Тереза Авильская

Ответить
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Тереза Авильская

Сообщение Helen »

Статья опубликована в Кузбасской Рериховской газете
«Свет Утренней Звезды» № 1 (59) от 28 февраля 2007 года


Покровительница Испании

«Всем советую ознакомиться с жизнеописаниями Екатерины Сиенской и Терезы Испанки. Эти биографии, особенно же автобиография (хотя и исправленная ревностными отцами) св. Терезы, - документы ценнейшие. Там есть замечательные описания так называемых священных болей, не говоря уже о видениях и яснослышании Наставлений от Иерархии Света. Много имеется чудесных свидетельств высоких Духов, но в сутолоке нашей чудовищной эпохи они забыты. Но скоро наступит срок, и истинные ценности займут надлежащее им место в строительстве жизни».
Е.И.Рерих. Письма. Т. 3. 20.05.39.

Изображение
Тереза Авильская

«Только бы люди немного больше поняли и прославили Господа, и пусть меня проклянет весь мир!» - так говорила святая Тереза и в этих словах заключен весь смысл ее существования. Главное свидетельство о жизни св. Терезы дано ею самой в «Книге о моей жизни», или под другим заглавием «Моя душа». Первая рукопись «Жизни» была, вероятно, сожжена ею самой, когда один из ее духовников, прочтя книгу, нашел, что она «внушена ей Диаволом», и что сама она – «бесноватая». А вторая рукопись, по доносу в «Лютеровой ереси», отправлена была в суд св. Инквизиции, где находилась около двенадцати лет.
Тереза Санчес де Сапеда и Аумада родилась 28 марта 1515 года в городе Авиле в Старой Кастилии. Отец Терезы, дон Алонсо Санчес де Сапеда, был богатым и благородным идальго. Как благочестивый, честный и редкой доброты человек, он пользовался в Авиле всеобщим уважением. Мать Терезы, Донья Беатриса Аумада происходила из древнего и благородного рода. Она была очень красива и необычайно скромна. Добрая и приветливая в обращении с людьми, донья Беатриса любила жить в мире фантазий, отчего нередко ее можно было застать за чтением рыцарских романов.
Тереза была очень живым и подвижным ребенком. Быстро усвоив грамоту – в шесть лет она уже умела читать – зачитывалась она своей любимой книгой – «Цвет святых», где наряду с жизнеописанием Христа были собраны героические жизнеописания некоторых святых, мучеников, отшельников и святых дев.
«Сердце ее пламенело от повествований о муках и смерти исповедников Христовых так, что вскоре и сама она пожелала умереть, как они, чтобы такого же венца удостоиться», - пишет Рибера, лучший ее биограф. Впрочем, в своем глубоком анализе Тереза с предельной искренностью указывает на не вполне благие побуждения, которыми она при этом руководствовалась: «Я страстно желала умереть так (то есть мученически), однако не потому, что любила Бога истинной любовью, но скорее для того, чтобы поскорее и без особого труда наслаждаться небесными благами, о которых читала в книге». По словам Терезы, в те времена ее более привлекала «игра» в рай, чем любовь к Богу.
От матери Тереза унаследовала живость воображения, от отца – благочестие и жалость к бедным. Ребенком она усердно молилась и, когда могла, то всегда подавала милостыню. Но постепенно с годами религиозность раннего детства гасла, уступая место тяготению к мирскому. Жизнеописания святых сменились рыцарскими романами, которыми так зачитывалась дона Беатриса, образы мучеников и подвижников не занимали более девочку, ее теперь увлекали смелые рыцари, странствующие по белому свету в поисках приключений.
