Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Сообщение Valentina »

В Учении Живой Этики много говорится о наступлении Новой Эпохи, в которой женщине предстоит сыграть важную роль. Предлагаю небольшую подборку из книг «Грани Агни Йоги», где речь идёт о женщине как вдохновительнице духа.

Изображение
С.Н.Рерих. Глина приобретает форму (Дом гончара), 1964.
(М.А.Й.). «Эпоха Майтрейи есть Эпоха Женщины, и именно женщине предстоит иметь в ней решающую роль. Эта решающая роль выявится в духовной активности женщины. В сфере духовной лидером будет она. Много трудностей придется преодолеть на пути к этой победе. Но эволюция имеет свои задачи и свои пути их осуществления. Мужскому началу придется кое-чем поступиться и отказаться от некоторых привилегий. Но все это послужит на благо человечества. Когда женщина вернет свое право на участие во всех сторонах общественной и государственной жизни, много недопустимых явлений исчезнет, и прежде всего войны. Эпоха Женщины внесет благие изменения в жизнь человечества».
Грани Агни Йоги, 1970 г., п. 163
(Март 8). «Этот праздник утвержден Нами как символ раскрепощения женщин и установления равновесия начал. Слишком долго женщина унижалась, чтобы можно было в короткое время достичь полного равновесия. Но страна, которая в этом преуспеет, скорее других пойдет впереди. Ходить на одной ноге невозможно, даже стоять утомительно. Унижая и подавляя одно из начал, страна, допускающая это, уподобляется одноногому существу. Эволюция ее задерживается. Равноправие полов дает ключ для продвижения в будущее, продвижения быстрого и полнострунного. Все энергии обоих начал принимают участие в эволюции, и страна, утвердившая равновесие полов, расцветет и обогатится вне всякого сравнения с теми, кто нарушает Закон Бытия».
Грани Агни Йоги, 1972 г., п. 58
(М.А.Й.). «Женское начало необходимо для полноты и продуктивности творчества духа. В его высших аспектах участие женского начала в творчестве открывает возможности бесконечного расширения знания. Наличие мужских и женских божеств показывает, что присутствие Двух противоположных Начал восходит и в Высшие Сферы. Матерь Мира, Великое Женское Начало, Занимает высочайшее место в общей схеме вещей. При создании миров Она Занимает равное место с Началом, ей противоположным. Слова «мужское и женское», «активное и пассивное», «положительное и отрицательное» только весьма не полно и не совершенно выражают величие Двух Начал в аспекте их проявления в Высших Мирах. Но сейчас надо прочно усвоить их равнозначность в процессах космического творчества. Нарушение этого понимания в сферах человеческих привело к тому разновесию, которое ныне уявляется в мире. Понимание равнозначности величия Двух Начал необходимо снова утвердить на Земле. Это будет зарею Новой Эпохи, Эпохи Матери Мира».
Грани Агни Йоги, 1968 г., п. 316
(М.А.Й.). «Отношение к женщинам можно трансмутировать из недопустимого и нечистого в такое, когда у духа вырастают крылья и поднимается он к вершинам творческой мощи. Женщина тогда становится вдохновительницей лучших начинаний духа и ведущей его к таким достижениям, которые без нее невозможны. Обычно принято думать, что женщина дает жизнь ребенку. Но упускается при этом из вида, что творческая сила женщины далеко, далеко перешагивает через эти границы и распространяется на все сферы творческой деятельности человека. Именно, вдохновительница духа на все высшее, на подвиги, на устремление к красоте, на совершение дел необычных. Сколько их, женщин, оставшихся неизвестными, вдохновляли художников, поэтов, мыслителей и всех прочих творцов во всех областях жизни на лучшее, что дали они человечеству. И лишь грубое и низкое отношение к женщине толкало человека во тьму и лишало его полетов творческой мысли. Вчера удивлялись, что безнадежная и неосуществимая любовь композитора заставила его творить и создать свои лучшие произведения. Но если бы сила ее ушла и израсходовала себя на удовлетворение и обычные проявления, мощь творчества растворилась бы безвозвратно в обычности».
Грани Агни Йоги, 1963 г., п. 500
«Обычно не задумываются над ролью Женского Начала в процессе эволюции духа, но она велика. Сколько великих творений человеческого гения было вдохновляемо женщиной. Как огненно начинает творить мысль при соприкосновении Высших Энергий двух противоположных Начал. Высочайший аспект Женского Начала выражен в Образе Матери Мира. Ее несказуемой мощью идет творчество Владык. Матерью Огненной Йоги вдохновлялись, вдохновляются и будут вдохновляться те, кто ищет огненных путей духа и кто их нашел. Сокровенное творчество духа основано на объединении этих начал. Тот, кто хочет творить и понять сущность искусства, должен прежде понять, силой какою творит человек».
Грани Агни Йоги, 1964 г., п. 539
(Нояб. 28). «Под Лучами Звезды Матери Мира пробужденная женщина займет принадлежащее ей по праву место посредницы и приемницы тонких энергий. Треножник пифии из храма уйдет, чтобы стать достоянием каждой по степени утонченности сердца. И тогда батарея человеческая из двух полюсов – мужского и женского – станет особенно сильной. Сейчас ее творчество, или активность, проявляется особенно яро в сфере деторождения. Тогда же творчество ярко проявится на планах астральном и ментальном. Творчество расцветет многогранно. Цветы духа покроют всю Землю. Будет царить красота во всех видах творчества человеческого. <…> Каждая новая ступень будет силою браться, силой смелых попыток, устремлений и полетов в беспредельность будущих нахождений, открытий и знания. Сияющая светлая Эпоха Матери Мира матерью станет всем людям».
Грани Агни Йоги, 1957 г., п. 536
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Сообщение Helen »


Подвиг сердца


«Каждый Владыка имеет свою ноту. Эпоха Майтрейи утверждает женщину. Ведь явление Майтрейи связано с утверждением Матери Мира в прошлом, в настоящем и в будущем. «Книга Жизни» так прекрасна!»
Иерархия, 13

Изображение
Н.К. Рерих. Пылающее сердце

«Истинно, Мы чтим великое женское начало. Истинно, Мы чтим начало дающее, которое дает жизнь Красоты и Сердца».
Мир Огненный Ч.3, 194

«Поверх труда мужского стоит явление женщины. Она ведет, она вдохновляет, она руководит на всех путях, являет пример синтеза. Можно удивляться, насколько быстро входит она в любую область. От земли и до дальних миров она успеет соткать крылья Света. Умеет сохранить Чашу в разных атмосферах. Когда говорим о сотрудничестве, Мы всегда указываем на подвиг женщины. Область Братства есть область сотрудничества».
Братство, 282.

«Матерь Мира является символом Женского Начала в новых эпохах, и Мужское Начало добровольно отдает Сокровище Мира Женскому Началу. Если амазонки являлись символом силы Женского Начала, то теперь необходимо показать духовную совершенную сторону женщины».
Озарение 2, V, 2

«Явление Матери Мира создаст единение женщин. Именно теперь – задача создать царственное положение женщине. И передача непосредственного сообщения с Высшими Силами женщине нужна как психологический толчок. Конечно, через новую религию явится необходимое уважение».
Озарение 2, IV, 9


«Женское начало нуждается в сердечном освобождении. Когда же женское начало привыкнет жить для развития своего потенциала и переродит свое чувство постоянного давания, то женское начало опередит мужское во всех направлениях».
Мир Огненный Ч.3, 284

«В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть женщина – Матерь Мира – скажет: «Да будет Свет!» Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано: Любовь, Знание и Красота.
Да, лишь сердце женщины-матери может собрать под это знамя детей всего мира, без различия пола, рас, национальностей и религий. Женщина – мать и жена, свидетельница развития мужского гения, может оценить все великое значение культуры мысли, знания. Женщина – вдохновительница Красоты знает всю силу, всю синтетическую мощь Красоты!
Итак, немедленно приступим к несению Великого Знамени Новой Эры – Эры Матери Мира. Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти многочисленные огни укрепят и украсят ее очаг. Будем помнить, что каждое ограничение ведет к разрушению и каждое расширение дает созидание. Потому всеми силами устремимся к расширению нашего сознания, к утончению нашей мысли и чувствований, чтобы эти огнем зажечь наши очаги. <…> Сестры Золотой Горы, перед нами грозное, но прекрасное время, шлю вам призывы сердца, вооружитесь огнем устремления, терпения и мужества, через все препятствия пронесите Знамя Матери Мира, Знамя Самопожертвования и Красоты, чтобы в час победы водрузить его на вершинах мира».
Рерих Е.И. Письма. Т. 1. – М., 1999. С. 116-117.

