имени Е.П. Блаватской. Этим даром и учреждением Музея Великий Учитель М. хотел увековечить имя той, память которой некоторые преемники ее, совсем еще недавно, старались затушевать». (Е.И. Рерих. Письма (Рижские), т.2, стр.180). Сама Елена Ивановна отдала дань творчеству Е.П. Блаватской, осуществив перевод на русский язык ее главного философского труда «Тайная доктрина». Вот так относились к Елене Петровне и ее творческому наследию общепризнанные величайшие представители человечества.
Вековая мудрость советует судить о людях по их делам. Вклад нашей соотечественницы в развитие философской мысли был по достоинству оценен ЮНЕСКО, который объявил 1991 год Международным годом Е.П. Блаватской. Мыслящая часть человечества будет и впредь изучать ее труды, а не А. Соколовского и иже с ним. Поистине только великие люди способны оставить такой яркий и глубокий след в истории, который не стирается в веках.

Л.С. Воронова,
Пермское региональное отделение
Международной Лиги защиты культуры
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»