Защитим имя и наследие Рерихов - т.3
Ограбление по-государственному
Правда о коллекции С.Н.Рериха http://lib.icr.su/node/175
А.В.Стеценко
27 октября 1978 г. в 7 часов утра чартерный рейс Аэрофлота «Варна-Ленинград» доставил из Болгарии в СССР 296 картин великих русских художников Николая и Святослава Рерихов. Эта ценная коллекция, принадлежащая Святославу Николаевичу Рериху, была отправлена им в СССР по договоренности с Министерством культуры для проведения передвижных выставок в городах Советского Союза. Первым в списке музеев значился Государственный Русский музей. Поэтому из Болгарии выставка прибыла в Ленинград.
Тогда еще невозможно было представить, что эту коллекцию постигнет трагическая участь.
Стеценко Александр Витальевич, помощник Генерального директора Музея имени Н.К.Рериха, исполнительный директор Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих.
В своей статье Александр Витальевич описывает процесс и результаты скрупулёзного исследования документов о перемещении и хранении коллекции С.Н.Рериха, прибывшей из Болгарии. В результате этого расследования выявилось множество нелицеприятных фактов. В Музее Востока происходили очень странные вещи, будто там поселились души восточных факиров. Но не будем тревожить души восточных факиров. Настоящие отечественные факиры работали и работают в ГМВ и в Минкульте. Они знали что к чему, знали, когда надо умолчать о получении трёх ценных картин из Болгарии, знали, как раздваивать акты и знали, как поступать с обворованными.
•
Как ГМВ фактически завладел коллекцией.
Итак, несмотря на приказ Министра культуры о передаче коллекции на материально-ответственное хранение в ВПХК им. Вучетича, собрание Святослава Рериха после завершения первого турне по музеям СССР, еще в составе 296 картин, находилось в распоряжении Государственного музея Востока. Следовательно, мы имеем дело с грубейшими нарушениями закона, а также всех положений и правил в отношении хранения и экспонирования ценнейших картин. Поневоле приходишь к выводу, что сделано это было умышленно, и служебная записка О.В.Румянцевой лишний раз свидетельствует — в Государственном музее Востока рассчитывали на то, что Святослав Рерих оставит там свою коллекцию навсегда. И даже когда эти расчеты не оправдались, все равно коллекцию Рериха, вскоре после его смерти, перевели с временного хранения на постоянное.
•
В ГМВ происходили весьма странные, если не сказать чудовищные вещи.
Ранее мы установили, что из 288 картин, оставленных С.Н.Рерихом в СССР, в соответствии с приказом Министерства культуры осталось 282. Даже несмотря на вышеприведенную записку «хранителя выставки С.Н.Рериха» О.В.Румянцевой, пожалуй, трудно утверждать с полной уверенностью, что 6 картин пропали именно из ГМВ. Но в том, что с коллекцией С.Н.Рериха в стенах этого учреждения продолжали происходить весьма странные, если не сказать чудовищные вещи, можно не сомневаться. Документы самого ГМВ свидетельствуют, что картины, фигурирующие в первоначальных списках поступлений, стали заменяться другими картинами, не значащимися у С.Н.Рериха!
•
Странное раздвоение акта №54.
Раздвоились, чтобы скрыть…
Существуют два акта под одним номером — № 54, якобы исполненные в ГМВ в одно и то же время (12 марта 1993 г.) и отражающие одно и то же событие — перевод 282 картин (коллекция С.Н.Рериха) из временного хранения на постоянное. Это не черновой и чистовой варианты одного и того же документа. Это не оригинал и копия. Это два совершенно разных документальных материала, которые не только мирно сосуществуют в нарушение всех наших представлений о времени и пространстве, но и даже фигурируют в судебных заседаниях по инициативе представителей ГМВ! Один — в 2001 году, когда Министерство культуры попыталось доказать свои права на картины в Арбитражном суде г. Москвы (Дело № А 40 - 12162/01-84-69). Другой — в 2004 году, когда при повторном рассмотрении заявления МЦР в Хамовническом суде (Дело № 2 - 227/05) права государства взялось отстаивать ведомство М.Е.Швыдкого — Федеральное агентство по культуре и кинематографии (см.: Прилож., док. 4, док. 5). Разве такое возможно? — спросите вы. Возможно, когда имеешь дело с Государственным музеем Востока
Списки экспонатов, приложенные к актам, не совпадают друг с другом: картины имеют один и тот же порядковый номер и номер по книге поступлений (КП), но разные названия, размеры, датировку, технику исполнения, а также основу и описание их сохранности.
Сравнение двух разных актов под №54 со списком С.Н.Рериха, с каталогом ГМВ и с актом Счётной палаты помогло раскрыть процесс видоизменения коллекции.
•
Итоги расследования.
Таким образом, мы с полной уверенностью может утверждать, что в ГМВ, на основании их списков, из 122 картин Н.К.Рериха отсутствует 19. Итого, общее количество исчезнувших полотен Н.К.Рериха составило 22.