И если чтение рыцарских романов для ее матери было только развлечением и отдыхом, то для Терезы это становится чем-то большим. Она и ее братья торопились поскорее закончить свои дела, чтобы предаться чтению. Отец смотрел на это с большим неудовольствием, считая эти книги дурными. Так, прячась от отца, Тереза проводила за чтением долгие часы дня и ночи, и так пристрастилась к нему, что ей нужны были все новые и новые книги, чтобы утолить ее страсть. Она даже вместе со своим братом Родриго написала роман, который ходил по рукам ее родных и двоюродных братьев и пользовался большим успехом.
Кроме военных подвигов, воображение занимали и ухаживания рыцарей за прекрасными дамами. В Терезе проснулось кокетство, желание нравиться: «Я полюбила наряжаться, потому что хотела нравиться, - вспоминает Тереза. – Я очень заботилась о белизне рук моих и о прическе; не щадила также духов и всяких суетных женских украшений, на которые была большой мастерицей».
В Испании до сих пор сохранился обычай ночных бесед девушек с молодыми людьми через оконную решетку. Но, если теперь это делается совсем открыто и никем не осуждается, то во времена Терезы приходилось говорить украдкой, чтобы не быть замеченной отцом, дядей или братом, зорко следившими за поведением девушки. Лишенная самостоятельности испанка XVI и XVII столетия не имела своей личной чести, но была лишь носительницей чести тех, кому она принадлежала, кто брал на себя заботу о ее сохранении. Расплата за нарушение чести была часто очень тяжелой, ибо решалось дело не словами, а шпагами: и в результате он лежал убитым, а она должна была идти в монастырь. Поэтому девушки старой Испании вели беседу с большой опаской, ставя на часы верную служанку с поручением дать знать о грозящей опасности.
Беседой через решетку занялась и юная Тереза. В монотонной затворнической жизни отцовского дома эта беседа была очень заманчивой. Привлекало не только желание показать себя и услышать похвалу своей красоте, но также сама опасность свидания в таинственном свете луны.
Только она начала узнавать, что такое любовь, как узнала и что такое смерть: умерла ее мать. В этом первом великом горе своем она не ищет утешения у родных, хорошо осознавая, что они не в силах ей помочь. Тереза пишет: «Я пошла в церковь и, пав перед изваянием Божьей Матери, со многими слезами молила Ее, чтобы Она заменила мне мать. И молитва моя была услышана: с этого дня, я никогда не обращалась к Божьей Матери без того, чтобы не почувствовать тотчас же Ее осязаемой помощи».
Но, скорбь прошла, и снова стали проявляться мирские соблазны – ночные беседы через решетку возобновились. Вскоре отец заметил ее поведение и положил конец ночным свиданиям бесшумно и миролюбиво, отдав дочь на воспитание в монастырь.
В те дни Тереза чувствовала смертельное отвращение к монашеству. Находясь в монастыре, она просила монахинь молиться, чтобы Господь открыл ей истинное ее призвание, но втайне желала, чтобы не было оно монашеством. А между тем и мысль о замужестве внушала ей страх. Тереза пишет: «В эти же дни Господь, чтобы приготовить меня к пути своему, послал мне тяжелую болезнь, которая принудила меня вернуться домой».
Несколько дней Тереза провела у своего престарелого дяди, ушедшего от мира, чтобы приготовиться к монашеству. «Я провела у него немного дней, но святые беседы его оставили в душе моей неизгладимый след. Истины, открывшиеся мне в детстве, снова ожили во мне. Видела я ничтожество всего и быстроту, с какою все проходит, и ужас охватывал меня при мысли, что если бы я умерла внезапно, то не избегла бы ада. Видела я также, что единственный для меня и верный путь спасения – монашество… Но, кажется, рабский страх гнал меня на тот путь больше, чем любовь…».
3 ноября 1536 года донья Тереза Санчес де Сапеда и Аумада приняла монашество в кармелитском монастыре Благовещения в Авиле.