«Нам нужны сейчас Жанны Д’Арк. Пусть создаются Лиги Женщин против посевов ненависти и войн. Нужны женщины для насаждения новой науки о Сердце, о его мощной силе, которая может соперничать с энергией атомной. Сколько прекрасных и насущных подвигов может быть оявлено женщинами. Заповеданная Эпоха Матери Мира, не прекратит ли она Войну?!»
Рерих Е.И. Письма. Т.7. – М., 2007. С. 297.


«Женщина должна осознать своё значение, свою великую миссию Матери Мира и в полной ответственности готовиться стать не только сотрудницей мужчины, но его вдохновительницей и истинной матерью».
Е.И.Рерих

«Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. <…> Она должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги. Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте. Но начать нужно, именно, с перевоспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть, прежде всего, призывом к самоусовершенствованию, к сознанию своего достоинства, своего великого назначения в закладывании основания самого Бытия и пробуждения стимула к творчеству и красоте».
Е.И.Рерих

«Истинно, эпоха Матери Мира основана на осознании сердца. Именно только женщина может решить проблему двух миров. Так можно призывать женщину к пониманию сердцем. Это будет, прежде всего, полезно еще тем, что качество сердца вечно. Уже много разных подвигов среди женщин, но теперь, вместо костра, женщине дано пламя сердца. Не забудем, что при каждом важном достижении необходимо женское начало как основа и сущность. Сердце не может открыться для Тонкого Мира, если не будет понято особым подвигом».
Сердце, 106

«Поистине, ничто не повторено во вселенной. Но все-таки самым индивидуальным останется сердце человека. Но кто же измерит эту бездну? Кто же примет на себя задачу разъяснить и твердить народам о сердце? Не законники, не врачи, не воины, не священники, но сестры Великой Горы примут на себя торжественную обязанность возложить руку на болящее сердце, другою рукою указав на беспредельную Благодать. Кто же сумеет понять торжественность любви, соединяющей серебряную нить с твердынею Сердца Высшего? Потому так посылаем сестер на подвиг сердца. <…> У вас уже должна создаться заботливость не оскорбить торжественности чем-то мелким, несоизмеримым. С такою мерою пойдут на Служение сестры Горы. Так они оградят сердца народные от мерзости и смрада, порожденного тьмою».
Сердце, 453
Последний раз редактировалось Helen 17 май 2010, 14:58, всего редактировалось 2 раза.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Сообщение Helen »

Статья опубликована в Кузбасской Рериховской газете
«Свет Утренней Звезды» № 1 (74) от 26 февраля 2010 года


