Дорогие друзья!
Опять в очередной статье задели имя Н.К.Рериха.
Предлагаю дать пояснения.
Гребенщиков, проклятый Церковью: шутка или правда?
http://www.vokrug.tv/article/show/Grebe ... avda_19701
Снова об анафеме, которой не было ...
Кстати, насчет анафемы ....
Источник: Сайт Ярославского Рериховского общества.
http://yro.narod.ru/zaschitim/Kirill_pozicija.htm
Позиция Митрополита Кирилла
(По материалам «прямой линии» в газете «Комсомольская правда», июль 2000 г.)
На вопросы наших читателей отвечал председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ.
… Добрый день, Ваше Высокопреосвященство, меня зовут Георгий Юрьевич, я из Владикавказа звоню. На своем соборе в 1994 году архиереи нашей Православной церкви отлучили от Церкви Елену Петровну Блаватскую и семью Рерихов. Они наша гордость...
- Можно я сразу внесу поправку? Собор не отлучал их от Церкви. Но собор ясно заявил полное несогласие с учением Блаватской и Рерихов, потому что оно является антропософским учением, в основе которого лежат принципы...
- Антропософия восходит к Рудольфу Штейнеру, а они к Штейнеру никакого отношения не имеют. Антропософия - это не очень точный термин, это теософия.
- Хорошо, давайте говорить о теософии. Так вот, теософические принципы не соответствуют Преданию христианской церкви вообще. Не только православному, но и христианскому Преданию.
- А вот Владимир Соловьев широко использовал термин теософия. И он даже возлагал на нее колоссальные надежды.
- Я бы не хотел сейчас начинать спор по поводу личности Владимира Соловьева. Это очень большая, интересная и специальная тема. Я не уверен, что Владимир Соловьев принимал теософию так, как вы говорите об этом. Другой разговор, у него были некоторые идеи, близкие к теософии, но он оставался в рамках христианского Предания, несмотря на всю оригинальность своего философского мышления.
- Блаватская и Рерихи тоже очень любят Христа.
- Они Христа любят ровно настолько, насколько они любят Будду, Кришну и всех остальных. Вот в этом проблема. Вы можете быть спокойны - осуждения не было, но есть категорическое неприятие этого учения.
- Но я читал что-то об анафеме.
- Нет, никто их анафеме не предавал. Да их и невозможно анафематствовать, потому что они вне Церкви, так как не были христианами. Так же нельзя анафематствовать атеиста, так же нельзя анафематствовать теософа - они все вне Церкви.
- Это сходно с тем, что к Льву Толстому?
- Нет, это совершенно разные вещи. Лев Толстой был православным христианином, который допустил то, чего не мог допустить православный христианин. А Рерих и Блаватская к Православной церкви не принадлежали.
- Но они же были крещены.
- Да, они были крещены, но сами никогда себя с Церковью не связывали.
- Имеется в виду, что они не посещали храм?
- Не посещали храм, не принимали Таинств и сами не считали себя православными христианами, то есть добровольно поставили себя вне Церкви.
- Спасибо Вам большое…
Наша справка
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника. Окончил Ленинградскую духовную семинарию, затем духовную академию. В 1969-м митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом пострижен в монашество, 7 апреля рукоположен во иеродиакона, а 1 июня - во иеромонаха. В 1971 году на Генеральной ассамблее Синдесмоса был избран членом исполкома этой организации. В 1971-м возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей (ВСЦ) в Женеве.
В 1974-м назначен ректором Ленинградских духовных школ. С 1984 года возглавляет Смоленско-Калининградскую епархию. В 1977-м возведен в сан архиепископа. В 1989-м решением Священного синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата и постоянным членом Священного синода Русской православной церкви. В 1991 году возведен в сан митрополита.
«Прямую линию» подготовил Николай ВАРСЕГОВ.
газета «Комсомольская правда», 12.07.2000 г.
http://yro.narod.ru/zaschitim/Kirill_pozicija.htm
Позиция Митрополита Кирилла
(По материалам «прямой линии» в газете «Комсомольская правда», июль 2000 г.)
На вопросы наших читателей отвечал председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ.
… Добрый день, Ваше Высокопреосвященство, меня зовут Георгий Юрьевич, я из Владикавказа звоню. На своем соборе в 1994 году архиереи нашей Православной церкви отлучили от Церкви Елену Петровну Блаватскую и семью Рерихов. Они наша гордость...
- Можно я сразу внесу поправку? Собор не отлучал их от Церкви. Но собор ясно заявил полное несогласие с учением Блаватской и Рерихов, потому что оно является антропософским учением, в основе которого лежат принципы...
- Антропософия восходит к Рудольфу Штейнеру, а они к Штейнеру никакого отношения не имеют. Антропософия - это не очень точный термин, это теософия.
- Хорошо, давайте говорить о теософии. Так вот, теософические принципы не соответствуют Преданию христианской церкви вообще. Не только православному, но и христианскому Преданию.
- А вот Владимир Соловьев широко использовал термин теософия. И он даже возлагал на нее колоссальные надежды.
- Я бы не хотел сейчас начинать спор по поводу личности Владимира Соловьева. Это очень большая, интересная и специальная тема. Я не уверен, что Владимир Соловьев принимал теософию так, как вы говорите об этом. Другой разговор, у него были некоторые идеи, близкие к теософии, но он оставался в рамках христианского Предания, несмотря на всю оригинальность своего философского мышления.
- Блаватская и Рерихи тоже очень любят Христа.
- Они Христа любят ровно настолько, насколько они любят Будду, Кришну и всех остальных. Вот в этом проблема. Вы можете быть спокойны - осуждения не было, но есть категорическое неприятие этого учения.
- Но я читал что-то об анафеме.
- Нет, никто их анафеме не предавал. Да их и невозможно анафематствовать, потому что они вне Церкви, так как не были христианами. Так же нельзя анафематствовать атеиста, так же нельзя анафематствовать теософа - они все вне Церкви.
- Это сходно с тем, что к Льву Толстому?
- Нет, это совершенно разные вещи. Лев Толстой был православным христианином, который допустил то, чего не мог допустить православный христианин. А Рерих и Блаватская к Православной церкви не принадлежали.
- Но они же были крещены.
- Да, они были крещены, но сами никогда себя с Церковью не связывали.
- Имеется в виду, что они не посещали храм?
- Не посещали храм, не принимали Таинств и сами не считали себя православными христианами, то есть добровольно поставили себя вне Церкви.
- Спасибо Вам большое…
Наша справка
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника. Окончил Ленинградскую духовную семинарию, затем духовную академию. В 1969-м митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом пострижен в монашество, 7 апреля рукоположен во иеродиакона, а 1 июня - во иеромонаха. В 1971 году на Генеральной ассамблее Синдесмоса был избран членом исполкома этой организации. В 1971-м возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей (ВСЦ) в Женеве.
В 1974-м назначен ректором Ленинградских духовных школ. С 1984 года возглавляет Смоленско-Калининградскую епархию. В 1977-м возведен в сан архиепископа. В 1989-м решением Священного синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата и постоянным членом Священного синода Русской православной церкви. В 1991 году возведен в сан митрополита.
«Прямую линию» подготовил Николай ВАРСЕГОВ.
газета «Комсомольская правда», 12.07.2000 г.