Казалось, выбор был сделан, но еще долгие годы в душе Терезы шла непрестанная борьба между земным миром и небесным. Она знала, что надо сделать выбор между миром и Богом, но знала и то, что выбора сделать не может. «Бог звал меня к себе, но и мир тоже <...> и я хотела соединить эти две столь несоединимые крайности. Так проходили годы, и я теперь удивляюсь, что могла так долго жить, не отдаваясь до конца ни тому, ни другому <...> Я не находила счастья ни в Боге, ни в мире: горечью наполняло душу мою воспоминание о Боге, когда я была в мире, а когда была в Боге, то соблазны мира искушали меня. Это было такое борение, что я не понимаю, как я могла его вынести, не говорю столько лет, а хотя бы один только месяц <...> Двадцать лет я падала и подымалась, и снова падала».
Перемены в жизни Терезы происходят после встречи с молодым священником. Она исповедуется ему, и он помогает ей разобраться со всеми ее мыслями и чувствами. Это было подобно новому рождению; Тереза говорит об этом, как о начале «новой жизни». Она пережила глубокое обращение, которое трудно описать, но о котором можно было бы в самых простых словах сказать так: древнее противоречие между миром Божьим и человеческим, между вечностью и временем, между любовью к Господу и любовью к ближнему внезапно разрешилось, когда она непосредственно, живо, как будто с глаз ее упала пелена, осознала, что Христос – это одновременно наш Бог и наш ближний, вечность, вошедшая во время, друг, с Которым можно жить рядом, разговаривать, проводить время как с любым другим другом и лучше.
В ее душу хлынули видения, мистические переживания. Вся любовь ее, копившаяся годами и не находившая выхода в миру, обрела, наконец, свое трепетное воплощение. «Я увидела, - пишет она, - что, будучи Богом, Он был человеком, который не пугается и слабостей людских, ибо понимает нашу несчастную природу, подвластную многим падениям из-за первородного греха».
Как к близкому и дорогому другу обращалась она к Христу. Она жаловалась Ему на свои горести и делилась радостями. Мысль о Христе зажгла в душе искру божественной любви, и душа, соединяясь с Богом в любви, исполнялась спокойствия и мира. Ей казалось, что она достигла всех своих желаний, и боялась пошевельнуться, чтобы не потерять свое счастье. Тереза скажет: «Жизнь моя кончилась – началась жизнь Бога во мне». Ей было 40 лет. На семь лет (1555 – 1562) уходит она из внешнего мира во внутренний. За эти годы Тереза проходит семь восходящих ступеней экстаза.
Первая ступень – самопогружение, «сосредоточение всех душевных сил» на одной единственной мысли, единственном чувстве, единственной воле – к совершенному соединению человека с Богом. «Медленно душа погружается как бы в сладостный обморок». Все не только душевные, но и телесные силы ее теснятся к Возлюбленному, как в лютую стужу озябшие люди теснятся к огню очага. И это происходит без малейшего усилия, в почти безмолвной молитве. «От этого внутреннего сосредоточения происходит такой сладостный мир и покой, что, кажется, душе уже нечего желать <...> и даже молитва для нее – ненужная усталость; душа хотела бы только любить». В этой молитве «душа подобна младенцу на руках матери, которая, играя, выжимает в рот его молоко, так что ему уже ненужно сосать груди».
Очень знаменательно, что в этом религиозном опыте св. Терезы Бог есть не только Отец, но и Мать, так же, как в опыте всех древних мистерий.
Тереза говорит о постоянном присутствии в ее душе трех Божественных Лиц Троицы. «Господь дал мне уразуметь, каким образом Бог может быть в трех лицах. Он так показал мне это, что удивление мое было равно охватившему меня чувству утешения <...> И теперь, когда я думаю о Святой Троице или когда я слышу упоминание о Ней, я понимаю, каким образом три лица составляют только одного Бога, и я испытываю при этом неизреченное блаженство».