Картины самого Святослава Николаевича Рериха в ГМВ претерпели еще более существенную «трансформацию», нежели картины его отца. Так, разница между размерами картин в списках ГМВ и в списке С.Н.Рериха, составляющая от 16 до 111 (!) см, обнаружена в 32 случаях.
Итого мы имеем 32 примера несоответствий между списками ГМВ и С.Н.Рериха, относящихся к названиям картин и году их написания, и 14 примеров несоответствий в технике исполнения. 32 + 14 = 46. Учитывая, что у 5 картин присутствуют различия и в размерах, и в технике исполнения, получаем 41 картину.
Анализ всех этих различий позволяет сделать вывод, что они явились следствием сравнения разных картин. Таким образом, из 160 картин С.Н.Рериха, показанных в списках ГМВ, 41 не соответствует списку автора. Учитывая, что мы уже доказали исчезновение 3 картин, общее число пострадавших картин С.Н.Рериха составляет 44.
Итак, из 288 картин, которые С.Н.Рерих передал в 1978 году Министерству культуры, а впоследствии завещал МЦР, 66 (22 + 44) отсутствуют. Данный вывод, основанный на сравнении данных ГМВ с данными С.Н.Рериха и списком картин, поступивших в СССР в 1978 году, не претендует быть окончательным: количество пропавших картин из коллекции С.Н.Рериха, возможно, и увеличится, когда расследованием серьезно займутся компетентные органы.
•
Роль Счётной палаты в беззакониях Минкульта и ГМВ.
МЦР попросил Счётную палату проверить факт наличия в ГМВ картин указанной коллекции и Счётная палата сделала… всё наоборот.
Цель данной проверки была другая – узаконить все беззакония, которые творились в ГМВ в отношении коллекции С.Н.Рериха. И эта цель была достигнута. Понятно и другое. Нежелание бывших министров культуры РФ, а теперь и руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии М.Е.Швыдкого выполнить завещание С.Н.Рериха и вернуть МЦР его коллекцию связано с тем, что первоначальный состав коллекции значительно уменьшился.
•
Выводы.
Итак, вышеизложенные факты и документы позволяют сделать следующие выводы.
Часть прибывшей в 1978 г. в СССР бесценной коллекции картин С.Н.Рериха была расхищена. Опасаясь ответственности за совершенные преступления, чиновники Министерства культуры РФ отказались выполнить волю владельца коллекции, отраженную в его завещании, и отдать картины законному владельцу – Международному Центру Рерихов.
Выполняя завет своего основателя, МЦР не прекращает попыток вернуть коллекцию и проводит огромную работу по сохранению и популяризации наследия Рерихов. Понимая, что рано или поздно Министерство культуры РФ будет вынуждено уступить законным требованиям МЦР выполнить волю С.Н.Рериха, виновные в незаконных действиях лица развернули крупномасштабную акцию по уничтожению общественного Музея имени Н.К.Рериха, основанного Святославом Николаевичем.
•
Затравить обворованного, чтобы скрыть воровство.
Кроме того, государство преследует еще одну цель. На протяжении многих лет при молчаливом согласии Министерства культуры и других ведомств, осуществляющих надзор за соблюдением закона, в стране через средства массовой информации и многочисленные издания формируется негативное общественное мнение о деятельности и творчестве всех членов этой великой семьи. Ни один из них не был обойден клеветой. Стараниями шишкиных, кураевых, росовых, дубаевых, минутко и им подобных Рерихи, всемирно известные деятели культуры, для которых служение Красоте и Общему Благу было содержанием и смыслом жизни, предстают агентами ОГПУ, амбициозными политиками и врагами православия. Ложь и клевета, направленные в адрес Рерихов, способствуют тому, чтобы их наследие скорее было предано забвению.
Учитывая, что все эти действия носят согласованный характер, приходим к выводу, что без руководящей руки здесь не обходится. А это, в свою очередь, доказывает, что МЦР имеет дело с настоящим заговором высокопоставленных чиновников государственного аппарата, который сформировался еще в 1960-е годы.
•
Битва будет тяжёлой и беспощадной.
В настоящий момент Хамовнический суд г. Москвы вновь рассматривает заявление МЦР о признании факта получения наследственного имущества на основании завещания С.Н.Рериха. Чем завершится новое рассмотрение?
Учитывая полную зависимость судебной системы от государственной власти, трудно делать какие-либо прогнозы, ясно одно – битва будет тяжелой и беспощадной.
•
Град Пречистый – врагам озлобление.
Но как белая цитадель на картине Н.К.Рериха «Град Пречистый – врагам озлобление», общественный Центр-Музей, носящий его славное имя и созданный Святославом Николаевичем Рерихом, стоял, стоит и будет стоять, защищая великие духовные сокровища, собранные нашими соотечественниками для России и ее народа.