Е.И. Рерих о роли женщины в Новой Эпохе

В журнале «Культура и время» № 3 за 2009 год помещена статья, посвященная Е.И. Рерих. Название статьи «Творящая во благо человечества», автор Т.О. Книжник. Эпиграфом к этой статье послужили слова известного итальянского писателя Умберто Эко, взятые из его эссе «Посвящение женщинам»: «Я перелистал три имеющиеся на сегодняшний день философские энциклопедии и не встретил там упоминания ни об одной женщине-философе, за исключением Гипатии. И дело не в том, что за всю нашу историю не было женщин, размышлявших о бытие и мироздании. Просто мужчины-философы предпочли их забыть, прежде, возможно, приписав себе все их философские изыскания» [1].
Но тот же Умберто Эко ссылается в этом своем эссе на книгу французского филолога ХVII века Жиля Менажа «История женщин-философов», который, просматривая древние рукописи и труды отцов церкви, приводит 65 имен женщин-философов античной и средневековой эпохи. Это участницы философских школ и пифогарейских союзов, просвещенные настоятельницы монастырей и авторы мистических трактатов. Предвзятое суждение, предубеждение, что женщине недоступны величайшие взлеты мысли, что на ее долю остается только область чувств и роль, в лучшем случае, вдохновительницы мужчины, сохраняется и до наших дней, когда, казалось бы, доступна любая информация. Вплоть до начала ХХ века женщины в России и во многих других странах не только не имели права голоса, но не имели также права на высшее образование наравне с мужчинами. Софья Ковалевская, великий математик, получившая высшее образование и звание профессора за границей, с огромным трудом могла добиться разрешения на преподавание в российских университетах, несмотря на все свои знания и звания. Наша соотечественница Е.П. Блаватская, гигант мысли и духа, чьи труды оказали огромное влияние на современную мировую мысль, в России так пока и не признана официальными научными кругами. Возможно потому, что размах ее мышления, его глубина пока еще не вмещаются в ограниченные старыми рамками умы.
Суждение о низшей, чем у мужчины, природе женщины - внедрено в сознание людей церковным христианством, объявившим женщину сосудом греха. Если во времена Будды у него спрашивали – может ли женщина достичь высоких ступеней знания и стать Архатом, и он отвечал – да, может, то церковнослужители на Вселенских соборах в средние века обсуждали: есть ли душа у женщины и надо ли считать ее человеком. Это предубеждение в отношении женщин как атавизм сохраняется до сих пор даже в умах лучших людей.
В своей статье «Творящая во благо человечества» Т.О. Книжник пишет: «В числе ярчайших женщин-мыслителей, когда-либо живших на нашей планете, выдающийся русский философ и писатель Е.И. Рерих, эволюционная миссия и творческие достижения которой до сих пор не оценены в полной мере»[2] . Подчеркнем, что основной труд Елены Ивановны - книги Живой Этики, это не просто записи поступающей информации. Систематизация материала, собирание отдельных книг требовали не только аналитического ума, но и обширнейших знаний по древней и современной философии, новых направлений в науке. Известно, что книги на русском языке значительно отличались от книг, изданных на английском и других европейских языках. Елена Ивановна лично проверяла все переводы, редактировала и корректировала весь материал, что-то изымала, что-то добавляла. Это требовало от нее не только знания менталитета разных народов, но и знания особенностей и направления развития страны, в которой книга должна была издаваться. Кроме того, сознание передающего и получающего информацию должны быть согласованы, должны соответствовать друг другу. По книгам Живой Этики мы можем видеть, каким высочайшим уровнем сознания она обладала.
Сама Е.И. Рерих считала, что женщина имеет такое же право на творчество, как и мужчина. В одном из своих писем она писала так: «Не согласна с утверждением о более глубоком знании жизни мужчиною. Дайте женщине должное образование и возможность широко участвовать в строительстве – и женщина не уступит ни в чем сильному началу. Сейчас уже несколько выдающихся ученых высказались, что нет никакого основания считать, что умственные способности женщин ниже способностей мужчин. Логически рассуждая, так оно и должно быть, ибо дух не имеет пола, пол принадлежит к миру форм. Потому невежественны всякие умаления. <…> Женский организм являет собою синтез, и тем самым женщина обладает всеми космическими энергиями и в большой степени именно творческой энергией. Потому неправильно считать, что женщина лишена самостоятельной творческой силы. <…>
Именно во всех областях науки и искусства женщина показала, что она может достигать самых больших высот. <…> Женщина должна осознать, что в ней заключены все силы, и стоит ей сбросить с себя вековой гипноз в своей якобы законной подчиненности и умственной слабости и заняться всесторонне своим образованием, и она в сотрудничестве с мужским началом создаст новый и лучший мир. Пусть сама женщина опровергнет недостойное и глубоко невежественное утверждение, что женщина, является началом лишь пассивным, воспринимающим, и потому не может самостоятельно творить. Но во всем Космосе нет начала пассивного. В цепи созидания каждое явление поочередно становится относительно пассивным или активным, дающим или принимающим. Космос утверждает все величие творческого начала женщины» .
«Конечно, не может быть ограничения в проявлении духовного творчества того или иного пола. Творчество мысли, искусства и строения жизни одинаково принадлежит обоим началам, ибо они от духа. (Но женщина, если даже физически уступает, то часто превосходит выносливостью). Есть характерные особенности у каждого начала, и это создает всю красоту жизни. И особенности эти должны быть выявлены во всей мощи, тогда снова проснется в духе спасительная красота романтизма и героизма. При утончении сознания и чувств ярко выступит красота назначения обоих полов» [3] .
Е.И. Рерих называла мужской и женский пол началами, так же, как они названы в книгах Живой Этики. И этому есть своя причина. Двойственность, или полюсность, противоположная полярность – это основа всей жизни в Мироздании. Человеческая эволюция начинается с разделения единой духовной сущности на две - мужскую и женскую. Теория Платона о половинчатых душах, писала Елена Ивановна, не лишена основания. В ходе эволюции то или другое начало поочередно становится ведущим. Это космический закон. Но нигде не сказано, что какое либо из начал должно быть принижено до рабства, как это происходило на протяжении последних тысячелетий в отношении женщин. То, что начало ведущее не значит, что оно должно подавлять и тиранить другое. Оно должно вести за собой в равновесном и равноправном сотрудничестве.
В письме к А.И. Клизовскому, автору книги «Основы миропонимания новой эпохи», Елена Ивановна писала: «Конечно, трудно обвинять лишь женщину за создавшееся униженное состояние ее в укладе жизни даже так называемых цивилизованных народов. На низших ступенях умственного и духовного развития прежде всего унижается все высокое. Правдивая история показывает нам, что в древности процветали именно те народы, у которых почитание Женского Начала стояло на должной высоте. Как Сказано нашим Вел[иким] Вл[адыкой]: «Права утверждающие не значит права имеющие». Истинно, захват прав грубою физическою силою не есть право космическое. Иначе мы в мышлении своем будем недалеки от признания и утверждения превосходства машин над тонким аппаратом человека! <...> В Мире Огненном Женское Начало в великом почитании, ибо женщина есть олицетворение Самопожертвования и вечного Даяния на пути тяжкой эволюции человечества. «Женщина шла путем подвига» - так Сказано Вел[иким] Вл[адыкой]. Не забудем, что во главе Иерархии Света нашей планеты стоит Матерь Мира» [4] .
В Учении сказано, что наступающая эпоха будет эпохой женщины. Человечество вступает в цикл, когда женщины должны взять на себя роль ведущих по пути прогресса. И это не привилегия, а еще больший труд и ответственность за судьбы мира.
Е.И. Рерих, посвятившая немало страниц своих писем размышлениям об эволюционной миссии женщин в современном мире, считала, что только когда женское равноправие будет признано в планетарном масштабе, можно будет говорить, что наша эволюция достойна называться человеческой. Пути обретения утраченного равновесия она видела не только в принятии соответствующих законов, гарантирующих женщинам равные права во всех областях жизни, но, прежде всего, в их непрестанной работе над собой, развитии своих способностей, поднятии нравственного и культурного уровня. «Первая задача, встающая перед женщинами, - писала она, - это во всех странах добиваться одинакового образования с мужчинами и всеми силами стараться развивать свое мышление и, главное, уметь стоять на своих ногах, не возлагаясь всецело на мужское начало. На Западе много поприщ открыто сейчас женщине, и нужно сказать, что на всех они очень успешны. Необходимо пробудить в самой женщине великое уважение к своему началу, к осознанию своего великого назначения как носительницы высшей энергии. Ведь именно интуиция женщины снова должна, как в лучшие времена истории, вести человечество по пути прогресса. А сейчас с глубокою скорбью и подчас с непередаваемым стыдом приходится видеть, до чего унижает себя женщина в своем единственном желании добиться поклонения сильного пола, забывая, что всегда и во всем ценится лишь то, что мало доступно. Сочетания Светил благоприятствуют пробуждению женщин, и я верю, что новый прилив психической энергии будет использован женщиной на высокие задания и на поиски новых достижений во благо человечества. Пусть именно в женщине возгорится огонь Подвига Великого Служения. В женщине заложено качество самоотверженности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничилась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах. Считаю, что женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия государственности в своей семье» [5] .
Многие корреспонденты, узнав из книг Учения, что наступает эпоха женщины, что требуется единение женщин, чтобы выступить, если можно так выразиться, единым фронтом против зла, творимого в мире, спрашивали Елену Ивановну: в чем должно выражаться это женское единение, что нужно для этого делать? И она отвечала так: «В чем должно состоять сотрудничество большинства женщин? Исходить нужно от основного, потому я ответила бы – в установлении Равновесия Мира. Ибо именно установившееся разновесие угрожает гибелью человечеству и самой планете. Не может Мир стоять, если нарушены основы Бытия. <…> Наблюдаемый развал, наблюдаемое угрожающее вырождение есть следствие векового разновесия, подчинения и угнетения женского начала. Унизив женщину, мужчина унизил себя, и без истинного рыцарства дух не может подняться. <…> Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно и нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Н.К. «Та, которая ведет»? Так, женщина должна занять место жрицы и вдохновительницы. И не есть ли это величайшая задача - одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте? Но начинать нужно именно с самих себя, потому и наш призыв к женщинам должен прежде всего быть призывом к самоусовершенствованию, к осознанию своего достоинства, своего истинного великого назначения как самого основания Бытия и стимула творчества и Красоты. <…> Как мотто (девиз) я поставила бы «Духовность, Подвиг, Красота» - эта троица вмещает в себе все» [6] .
