Путь в Беспредельность
(Матерь Мира в Гранях Агни Йоги)
«Каждый Владыка имеет свою ноту. Эпоха Майтрейи утверждает женщину.
Ведь явление Майтрейи связано с утверждением Матери Мира в прошлом,
настоящем и в будущем. «Книга Жизни» так прекрасна!»
«Иерархия», п.13.
«Так Цепь Иерархии насытится Ее Лучами, и они преобразят мир. Новая
Земля и Новое Небо – Земля и Небо Матери Мира. Как ходит человек в лучах
утра и вечера, так будет ходить в Ее Лучах или под Ее Лучами. Меняются
лучи утра и вечера, но неизменны Ее. Войдет в жизнь как Мощь Дающая и как
реальная явная Сущность».
Грани Агни Йоги. Т.13, п.18А. С.250.
Н.К. Рерих Матерь Мира. Фрагмент
Образ Матери Мира в Учении Живой Этики занимает очень важное место. О Ней мы найдем неоднократное упоминание буквально в каждой книге. «Каждое здание имеет стены внешние и невидимое основание. Нельзя без стен, но стены не будут стоять без основания. Два типа проявления во всем: одно – стены, как символ Учителя, другое – основание, как явление Матери Мира; которое существеннее – подумайте!» - читаем в книге «Агни Йога» .
Великое Начало Женщины-Матери присутствует во всех, начиная с древнейших, верованиях и религиях. Это и египетская богиня Изида, олицетворяющая Природу, и вавилонская богиня Иштар, которую называли самой старшей на небе и земле, и индуисткая Кали – женский аспект великого бога Шивы, и одно из лиц святой Троицы, а именно Дух Святой у гностиков, и так далее. До сих пор идеалом женщины в Индии является мать, и даже Бога там называют Матерью. Ярчайшие примеры поклонения Богу как Матери – жизни великих подвижников Индии Рамакришны и Вивекананды.
Россия также следует материнским путем. Не случайно ее называют уделом Богоматери, образ которой здесь наиболее почитаем. Елена Ивановна Рерих в письме от 7 июня 1938 года пишет: «И наши христиане, почитая Матерь Христа, тем самым поклоняются Женскому Началу, или той же Великой Матери Мира» . А русский философ Николай Бердяев, осмысливая исторический путь нашей страны, в своей книге «Судьба России» отмечает, что «Россия - земля покорная, женственная» , «Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери» , «Русская религиозность – женственная религиозность – религиозность коллективной биологической теплоты, переживаемой, как теплота мистическая… Это не столько религия Христа, сколько религия Богородицы, религия матери-земли, женского божества, освещающего плотский быт» . Размышляя о грядущей судьбе нашей Родины, нельзя не вспомнить имя выдающейся русской женщины - поэта и общественно-религиозного деятеля Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой (Матери Марии). В своих литературных трудах она неоднократно пишет о материнском пути России. «Народам даны разные пути. России же дан материнский путь, и в этом нельзя не видеть конечную цель ее служения», - читаем в очерке Кузьминой-Караваевой «Родина и народ». Великие русские подвижники Сергий Радонежский и Серафим Саровский поклонялись Женскому Началу в образе Богоматери и оба они имели непосредственный контакт с этой Великой Индивидуальностью.
Учение Живой Этики, созданное в первой половине ХХ века выдающейся русской женщиной-философом Еленой Ивановной Рерих в сотворчестве с Великим Учителем, имеет ключевое значение для будущего России. Учение провозглашает приход Новой Эпохи – Эпохи Майтрейи, Эпохи Матери Мира, Эпохи, в которой осуществиться золотой век России. «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего Мира… Очищенная и возрожденная на новых началах широкого народного сотрудничества и свободного культурного строительства, Россия станет оплотом истинного мира», - пишет Е.И. Рерих. И не случайно возрождение нашей Родины связано с возрождением почитания Великого Женского Начала. Пройдя через тяжкие испытания и сохранив искреннюю веру в Высшую Справедливость, Россия как «удел Богоматери», как «материнский путь», как «земля покорная, женственная» в полной мере способна раскрыть свой творческий потенциал лишь в Эпоху Матери Мира.
«Чурам нет хода,
С рухлядью нет строения,
С чижиком по свисту не сравнить,
С тухлыми хлебами не отведать,
С курным дымом не продохнуть
России будущей чудную повесть», - читаем в книге «Зов» .
Мысли, заложенные в Учении Живой Этики, находят логическое продолжение в Записях ближайшего ученика и последователя Николая Константиновича Рериха Бориса Николаевича Абрамова. Источник Записей и книг Учения Живой Этики – Един, что подтвердила еще в 1940-е годы Е.И.Рерих. Записи Б.Н.Абрамова включают в себя мысли Великого Учителя, Елены Ивановны Рерих или Матери Агний Йоги, Николая Константиновича Рериха или Гуру, уже ушедших с земного плана, а также послания Владычицы Мира. Все тексты, относящиеся к Матери Мира или связанные с Ней, условно можно разделить на две группы. Первую группу составляют Записи, в которых говорится о Вселенской Матери и роли Женского Начала в Новой Эпохе; вторая группа включает послания самой Матери Мира.