Изображение
Джованни Лоренцо Бернини. Экстаз святой Терезы. 1652

Одно из самых чудесных ее видений во время экстаза, названное впоследствии «пронзением», прославленно в скульптуре Лоренцо Бернини. «Я увидела ангела, - пишет она, - рядом со мною с левой стороны <...> он не был не велик, ни мал, очень красив, с лицом, столь пылающим, что казался одним из серафимов, которые, кажется, целиком горят <...> видела в его руках длинный золотой дротик, на конце которого находилось немного огня. Этот дротик он вонзал в мое сердце несколько раз и так, что он доходил до глубины; и мне казалось, что, извлекая дротик, ангел вынимал с ним и часть моего сердца, и я вся горела в большой любви к Богу. Была так велика боль, что она заставляла меня стонать, но так чрезмерна сладость, причинявшая это величайшее страдание, что не было желания, чтобы оно прекратилось, и не удовлетворялась душа меньшим, чем Бог <...> Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее».
Главное в видениях Терезы – бесконечная любовь ее ко Христу. «Представьте себе человека, любящего так, что он не может ни минуты обойтись без любимого, но и такая любовь меньше моей любви ко Христу».
Седьмая, высшая точка постижения, точка Экстаза, открылась ей, когда Христос в видении сказал ей: «С этого дня ты будешь супругой Моей <...> Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг».
Тереза лично пережила брачное соединение человека с Богом, которое есть «нечто не только духовное, но и плотское, потому что есть величайшее явление человеческой Личности, а Личность – весь человек, с духом и плотью». И хотя здесь, на земле, не может произойти такое соединение во всей полноте, но все-таки оно выше всего, что ум человеческий может постигнуть. Весь путь человечества ведет к этой цели – к Богосупружеству.
Обитель Благовещения, где Тереза провела тридцать лет, принадлежала к монашескому Братству Кармеля, Братство это, по церковному преданию, было древнейшим изо всех монашеских Братств, потому что основано было уже в Ветхом Завете Илией Пророком. Братство Кармеля «совершенно Мариино». Вступающий в Братство обещал: «Богу и Блаженной Деве Марии даю обет послушания, целомудрия и бедности». Матерь Сына, земная Дева Мария есть упование рода человеческого; люди поклонились Ей недаром: только Она и ведет их к Матери Небесной – Духу: это в Братстве Кармеля понято так, как нигде. Если есть у Сына Отец Небесный, то может ли не быть у Него и Небесной Матери?
В Братство Кармеля, первое из всех монашеских Братств на Западе, начали вступать женщины. «Господи, - скажет Тереза, - когда Ты жил на земле, то женщин не презирал, потому что находил у них столько же любви к Тебе и больше веры, чем у мужчин».
Первой обителью Братства была пещера Илии на горе Кармель, и первый Устав был дан самим Илией. Позднее устав был смягчен. Нищенствующие ордена уже не соблюдали обета бедности, но предавались всем земным удовольствиям. Монашество не отрекалось более от мира, с которым оно жило в тесной связи. Такая жизнь, не наполненная действием самоотречения и служения Богу, не могла удовлетворить душу Терезы. Не только у нее, но и у некоторых других монахинь, стремящихся к еще не оформившемуся идеалу, появлялись неясные поначалу мечты об уединенной и суровой жизни аскетов, близкой к жизни древних отшельников. Жить по первоначальным правилам кармелитского ордена – вот идеал и устремление Терезы и нескольких ее сподвижниц.
Тереза скажет: Чем сделались христиане наших дней?.. Господи, я не могу этого вынести!». С этого начнется дело всей ее жизни – Реформа. Цель Реформы заключается для Терезы в том, чтобы сделать Кармель орудием спасения мира (чем, в общем-то, и должны быть монашеские Братства и каждый священнослужитель в отдельности) и Церкви. В своей книге «Путь совершенства» (истолкование древнего Устава Кармеля) она скажет сурово и прямо: «Видите ли, дочери мои, величие нашего дела? Я указала вам цель всех ваших молитв <...> и подвигов. Если же вы цели этой измените, то знайте, что вы не исполнили того, чего ожидал от вас Христос».