«В тяжкие дни мировых потрясений, человеческого разъединения и забвения всех высших принципов бытия, которые одни лишь дают истинную жизнь и ведут к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскресению духа, внесению огня подвига во все действия жизни и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей на протяжении многих тысячелетий чашу страдания и унижения и тем закалившей дух свой в великом терпении. Пусть теперь женщина – Матерь Мира скажет: «да будет Свет», и утвердит свой огненный подвиг» [7] . В чем заключается это осознание женщиной себя как Матери Мира? В мире много зла, и творят его – не кто-нибудь, а люди, чьи-то дети, дети матерей, которые в свое время не додали этим детям своей любви, не заложили в их души основных жизненных понятий.
В письме к А.И. Клизовскому Елена Ивановна писала: «Вы пишите, что «Мать Новой Эпохи должна любить чужого ребенка так же, как и своего…». Это утверждение слишком сильно и неубедительно. Невозможно требовать от земной матери сверхчеловеческих чувств. Оставим ей законное право любить своего ребенка больше, нежели чужого. Но скажем, что истинная мать найдет в сердце своем и любовь к чужому ребенку. Все дети будут дороги ее всевмещающему сердцу. Ужасна любовь исключительная, но любовь вмещающая может иметь свои градации» [8] .
Свами Вивекананда, на труды которого часто ссылалась Е.И. Рерих, говорил: «Положение матери – высшее в мире, так как это место, на котором можно научиться высшему бескорыстию и проявлять его. Любовь к Богу – единственная любовь, которая выше материнской любви; все остальные виды любви ниже. Долг матери думать сначала о своих детях, а затем о себе. <…> Представьте себе на улице молодую мать. Если на нее залает собака, она испугается и бросится в ближайший дом. Но вообразите, что та же мать на улице с ребенком, и лев бросается на ребенка. Где же в этом случае мать? Несомненно, перед пастью льва, чтобы спасти свое дитя. Любовь побеждает всякий страх» [9]. Теперь же перед ребенком этой женщины на месте льва стоит весь цинизм нашего времени, равнодушие как к добру, так и ко злу, нивелировка идеалов под пошлый глянцевый стандарт. Вследствие облегчения и усреднения всей жизни падает общий уровень человеческого типа, сужается горизонт человеческих дерзаний. Для усредненного, «одномерного» человека – героизм, честь, достоинство, самопожертвование смешны, религия – суеверие, гений - глупец, не умеющий жить. Но такой одномерный, грубоматериальный подход к жизни, оторванность от мира Высшего всегда ведет к гибели. И именно к женщинам обращен призыв – сокрушить эту стену равнодушия, не обрекать своих детей на леденящее души одиночество блудных сыновей и дочерей.
«Подумать только, - писала Е.И. Рерих,- что веками Основателями религий всего Мира закладывалась связь с Высшим Миром как основа Бытия! И наш черный век заканчивается проповедью о нарушении этой Спасительной Связи. Оторванность от Высшего Мира поставила планету на край гибели. Нужны самые неотложные меры, чтобы вернуть человечество к пониманию основ Бытия и в чем спасение его!» [10]
Самое насущное дело – воспитание и образование молодых душ, строителей будущего нового мира. Ведь столько можно и нужно сделать в этой области. «Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать своим детям, это вооружить их всеми средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание назначения или смысла жизни, ими проходимой» [11] , - отмечает Елена Ивановна. «В обиходе слово «воспитание» приняло самое уродливое ограничение в понимании приобретения хороших манер и обучения спорту. Почти никто не задумывается, что воспитание прежде всего касается внутренней сущности человека, всего его характера, и есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет. Но у нас, увы, в лучшем случае, преподается этика кулачных бойцов» [12] .
Елена Ивановна считала, что именно женщины должны позаботиться не только о духовном здоровье своих детей, но и о физическом выживании человечества. Многие земные браки, писала она, являются незаконными с точки зрения космического закона. «Именно в силу таких незаконных браков происходят все страшные преступления, вырождение целых народов и гибель нашей цивилизации. Вопрос законности семьи очень глубок, он затрагивает само Бытие. Установление законных сочетаний есть великая наука будущего. И она будет строиться на непреложных космических законах. Много говорилось о сродстве душ, но кто знает и понимает истину эту <…>? В Учении сказано, что люди должны сочетаться даже по стихиям. Лишь родители, принадлежащие к одной стихии, могут дать уравновешенное потомство. В жизни же мы видим, как часто огонь сочетается с водою или воздух с землею. Именно, бесплодие и вырождение целых народов имеют в основе своей подобное смешение. Придет время, и эта истина встанет перед людьми, придерживаться которой станет насущной необходимостью. Формы жизни, все функции человечества должны строиться в соответствии с космическими законами, если человечество хочет продолжать свое существование и развитие на этой планете» [13] . Это не значит, что все должны побежать разводиться со своими мужьями и женами и броситься на поиски родственных половинок. Это значит, считала Елена Ивановна, что пока наука в этом вопросе несовершенна, именно женщины, обладающие большим чувствознанием, или как принято называть, интуицией, при выборе спутника жизни должны прислушиваться к своему сердцу. Магнит сердца укажет ей правильный выбор.
Е.И. Рерих считала, что женщины многое могут сделать и для науки, например, для нахождения тонких энергий. В книге Учения «Надземное» п. 458 говорится: «Также не забудем, что участие женщины дает особый успех тонким опытам. <…> Древние алхимики понимали всю ценность женского сотрудничества, но теперь многие ученые будут отрицать. Тогда вместо прямого женского сотрудничества появится косвенное, но все-таки сама сущность вещей привлечет женщину, и она приложит свою руку к новому открытию. Потому необходимо преобразить положение женщины. Кроме равновесия и полноправия, нужно понять и тонкость женской природы. Было бы печально видеть женщину заместительницей воинов или исполняющей труд грубой силы. <…> Эпоха Матери Мира не есть возвращение к веку амазонок. Предстоит задача гораздо большая, более возвышенная и утонченная».
Елена Ивановна писала: «Древнейшие предания именно женщине приписывают роль хранительницы и дательницы Сокровенного Знания, потому пусть и сейчас она вспомнит свою оклеветанную прародительницу Еву и снова прислушается к голосу своей интуиции, и не только вкусит, но и насадит как можно больше яблонь познания добра и зла. И как раньше лишила она Адама его тупого, бессмысленного блаженства, так пусть и теперь она выведет его на еще более широкий простор и величественную битву с хаосом невежества за свои божественные права» [14] .
Слово «подвиг» очень часто встречается во всем, что писала или говорила Елена Ивановна о миссии женщин. В одном из писем она цитирует слова из книги Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», глубокую мудрость которых она высоко ценила: «Разве ты не знаешь, кто наиболее нужен всем? – Кто приказывает великое. Совершить великое трудно, но еще труднее приказать великое». Истинно, это так, ибо, чтобы приказать великое, нужно вполне овладеть им, именно прозреть все значение его в пространстве и времени, иначе говоря, его космичность. <…> Так будем хранить тех, через кого шли, идут и будут идти Приказы Великого» [15] . Здесь она, конечно, говорит об Учителях человечества, но в полной мере слова эти могут быть отнесены и к ней самой. Подвиг, совершенный ею в жизни, давал ей право указать женщинам их великое назначение и призвать и их к подвигу. Ей, положившей свою жизнь на общее благо, на продвижение сознания человечества на новую ступень, было больно видеть то, что творится в мире. В одном из писем она писала: «…иногда мне хочется прокричать всему миру, что я думаю, и выразить всю муку, которую чувствую, видя, слыша и читая о современном безумии, происходящем в мире. <…> Поистине стыдно за человечество. Неужели было необходимо существовать миллионы миллионов лет, чтобы стать духовными мертвецами и механическими роботами, часто действующими под приказами одержателей. Большинство утратило всякое понятие о чести и человеческом достоинстве. Высочайшие понятия втоптаны в грязь, и великое значение жизни унижено до куцего «Geschaft» (сделка)» [16]. И все-таки, несмотря ни на что, она верила в лучшую судьбу человечества. «…Час победы пробьет, - писала Елена Ивановна, - но не будем ожидать эту победу только в нашем ограниченном человеческом представлении. Неисповедимы Пути Господни, и победа, сужденная Иерархией Света, превысит наше воображение. <…> Конечно, в нашей эпохе небывалого ускорения все происходит намного быстрее, и следствия проявляются уже в геометрической прогрессии» [17].
Чтобы лишь в малейшей степени представить себе, понять, как Е.И. Рерих было трудно в ее работе, какие страдания она испытывала от сотрудничества с Высшим Миром, приведу один из ее снов, который она описывает в письме к своим ближайшим сотрудникам. «В страшную непогоду, в бурю, во мгле и грязи несу ребенка, изнемогая под тяжестью его, ибо ребенок уже не малый, пытаюсь поставить его на ноги, чтобы передохнуть, но он не стоит, ноги его подгибаются, и я снова подымаю его и иду, но, пройдя некоторое расстояние, тяжесть его заставляет меня опять опустить его на землю, но ноги его, как вареные макароны. В отчаянии, в полном изнеможении, я озираюсь – не покажется ли где помощь, но никого нет, и я снова беру его на руки, и в неописуемом страдании склоняюсь под тяжестью его почти до земли, и, просыпаясь, слышу Голос: «Истинно, тяжко бремя, истинно, несешь бремя Нового Мира, и, истинно, не облегчилось оно» [18]. Она надеялась и верила, что женщины всего мира и нашей страны подхватят эту ее ношу, разделят и понесут бремя построения лучшего, нового мира.
В заключение еще одна выдержка из письма Елены Ивановны Рерих: «И сейчас настала Великая Эпоха Женщины. Именно женщине предстоит совершить подвиг двойной – поднять себя и поднять своего вечного спутника, мужчину. Все Силы Небесные ждут этого подвига. Звезда Матери Мира указала наступление Великого Срока. Все Писания свидетельствуют о том, что Женщина сотрет главу Змия. Пусть сердце женщины воспламенится самоотверженным подвигом и мужественно и бесстрашно пусть подымет она сверкающий, но и разящий Меч Духа» [19].