Записи первой группы раскрывают целый спектр проявлений Великой Индивидуальности в полном созвучии с Живой Этикой. «Высочайший аспект Женского Начала выражен в Образе Матери Мира. Ее несказуемой мощью идет творчество Владык» и «Тот, кто хочет творить и понять сущность искусства, должен прежде понять, силой какою творит человек» ; «Матерь Мира, воплощающая в себе образ Красоты сверхчеловеческой, посылает сынов Света на подвиг» и «Их Восемь Ты Послала на подвиг» ; «Лучи Звезды Матери Мира сияют над миром. Эпоха Огня началась. Эпоха Матери Мира, Эпоха женщины; на наличии двух Начал построены все явления жизни» и «Матерь Мира зальет Лучами Своими планету, сливая их с Лучами Владыки Майтрейи» ; «Матерь Мира, Землю питающая Лучами Своими, Имеет представительницу Свою на Земле, которая связана с Нею связью прямою» ; «Космически мыслить легче учиться начать на дальней планете Владычицы Мира» и «На Востоке жизнь, проявленную в видимости, называют игрою Великой Матери Мира» ; «Гора Матери Мира Символом может служить величия мира земного» и «На вершине Горы Матери Мира можно утвердиться прочно и навсегда. Она возвышается над планетой как маяк спасения, как цель устремлений, как прибежище духа от шума и суеты материального мира» .
Тексты, исходящие от самой Матери Мира, наводят читателя на размышление об этой Высокой Индивидуальности. Как мы уже отмечали ранее, проявление Матери Мира с древних времен происходило через мифологические и религиозные образы. Живая Этика выводит нас на новый уровень осмысления окружающей действительности через новую одухотворенную науку. Современный историк и философ Л.В.Шапошникова в своей статье «Философия космической реальности» пишет: «Новая наука, формирующаяся в пространстве нового мышления ХХ – ХХI веков, должна использовать вековые духовные наработки человеческой культуры и выйти на новый уровень изучения тонких энергий и тонких явлений, которые требуют научных объяснений и научной практики. Иными словами, сами книги Живой Этики, включающие немало достижений религиозной мысли и религиозной практики, как бы дают энергетический импульс к преобразованию науки, которая должна сыграть на новом витке космической эволюции человечества важнейшую роль. Ибо эта одухотворенная наука станет тем пространством связи с мирами более высокого состояния материи, каковым до нее являлась религия» . В связи с этим, старые формы и понятия требуют осмысления с позиций нового мышления. Религиозные образы святых сменяет понятие старших Братьев человечества, многочисленные богини разных народов сливаются в единый величественный Образ Матери Мира. «В напряжении, среди чудовищного непонимания человечеством принципов Бытия, Мы даем Новый Завет. К этому завету Мы зовем человечество, - читаем в книге «Беспредельность». – В этом великом завете лежит принцип бытия! Скажем человечеству: «Чтите начала, чтите Матерь Мира, чтите величие завета космического магнита!». А Елена Ивановна Рерих в одном из писем Р.Я.Рудзитису поясняет: «Так Матерь Мира, рассматриваемая в Ее Космическом Аспекте, есть Мулапракрити, все в себе вмещающая, все в себе зарождающая. Но в земном отражении Она есть Великий Дух Женского Начала».
В 1924 году Николай Константинович Рерих написал несколько вариантов картины «Матерь Мира», а также статью «Звезда Матери Мира» и картину с одноименным названием. Это было связано с тем, что, как пишет Е.И.Рерих, «в 1924 году Лучи Светила Матери Мира достигли Земли и, окропив ее, пробудили новое сознание. Много женских очагов возгорелось к новой жизни». Таким образом, к 1924 году сложились благоприятные космические условия для проявления Великой Женской Индивидуальности. И наиболее яркое Ее выражение проявилось через Елену Ивановну Рерих, о чем находим указание в Живой Этике. «Вместилище Матери Мира имеет все отражения на Земле. Одно из них, самое сильное и напряженное, есть явление идущей Тары» - читаем в книге «Иерархия».
После ухода с земного плана старших Рерихов Борис Николаевич Абрамов выполнял, по словам Елены Ивановны, возложенную на него «миссию уявиться свидетелем проявлений Великого Владыки» . И не случайно его миссия протекала в пределах горячо любимой им России, где он стоял на очень ответственном посту. В Записях Бориса Николаевича 1959 года читаем: «Лучи насыщают просторы Великой Страны: Наши Лучи, Лучи Светил и Дальних Миров. Космические Силы принимают огненное участие в строительстве этом. В Звездах начертан и запечатлен Рок Великой Страны. Ныне Силы Небесные Стройке невидимо Служат». В этом Великом Строительстве вместе с Владыкой, Гуру и Матерью Агни Йоги, принимала участие и Величественная Матерь Мира. В текстах Записей Бориса Николаевича, исходящих от этой Великой Индивидуальности, дается целый ряд сведений о Дальних Мирах, о Звезде и Лучах Матери Мира, о Беспредельности. Эти сведения выводят сознание человека за пределы Земли на космический простор в Беспредельность, делая его гражданином Вселенной. «Но Посланный Матерью Мира Владыка на Землю Пришел, чтобы цепи разбить скованной мысли и освободить дух, приобщив его к жизни пространства…, - читаем в Записях 1958 года. – Владыка линии жизни Дает, указующие людям Путь в Беспредельность. Путь этот примите как ступень новую, ступень Космической жизни, дающей человеку Космическое сознание и делающей его гражданином Вселенной. В этом великое значение Эпохи Матери Мира, в этом Владычицы Высший Указ».