24 августа 1562 года был освящен новый монастырь св. Иосифа и четыре монахини приняли пострижение. Это была первая обитель, основанная Терезой. Потом их было еще очень много. Тереза основала более 30 реформированных монастырей. В течение 20 лет она ездила из одного города Испании в другой, терпя всевозможные лишения и оскорбления во имя возрождения идеала средневекового монашества. Основав и обустроив обитель, она отправлялась на новое место. Люди видели, как монахиня, взяв с собой только бутыль святой воды и восковую куклу Младенца Христа, отправлялась в путь на простой телеге.
Много злобы и ненависти встретила Тереза на своем пути. Но были у нее друзья и защитники. Король Филипп II поддерживал ее реформу и с благоговением читал ее книги. Таким же почитателем был герцог Альба.
О. Педро, из нищих братьев св. Франциска, поддерживал ее до конца своих дней, потому что верил, что в деле реформы она продолжает путь св. Франциска.
В 1577 году началось гонение Римской Церкви на великое дело Реформы. Но, не смотря ни на что, Тереза сделала свое дело, ей удалось внести свежую струю в жизнь церкви и повести за собой, к Богу, путем страданий и безграничной любви к Высшему, огромное множество людей.
Знавшие святую Терезу говорили, что ее личность притягивала всех к себе, как магнит железо. Изящество, красота, приветливость и ум пленяли решительно всех, светского человека и духовного, развращенного и нравственного, молодого и пожилого. Веселая, остроумная и находчивая, Тереза была удивительно проста в обращении с людьми, к которым она относилась очень ровно, не делая никому исключения. Она говорила со всеми с большим уважением, и в ответ люди также относились и к ней. С особами знатными она говорила с таким сознанием собственного достоинства, что среди них сама казалась важной титулованной сеньорой. Тереза обладала большим знанием людей, отчего из нескольких слов своего собеседника она сразу догадывалась о его характере. Поэтому она умела говорить со всяким человеком на доступные ему темы.
В октябре 1582 года Тереза ушла из жизни. Она умерла, улыбаясь и как будто говоря с Кем-то, Кто, наконец пришел. Позднее, явившись одному из иноков Кармеля, она скажет: «Смерть моя была таким восторгом любви, что тело мое не могло этого вынести!»
Тереза оставила богатое литературное наследие. Она писала духовные сочинения, как, например, «Основания», где она описывает все, что происходило с ней во время основания монастырей; «Путь к совершенству» - истолкование древнего Устава Братства Кармеля, к которому она принадлежала; «Истолкование к Песни Песней» Соломона. И, наконец, в последний период ее жизни она написала свой шедевр – «Внутренний замок». Эта книга создавалась пять месяцев: часть – сразу, часть – с постоянными перерывами из-за путешествий и непредвиденных обстоятельств. Тереза описала в ней замок души, где много обителей и тысячи комнат, а в центре – пребывает Божественная Троица и из которой исходит ярчайший свет, освещающий весь замок. Входная дверь это молитва. Но Тереза не раз говорит о том, что молитва не должна быть простым чтением или произнесением слов, молитва – это размышление. Раз перешагнув порог замка, человек, влекомый все возрастающим ощущением уверенности, тепла, света и красоты, будет продолжать свой путь, пока уже на этой земле не встретится с владельцем замка. Тереза подробно описывает все этапы этого пути в ярких поэтических образах, истолковывая их один за другим. Подобно другим испанским мистикам, в своих трудах, Тереза выдвигает на первый план те аспекты учения неоплатоников, в которых речь идёт о «слиянии» с божеством через экстатическую любовь.
В 1622 году св. Престол объявил Терезу Святой, а в 1970 году она была причислена к лику Учителей Церкви.
В одном из своих сочинений Тереза Авильская написала: «Кто делает упорные усилия, чтобы взойти на вершину совершенства, тот никогда не восходит на нее один, но всегда ведет за собою, как доблестный вождь, бесчисленное воинство».

О.И. Посаженникова, г. Новокузнецк
Ответить

Вернуться в «Великие подвижники»