Материал подготовила А.П. Комлева, г. Новокузнецк

Примечания:
1. Книжник Т.О. Творящая во благо человечества // Культура и время. - № 3. – 2009. С. 18.
2.Там же. С. 19.
3.Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 201 - 202.
4.Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 284.
5.Рерих Е.И. Письма. Т. 5. С. 114 - 115.
6.Там же. С. 298.
7.Рерих Е.И. Письма. Т. 1. Рига, 1940. С. 50.
8.Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 196.
9.Вивекананда С. Карма-Йога. Бхакти-Йога. Барнаул. 1991. С. 39, 142.
10.Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М.: МЦР, 2002. С.62.
11.Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С.295.
12.Там же. С. 323.
13.Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 237.
14.Рерих Е.И. Письма. Т. 5. С. 203.
15.Рерих Е.И. Письма. Т. 3. С. 434.
16.Рерих Е.И. Письма. Т. 6. С.129 - 130.
17.Там же. С. 131.
18.Рерих Е.И. Письма. Т. 3. С. 252.
19.Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 300.
Последний раз редактировалось Helen 27 апр 2010, 18:36, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Сообщение Екатерина »

Helen, спасибо за статью. Только небольшая просьба есть - отредактируйте, пожалуйста, в ней ссылки - чтобы было понятно откуда какая цитата. Заранее спасибо :-)
lora
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:03

Re: Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Сообщение lora »

Проникновенная и убедительная статья! Спасибо, Helen.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Сообщение Helen »

Екатерина, спасибо за замечание. Ссылки теперь стоят на своих местах.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Сообщение Helen »

ВДОХНОВИТЕЛЬНИЦА ДУХА

Изображение
С.Н. Рерих. Вечная жизнь. Фрагмент

«Сердце матери, сердце женщины – великое сокровище. Оно зажигает нас, освещает семью. Кто учил вас молиться, кто все поймет и простит? – Мать, женщина. Кто вдохновит на подвиг? - Возлюбленная, подруга, женщина».
Н.К.Рерих. «Держава Света».

«Истинная мать найдет в своем сердце любовь к каждому ребенку. Все дети будут дороги ее всевмещающему сердцу. Ужасна любовь исключительная, но любовь вмещающая может иметь свои градации».
Е.И.Рерих. Письмо от 30.06.34.

«Женщина-раба может дать миру только рабов. Поговорка – у великой матери и великий сын – имеет глубокое космически-научное обоснование. Ибо сын часто заимствует от матери и, обратно, дочери – наследницы отцовских сил. Велика справедливость космическая! Унижая женщину, мужчина унизил себя! В этом нужно искать объяснение скудости проявления мужского гения в наши дни».
Е.И Рерих. Письмо от 01.03.29.

«Назначение женщины очень высоко. Только крайнее невежество отводит ей функции родильной машины или еще хуже – объекта удовлетворения чувственных потребностей. Пока высокое понимание назначения женщины не войдет в сознание человека, Эпоха Матери Мира на планете не утвердится».
Грани Агни Йоги. Т.4, п.501.

«Обычно принято думать, что женщина дает жизнь ребенку. Но упускается при этом из вида, что творческая сила женщины далеко, далеко перешагивает через эти границы и распространяется на все сферы творческой деятельности человека. Именно, вдохновительница духа на все высшее, на подвиги, на устремление к красоте, на совершение дел необычных».
Грани Агни Йоги. Т.4, п.500.

«Равноправие полов и народностей должно быть одной из первых основ каждого государства».
Е.И.Рерих. Письмо от 17.04.34.

«Каждый благоразумный человек отлично понимает значение нерушимости брака и гармонии семьи для подрастающего поколения и в государственном строительстве… Сокровенность и нерушимость брака имеет в основании великую истину о половинчатых душах. … Именно чистота брачной жизни скорее всего приблизит людей к нахождению созвучной души. … При разнузданности нравов половинчатые души испытывают особо острый антагонизм друг к другу.
…При нравственном падении современного человека, созвучное сочетание – явление редчайшее среди редких, но лишь тогда возможны и величайшие достижения во всех мирах. … Образование и воспитание должны быть направлены к нахождению правильного сочетания брачующихся сторон, и единобрачие должно быть установлено вместо существующего беспорядочного полового сношения… В будущей, более совершенной расе, истинные браки будут также обычны, как и редки в настоящее время».
Рерих Е.И. Письмо 1939 года.

«Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда возникает боль, именно женская рука удаляет ее. Когда мозг и рассудок отказываются помочь в вычислениях, тогда именно женское сердце остается готовым помочь языком сердечным».
Н.К.Рерих. «Пути Благословения».

«Будучи жрицей домашнего очага, женщина может многое. Воспитывая детей в нужном направлении, она может изменить мировоззрение людей в одно поколение. …Она должна стать той доброй феей, которая задалась целью спасти мир от гибели и избавить его от зла, которая всюду вместо зла насаждает добро, вместо безобразия – красоту, вместо лжи – правду, вместо несправедливости – справедливость и вместо ненависти – любовь».
А.Клизовский «Основы Миропонимания Новой Эпохи».

«Еще сказано: «Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает мужчину. Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь мужчину за собою».
Е.И.Рерих. Письмо от 17.08.34.

«Женщина настоящей расы приближается к высшей точке в грядущем Цикле, и каждая женщина, которая поможет спасти мужчину от его низшего «я», тем, что она сама не будет уступать соблазнам, которые и ее низшая природа будет ставить на ее пути и, таким образом, утверждая существование высшей фазы жизни, эта женщина сделает больше для спасения расы, к которой они оба принадлежат, нежели любой мужчина, как бы ни был он велик, может сделать в идущем Цикле. Грядущая эпоха будет эпохой женщины и потому, именно, женщина будет призвана, в конце концов, к суровой ответственности за безнравственность нашего века больше, нежели мужчина».
Е.И.Рерих Е.И. Письмо 1939 года.

«Правильные сочетания дадут человечеству необходимое равновесие. …Правильное понимание великого таинства, уважение к женскому началу переродят мир. Люди должны понять божественность любви в ее высочайшем проявлении и также искать здесь на Земле ее отображения. И, конечно, даже само потомство, как плод любви, будет много выше случайного совокупления. Потому брак только ради потомства есть явление безобразное и кощунственное. …Лишь любовь выявляет все скрытые огни, так в основе каждого творчества лежит великое притяжение, великая любовь. Все в мире зависит от любви и держится любовью. Любовь должна вести к высшему постижению».
Е.И.Рерих. Письмо от 09.01.35.