Космическое сознание человека, который становится гражданином Вселенной, требует определенных знаний. И эти знания мы можем черпать и из Текстов Матери Мира, запечатленных в Записях Б.Н.Абрамова. Читатель узнает, что «как дух на Земле, плотью, то есть материей, себя облекает, так же, как облекает он ею себя и будучи вне тела в Высших Мирах, точно так же в беспредельном пространстве Духи-Творцы, Созидатели и Строители Сущность свою облекают материей разного вида плотности и разреженности, Строя вокруг Себя Миры» ; «от здоровья отдельных клеток зависит равновесие всего тела человека. Точно так же и равновесие целых систем зависит от здоровья каждой планеты, входящей в ее состав. Братство систем означает также и Братство Духов Планетных» ; «Тот, кто сумел создать мышление Дальних Миров, знает, как плодоносна мысль, устремленная к ним, и как она нарастает в пространстве» .
Дальние Миры перестают быть отвлеченным понятием и становятся частью духовной жизни человека, общение с которыми идет посредством мысли. «Мысль, устремленная кверху, в высокие сферы пространства, в них пребывает, постоянно обрастая новыми, но созвучными ей элементами, будучи связана магнетической нитью с тем, кто ее породил» ; «Мысль несется далеко. Так же и ваша Земля получает мысли с Дальних Миров… С Дальних Миров люди мысли вам светлые шлют и тем возвышают планету. С Дальними Мирами можно и сознательно в связь вступить. Мысль к ним надо устремлять засыпая и просыпаясь» ; «Мыслью о Дальних Мирах дух приготовляет в пространстве себе сферы для уявления своей внеплотной активности, когда он перейдет Великие Границы. Послесмертное существование определяется сферами устремления мысли, утвержденными или избранными человеком при его жизни на Земле» . Беспредельность становится домом духа человека и даже поддается изучению в рамках Законов Космоса. «С Беспредельностью тоже можно общаться. Человек – в Беспредельности, и все из нее, и все в ней… Велико Лоно пространства от верху до низа… И сама Вечность тоже обнимается Беспредельностью. Это дом духа» . «Этим пределом Беспредельности, ее рамками, охватывающими ее, будет Закон… Космические Законы, обуславливающие жизнь Космоса и каждой частицы Его, доступны пониманию человека… В рамках этих Законов становится возможным постижение Беспредельности» .
В Записях Б.Н.Абрамова Матерь Мира сообщает также сведения о Своей Звезде Венере и о полезности мысленного устремления к ней земных людей. «Когда сознание сосредотачивается на Звезде Матери Мира, оно касается Ее и пребывает с Нею, - читаем в Гранях Агни Йоги. - …Сильно можно обогатить мысль, если чаще устремляться и пребывать сознанием в сферах Моих. За магнитную мощь мысли ручательство Даю. Аура нашей планеты насыщена мыслями ее обитателей. Она разница сильно от вашей. Касание к ней очень полезно» . Лучи Звезды Матери Мира оказывают сильное влияние на планету Земля, постепенно преображая и разряжая ее плотную материю. Тот же процесс планомерно происходит и в сознании земных людей, содействуя общей эволюции человечества. «Очень помогаем человечеству Земли двигаться дальше. Сейчас космические условия очень благоприятны, так как ваша Земля вошла пространственно в Новую Эру свою» . И еще: «Детям Земля Посылаю в Лучах энергии Новой Эпохи. Их надо принять, осознать, ассимилировать сердцем и потом уже их утверждать на Земле. Проследим, как идет это утверждение в массах. Новые Лучи женщины сердца коснулись, и проснулась она, и ныне по лику Земли идет пробуждение женщины, и Новая Страна впереди. Новые Лучи сердца коснулись, и процветает искусство. Новые Лучи мозга коснулись, и рушатся застывшие нагромождения веков, сковавшие духа свободу. Так Лучи Мои преображают мир, и людей, и жизнь силой своею» .
Через Записи Бориса Николаевича Абрамова Матерь Мира дает нам представление о грядущей космической жизни землян, открывает людям новые горизонты, устремляя к необозримым просторам Вселенной. Сам Борис Николаевич, достигший, по словам Елены Ивановны Рерих, ступени Архата, был одним из тех, кто в полной мере жил этой новой космической жизнью, прокладывая Путь в Беспредельность идущим за ним.
Кулакова Е.С. г.Новокузнецк
Статья опубликована в сборнике «Он прошёл рядом с нами», посвящённом 110-летию со дня рождения Б.Н. Абрамова. – Новокузнецк 2007.