Составила Н.П. Изотова, г.Новосибирск
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Сообщение Helen »

Статья опубликована в Кузбасской Рериховской газете
«Свет Утренней Звезды» № 59 от 28 февраля 2007 года


Сестры Золотой Горы

Изображение
Н.К. Рерих. Священный дар. 1924

«Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда злоба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. А где же то сердце, которое заменит сердце женское?»1 - так писал Николай Константинович Рерих в 1932 году, обращаясь к Федерации женских клубов в Америке. О наступление нового века, века Матери Мира, говорится во многих древних писаниях. Учение Живой Этики говорит о приближении новой эпохи, когда на Земле установится мир и сотрудничество между всеми народами, когда высшие духовные ценности станут основой для построения всей нашей жизни. Эта новая эпоха ведет за собой и утверждение женщины и установление утраченного человечеством равновесия, равновесия между мужским и женским началами, между материей и духом. В XX веке женщина стала пробуждаться к творческой деятельности, начала активно включаться в социальную и общественную жизнь. Женские содружества стали возникать как на пространстве Америки, так и Европы, и Азии. Перелистав страницы книг Николая Константиновича, можно увидеть его размышления о женском движении в Японии, обращения к женщинам Франции, Индии, Нью-Йорка…
Но, обращаясь к единениям женщин разных стран, Н.К.Рерих всегда думал о продолжении и кульминации этого дела у себя на родине, в России, или как часто ее называли Рерихи, - в Новой Стране. Россия занимала особое место в мыслях и устремлениях всей семьи Рерихов. Не случайно их знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция, прошедшая по обширным пространствам Индии, Тибета, Китая и Монголии, прошла и по территории России и почти целый месяц пробыла на Алтае. Там, на Алтае, создавались художественные полотна, велись научные изыскания, писались книги. Красота этого места отразилась и в живописных работах Николая Константиновича, и в его путевых дневниках. Алтай виделся ему еще невскрытой сокровищницей. Здесь и природные богатства, и плодородные земли, и необычные магнитные условия гор, способствующие новым исследованиям, новым открытиям. «Народ, испокон веков живущий здесь, величает свой край царственным, солнечным, золотым»2, - отмечал известный алтайский писатель Аржан Адаров. Золотые горы – так еще называют Алтай. Н.К.Рерих указывал на особое значение этого региона, которому предназначено стать местом будущего культурного центра.
Но этот будущий центр невозможен без участия женщины. Только женщина, являясь носительницей тонких духовных энергий, может привнести в жизнь красоту духа, направив человечество по сужденному ему пути эволюции. В течение долгих веков женщина была унижена и исключена из многих сфер жизни. Отсюда – падение нравственности и духовное обнищание человечества. Не может нарушение равновесия между началами не сказаться на нашей жизни. «Птица духа человечества не может летать на одном крыле»3. Оба начала – мужское и женское – равноценны и взаимно обогащают друг друга. На сотрудничестве начал основано все творчество, вся красота. Преобладание же одного начала над другим всегда приводит к неуравновесию, дисгармонии, разрушению. Потому так важно осознание женщиной своего назначения, своей роли в жизни и ответственности за судьбы народов. Этому и призваны были помочь женские единения, создаваемые в разных странах.
Большое внимание значению женщины и женскому движению уделено в трудах Елены Ивановны Рерих. Она очень много писала на эту тему в своих письмах. На вопрос одного корреспондента – «в чем должно состоять сотрудничество большинства женщин?», Елена Ивановна отвечала – «в установлении равновесия мира»4. «Не может мир стоять, если нарушены основы бытия. <...> …[Женщина] должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги. Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте». И далее Елена Ивановна замечает: «Но начать нужно, именно, с перевоспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть прежде всего призывом к самоусовершенствованию, к сознанию своего достоинства, своего великого назначения в закладывании основания самого Бытия и пробуждения стимула к творчеству и красоте»5.
Идея женского содружества возникла у Е.И.Рерих очень рано, еще в детстве. В начале 20-х годов в ее дневнике появляются записи об Алтайских сестрах. В марте 1930 года Елена Ивановна пишет в Америку о необходимости начала Женского Единения. Затем были письма другим корреспондентам, воспринявшим эти идеи и начавшим их осуществлять. Она радовалась, когда люди самостоятельно приходили к тем же мыслям, и старалась направить их и помочь.
«Можно поистине приветствовать Вашу страну, - писала Е.И.Рерих председателю латвийского рериховского общества Ф.Д.Лукину в 1931 году, - если в ней уже осуществляются “Сестры Золотой Горы”, ибо указанные Вами сестры милосердия, разве они не являются этими носительницами Блага, самоотверженными и смотрящими в будущее?»6
«Вы спрашиваете о Единении Женщин, - пишет Елена Ивановна другому корреспонденту. - Я видела в нем идею всемирного объединения для поднятия уровня сознания женщин во всех странах, для утверждения женских прав <...> путем труда над собою и развития своего потенциала. В деятельность Единения Женщин входила и программа Общин Сестер Подвижниц…»7
Об этой программе Общины Сестер Е.И.Рерих подробно напишет двум женщинам, устремившихся к реализации этой идеи. Так в письме к одной из них, Вере Александровне Дукшта-Дукшинской, она сообщает: «…Идея Миссии Женщин была моей мечтой с детских лет, она жила у меня под именем “Общины Алт[айских] сестер”, и я видела этих сестер носительницами света и радости в тяжелые условия нашей Родины. Все отрасли жизни находили себе отражение в этой Общине. Потому одни сестры посвящали себя медицине, другие должны были знать основы агрикультуры, третьи быть учительницами вообще или талантливыми лекторшами по различным отраслям знания и общественного устроения в доступном для масс изложении, и, конечно, занятия искусствами и преподавание их занимали выдающееся место в Общине, так же как изучение цвета и звука и воздействий их, а внесение основ Живой Этики украсило всю благую деятельность Алт[айских] сестер. Таковы были мечты, которые, конечно, росли по мере расширения моего сознания и впоследствии были одобрены Вл[адыкой] для проведения в жизнь»8.
А вот строки об Общине сестер из письма Елены Ивановны другой женщине, Надежде Павловне Серафининой, врачу из Литвы и председателю литовского рериховского общества: «…Ячейки этой Общины будут широко разбросаны по всей стране, и сестры будут собираться небольшими отрядами и объезжать для обследования и наблюдения назначенные им районы. Целая армия таких сестер и тружениц понадобится, чтобы ответить всем нуждам и насытить духовный и физический голод масс. При главной Общине могут быть и школы, и университеты, и лаборатории, и Институт Психической Энергии, и всякие мастерские, и санатории, и образцовые хозяйства, и кооперативы и т.д., одним словом, целый городок знания. Говоря о Сестрах-Подвижницах, Вел[икий] Вл[адыка] так красиво Сказал: «Пусть они станут родными народу. Пусть говорят: “Родная пришла на село”». Именно, мои Сестры-Подвижницы должны прежде всего суметь стать родными народу. Знаю, что не так-то легко найти самоотверженных подвижниц, но не унываю, ибо даже с небольшой группой, преданной своему делу, можно совершить чудеса. <...> Думаю, что именно в самой Новой Стране найдутся души, стремящиеся к красоте действенного и жертвенного подвига»9.
Как видно из фрагментов этих писем Е.И.Рерих, деятельность Сестер-Подвижниц не ограничится одним регионом, а распространится по всей России. Ведь где бы не находились люди, везде они нуждаются в помощи и заботе. Везде можно нести то прекрасное, сердечное, без чего не мыслима жизнь. Но женские содружества, которые широко разойдутся по всей нашей родине, неизменно должны будут иметь свой центр. И этот главный центр Учение Живой Этики связывает с Алтаем. Потому и называются эти сестры Алтайскими, или по-другому – сестрами Золотой Горы.
Обращаясь к женским содружествам, состоящим часто из русских, находящихся в эмиграции, Елена Ивановна направляла их мысли к деятельности в России. Она считала, что придет возможность вернуться на родину, и к тому времени уже нужно быть готовым к приложению своих сил именно там. Поэтому нужно пополнять свои знания, самосовершенствоваться, трудиться, чтоб в последующем принести плоды своего труда в Россию. «Сейчас моя Община в виде прекрасного терафима возносится в Тонком Мире, - отмечает Елена Ивановна в одном письме, - но сотрудницы земной уже ходят по Земле. Как указано, мы должны стремиться накоплять и собирать знания, опыт, чтобы пролить их именно в Новой Стране»10.
«Уже много было всяких Союзов и Объединений, - писал Николай Константинович. И все-таки вы правильно чувствуете, что единение женщин, которое соткет сверкающие нити от очага через все иерархии в бесконечность, именно теперь особенно нужно». И «первым отличием этого Объединения Женщин от многих других должно быть, что участницы его будут сходиться для внесения каждая в своих пределах, в своих знаниях и возможностях»11. Имея разные профессии, разные познания и способности, женщины могут объединиться на том вечном, что составляет сущность жизни, и нести это вечное другим.
«Ведь время так близко, и столько сил понадобится для заложения здоровых и строительных начал в нашей исстрадавшейся Родине. Задача действительно грандиозная, нужно перевоспитать не народ, но народы»12. Елена Ивановна отмечала, что для помощи народу, особенно нужны две профессии: учитель и врач. Учитель может дать широкое мировоззрение, устремление к Красоте, Свету, врач дает исцеление души и тела. Все Великие Облики, приходившие на помощь человечеству, несли в себе эти качества учителя и врача. Потому и те, кто следует Им, в некоторой мере тоже несут эти свойства. «Конечно, Старцы-Наставники, так же как Алтайские Сестры и Преподаватели разных знаний, искусства и ремесел являются передвижным воинством просвещения. <...> Именно они зажгут огни восторга и вдохновения. <...> Можно образовать настоящие духовно-трудовые очаги просвещения. Пусть утверждаются знания самыми сердечными, привлекательными мерами»13. Так сказано в одной из книг Учения Живой Этики. А Елена Ивановна, отмечая направления, по которым будут работать Алтайские сестры, писала: «Особенно важен, конечно, отдел врачей, фельдшериц»14.
Большое значение для жизни людей имеет сердце. Развитие сердца – неотложная необходимость, встающая перед нынешним человечеством. В течение долгого времени понятие сердца было забыто, и мир наполнился недоброжелательством, враждой, бессердечием. И теперь пришло время снова вспомнить о сердце. «Говорю о теплоте сердца, когда она особенно нужна», - сказано в Учении Живой Этики. «Учение о сердце светло, как солнце, и тепло сердца спешит также быстро, как солнечный луч. Каждый изумлялся, как мгновенно отепляет все луч восходящего солнца. Так же может действовать сердце»15. Сердце согревает и утишает любую боль, направляет к подвигу и вдохновляет на лучшие начинания. Сердце может преобразить всю жизнь. И одной из задач Алтайских сестер является установление деятельности сердца.
«Поистине ничто не повторено во Вселенной. Но все-таки самым индивидуальным останется сердце человека. Но кто же измерит эту бездну? Кто же примет на себя задачу разъяснить и твердить народам о сердце? Не законники, не врачи, не воины, не священники, но Сестры Великой Горы примут на себя торжественную обязанность возложить руку на болящее сердце, другою рукою указав на беспредельную Благодать. Кто же сумеет понять торжественность любви, соединяющей серебряную нить с твердыней Сердца Высшего? Потому так посылаем Сестер на подвиг сердца»16.
Говоря об Алтайских сестрах, о женских содружествах разных стран, нужно сказать и о той, которая была их наставником и вдохновителем, - о Елене Ивановне Рерих. Именно Елена Ивановна, в полной мере воплотившая все лучшие качества женского начала, сама всей своей жизнью показала, какой должна быть женщина будущего. Прекрасная Мать, Ведущая, Вдохновительница, она явилась замечательным примером для подражания. По ее мысли возникали женские единения. Своих многочисленных сотрудников Елена Ивановна вдохновляла на подвиг, направляла к самосовершенствованию, в трудные минуты находила слова утешения, ободрения и пояснения. Она учила нести помощь, сама помогая, где только возможно, не жалея сил. Николай Константинович отмечал: «Когда она говорит об Алтайских сестрах для всенародной помощи, то в этом призыве можно видеть ее собственные черты»17.
В 1932 году, вспоминая красоты дикого и величественного Алтая, Н.К.Рерих писал в своей статье: «Белы снега и бело серебро самой Белухи-матери. И разноцветны травы превыше всадника. И звучит все Беловодьем. Истинно Звенигород»18. Белуха, Белая Гора, или как называют ее на Алтае – Уч Сумер, Священная Гора Ориона – высится в своем великолепии и заставляет подумать о Красоте Духа, Красоте Мира Высшего, без связи и сотрудничества с которым человечество не сможет выйти из нынешнего тупика. «Белые Сестры, на Белой Горе подымем образ Матери Незримой!»19 - записала Елена Ивановна в 1924 году.
На двух картинах Николая Константиновича, посвященных будущему России, Алтаю, - «Звенигород» и «Русская пасха» - мы видим один и тот же Храм. На фасаде этого Храма – изображение Богородицы, или все той же Матери Мира, известной в различных религиях и философиях под разными именами. Наступающая эпоха, эпоха Матери Мира, тесно связана с возрождением женщины, без которой это будущее не утвердится. И помощь человечеству, и новые возможности придут через женщину. И женщина должна это помнить и прилагать свои силы для приближения этого прекрасного будущего.
«В руках женщины спасение человечества и планеты. Женщина должна осознать своt значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества. <...> Но стремясь к просвещению, к знанию, женщина должна помнить, что все просветительные учреждения являются лишь окнами или ступенями к принятию высшего знания и высшей культуры. Истинная культура мысли растет культурою духа и сердца. <...> Потому, стремясь к знанию, пусть не забывает она Источник Света и тех Водителей Духа, те великие Умы, которые, истинно, творили сознание человечества. Приближением к этому Источнику, приобщением к этому Ведущему синтетическому Началу найдет человечество путь истинной эволюции.
Пусть именно женщина познает и провозгласит об этом Ведущем Начале, ибо от начала ей вручена нить связи двух миров, видимого с невидимым»20.
И в заключении хочется снова обратиться к словами Николая Константиновича Рериха, к его призыву к женщинам. Так он писал: «Прекрасное предание говорит о наступившей эре Матери Мира. Под многоразличными покровами человеческая мудрость слагает все тот же единый облик Красоты, Самоотверженности и Терпения. И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о вечных путях.
Сестры Золотой Горы — скажут на Западе. Сестры Алтая — скажут в Азии. Матери, жены, сестры, возлюбленные — все это запечатлевается поверх наречий и границ земных. Еще раз в этом единении нам покажется единый смысл Красоты и единым покажется подвиг, единою всесвязующая и дающая силы Благодать»21.
«И воздыхание станет вдохновением Благодати. И в Победе Духа будут сиять дерзание и восторг и Красота»22.

О.Ю.Лазарева, г. Владивосток.

Примечания

1. Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. М., 1999. С. 340.
2. Маадай-Кара: Алтайский героический эпос. Горно-Алтайск, 1979.
3. Е.И.Рерих. Письма. Т. 1. Минск, 1994. 10.10.34.
4. Там же. 17.8.34.
5. Там же.
6. Е.И.Рерих. Письма. Т. I. М., 1999. С. 279.
7. Е.И.Рерих. Письма. Т. 2. Минск, 1992. 9.12.35.
8. Е.И.Рерих. Письма. Т. II. М., 2000. С. 347.
9. Е.И.Рерих. Письма. Т. III. М., 2001. С. 241.
10. Там же. С. 242.
11. Н.К.Рерих. Держава Света. Священный дозор. Рига, 1992. С. 40.
12. Е.И.Рерих. Письма. Т. III. С. 241.
13. Напутствие Вождю. § 88.
14. Е.И.Рерих. Письма. Т. III. С. 241.
15. Сердце. 62.
16. Сердце. 453
17. Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. II. М., 2000. С. 161.
18. Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 351.
19. Е.И.Рерих. У порога Нового мира. М., 2000. С. 83.
20. Е.И.Рерих. Письма. Т. 1. 1.03.1929.
21. Н.К.Рерих. Держава Света. Священный дозор. С. 39.
22. Там же. С 40.
Последний раз редактировалось Helen 17 май 2010, 15:00, всего редактировалось 1 раз.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Сообщение Helen »

Из книги «Учение Вивекананды»
Совершенная женственность

* * *
У мира не будет шансов улучшить свое благосостояние, если положение женщины не изменится в лучшую сторону. Птица не может летать на одном крыле.
Отсюда в воплощении Рамакришны принятие женщины как гуру, отсюда его выполнение практик в женском одеянии и в настрое души, отсюда же и его проповедь принципа материнства женщин как проявлений Божественной Матери.


* * *

Лучшим показателем степени развития нации является отношение к женщине. В Древней Греции не существовало абсолютно никакой разницы в положении мужчины и женщины. Существовала идея полного равенства. Индус не может стать священником, пока не женится, поскольку одинокий человек — это только половина человека, и поэтому он несовершенен. Идея совершенной женственности состоит в совершенной независимости. Главный же идеал жизни современной индийской женщины — ее чистота. Жена является центром круга, устойчивость которого зависит от ее чистоты. Крайнее проявление этой идеи было причиной сжигания индийских вдов. Индийские женщины очень духовны и весьма религиозны, возможно, более духовны и религиозны, чем любые другие женщины в мире. Если мы сумеем сохранить в них эти прекрасные качества и в то же время развить интеллект, индийская женщина будущего станет идеалом женщины для всего мира.

* * *
Сегодня Богу нужно поклоняться как «Матери», Бесконечной Энергии. Это приведет к очищению… Женщина страдала эоны лет, и это дало ей бесконечное терпение и бесконечную стойкость.
Она привержена идее. Именно это делает ее опорой даже тех религий, которые изобилуют предрассудками. Она является опорой проповедников в каждой стране, и именно это освободит ее. Мы должны стать ведантистами и жить этой великой идеей; она должна дойти до масс... В Индии такие идеи высказывались отдельными личностями, такими как Будда, Шанкара и другие, но массы их не поддержали. В новом цикле массы должны жить по веданте, и это придет от женщин.

* * *
Наряду с созданием образовательных центров для мужчин должны открыться и центры для обучения женщин. Брахмачарини, образованные и с характером, должны взять на себя задачу преподавания в таких центрах. История и пураны, домоводство и искусства, обязанности семейной жизни и принципы, способствующие развитию идеального характера, — всему этому должны учить там с использованием современной науки; и студентки должны обучаться этической и духовной жизни. Мы должны заботиться о том, чтобы они стали со временем идеальными хранительницами очага. Их дети еще больше разовьют в себе добродетели, присущие своим матерям. Только в семьях образованных и благочестивых матерей рождаются великие люди. А вы низвели своих женщин до подобия производящих машин; ради всего святого, неужели это результат вашего образования? Прежде всего, должен произойти подъем женщин, пробуждение масс, и только после этого что-то действительно хорошее может прийти в нашу страну, в Индию.

* * *
Женщинам должна быть предоставлена возможность по-своему решать свои проблемы. Никто не может и не должен делать это за них. И наши индийские женщины способны справиться с этим, как и любая другая женщина мира.

* * *
Собственно, я весьма обескуражен женщинами этой страны (США). Они водят меня по магазинам и вообще повсюду, как маленького ребенка. Они выполняют самую разнообразную работу — я не умею и одной шестнадцатой того, что умеют они. По красоте они подобны Лакшми (богине счастья), по своим качествам они подобны Сарасвати (богине познания); они — воплощения Божественной Матери, и, поклоняясь им, человек поистине достигнет совершенства во всем. Боже праведный! Нас причисляют к рядам мужчин? Если я, прежде чем умру, сумею воспитать тысячу таких Мадонн — воплощений Божественной Матери — в нашей стране, то я умру спокойно. Тогда только твои соотечественники будут достойны своего имени...
Я действительно замираю от удивления, глядя на здешних женщин. Как добра к ним Божественная Мать! Они самые удивительные женщины! Они вот-вот загонят в угол мужчин, которые уже было одержали над ними победу. Это все благодаря Твоей милости, о Мать!.. Я не успокоюсь, пока не искореню половое разделение. Есть ли какое-либо разделение пола в Атмане? Долой различия между мужчинами и женщинами, все есть Атман! Отбросьте отождествление себя с телом — и восстаньте! Скажите: «Все есть!» — воспитывайте в себе положительные мысли.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Сообщение Helen »

Поверх труда мужского стоит явление женщины. Она ведет, она вдохновляет, она руководит на всех путях, являет пример синтеза. Можно удивляться, насколько быстро она входит в любую область. От земли и до дальних миров она успеет соткать крылья Света. Умеет сохранить чашу в разных атмосферах. Когда говорим о сотрудничестве, Мы всегда указываем на подвиг женщины. Область Братства есть область сотрудничества.
Братство, 282.

Некий демон решил искусить благочестивую женщину. Демон оделся как садху и вошёл в хижину женщины, перебирая чётки. Он просил пристанища, но женщина не только пригласила его и накормила, но просила помолиться с нею. Демон для удачи решил исполнить все её просьбы. Они начали молиться. Затем женщина просила рассказать ей о жизни святых, и демон начал повествовать подобно самому лучшему садху. Женщина вошла в такой экстаз, что окропила всю хижину святою водою и, конечно, полила самого демона. Затем она предложила ему произвести совместно с нею пранаяму и постепенно собрала такую мощь, что демон уже не мог выйти из хижины и остался служить благочестивой женщине, и научился лучшим молитвам. Когда один Риши проходил мимо хижины и заглянул в неё, он заметил молящегося демона и присоединился к нему в славословии Брахме. Так все трое сидели у очага и пели лучшие молитвы. Простая женщина своим благочестием заставила и демона и Риши вместе славословить. Но из Высших Обителей не ужасались, но улыбались такому сотрудничеству.
Можно даже заставить и демона сотрудничать в молитве.
Мир Огненный. Ч.1, 563.

Эпоха Женщины будет отличаться большею тонкостью чувств и сознания.
Мир Огненный. Ч.3, 116.

Потому так необходимо утверждать в духе Начало Женское. Ибо Знамя великого Равновесия Мира дано поднять женщине. Так настало время, когда женщина должна завоевать право, от нее отнятое и которое она отдала добровольно. Сколько мощных рекордов наполняют пространство достижениями Женского Начала! Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина огненно возвышает мужчину. Потому и вырождение, ибо, без истинного рыцарства, дух не может подняться.
Мир Огненный. Ч.3, 241.


В будущем переустройстве Мира на высших сферах не будет доступа тем, кто не понимают равновесия. Долгие воплощения должны будут научить, как создать космическое равновесие. Ведь Государства пали, народы пали и страны уничтожились, ибо самый великий вопрос равновесия был уничтожен. Потому нужно очень утверждать значение начала женского. Именно, не в домашнем масштабе, но в государственном. Если планета удержится, то будущие страны явят расцвет лишь равновесием. Мы даже допустим перевес на сторону женского начала, ибо явление борьбы будет очень напряженное. Именно, Советы Министров должны будут включать женщин. Женщина, дающая жизнь народу, должна тоже иметь право располагать его судьбою. Женщина должна иметь право голоса. Если бы женщина была принята, как заповедано, то Мир был бы иного насыщения. Так только утверждение закона Бытия может вернуть человекообразие.
Мир Огненный. Ч.3, 347.
Ответить

Вернуться в «Тематические подборки по книгам Учения Живой Этики и трудам Рерихов»