Замечательная новость - вышел первый том сборника «Воин Света», посвященный Л.В.Шапошниковой. Издание МЦР: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6989
Публикаторский отдел Международного Центра Рерихов выпустил первый том сборника «Воин Света», в который вошли уникальные материалы, связанные с творчеством Людмилы Васильевны Шапошниковой.
Воин Света: к 95-летию со дня рождения Л.В.Шапошниковой. Сб. / сост. и предисл. Т.О.Книжник, Д.Ю.Ревякина. – М.: Международный Центр Рерихов; Международный Совет Рериховских организаций им. С.Н.Рериха, 2021. – Т. 1. – 632 с., ил. ISBN 978-5-86988-299-8
Людмила Васильевна Шапошникова – выдающийся российский ученый, крупнейший рериховед, писатель, философ, путешественник, музейный и общественный деятель. Многие годы своей обширной творческой деятельности она посвятила исследованию культуры и истории Индии, укреплению и развитию российско-индийских культурных связей. Однако главным делом ее жизни стали сохранение, исследование и популяризация научно-философского, художественного и культурного наследия семьи Рерихов, значительная часть которого вернулась на родину именно благодаря ее подвигу. Под руководством и при непосредственном участии Л.В.Шапошниковой в тяжелейших условиях, без привлечения бюджетных средств, в центре Москвы из руин был восстановлен уникальный памятник архитектуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных», а на его территории создан научно-просветительский музейный комплекс – Центр-Музей имени Н.К.Рериха, который на протяжении четверти века насыщал духовно-культурное поле России своей высокой энергетикой.
В первый том настоящего сборника вошли материалы, связанные с деятельностью Л.В.Шапошниковой на посту первого вице-президента Международного Центра Рерихов, генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха, а также ее интервью 1991–2015 годов.
Издание иллюстрировано редкими фотографиями и адресовано широкому кругу читателей.
Международный Центр Рерихов выражает сердечную благодарность сотрудникам рериховских организаций, друзьям общественного Музея имени Н.К.Рериха за помощь и поддержку, а также деятельное участие в обработке материалов.
Эту книгу и другие издания МЦР можно приобрести:
1) В интернет-магазине «Горный ветер» (доставка по Москве и в регионы):
www.mwind.ru
тел.: +7 (495) 055-1874
e-mail: info@mwind.ru
2) В Книжном интернет-магазине «Новый Мир 24»:
www.new-world24.ru
тел.: +7 (495) 99-777-34
e-mail: books.newworld24@mail.ru
Статьи Л.В. Шапошниковой
Re: Статьи Л.В. Шапошниковой
Вышел в свет второй том сборника «Воин Света», посвященного Л.В.Шапошниковой
Публикаторский отдел Международного Центра Рерихов выпустил второй том сборника «Воин Света», в который вошли уникальные материалы, связанные с творчеством Людмилы Васильевны Шапошниковой.
Воин Света: к 95-летию со дня рождения Л.В.Шапошниковой. Сб. / сост. Т.О.Книжник, Д.Ю.Ревякин. – М.: Международный Центр Рерихов; Международный Совет Рериховских организаций им. С.Н.Рериха, 2021. – Т. 2. – 600 с., ил. ISBN 978-5-86988-301-8
Людмила Васильевна Шапошникова – выдающийся российский ученый, крупнейший рериховед, писатель, философ, путешественник, музейный и общественный деятель. Многие годы своей обширной творческой деятельности она посвятила исследованию культуры и истории Индии, укреплению и развитию российско-индийских культурных связей. Однако главным делом ее жизни стали сохранение, исследование и популяризация научно-философского, художественного и культурного наследия семьи Рерихов, значительная часть которого вернулась на родину именно благодаря ее подвигу. Под руководством и при непосредственном участии Л.В.Шапошниковой в тяжелейших условиях, без привлечения бюджетных средств, в центре Москвы из руин был восстановлен уникальный памятник архитектуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных», а на его территории создан научно-просветительский музейный комплекс – Центр-Музей имени Н.К.Рериха, который на протяжении четверти века насыщал духовно-культурное поле России своей высокой энергетикой.
Во второй том настоящего сборника вошли материалы, связанные с деятельностью Л.В.Шапошниковой на посту первого вице-президента Международного Центра Рерихов, генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха: ее выступления на пресс-конференциях и круглых столах.
Издание иллюстрировано редкими фотографиями и адресовано широкому кругу читателей.
Международный Центр Рерихов выражает сердечную благодарность сотрудникам рериховских организаций, друзьям общественного Музея имени Н.К.Рериха за помощь и поддержку, а также деятельное участие в обработке материалов.
Эту книгу и другие издания МЦР можно приобрести:
• в интернет-магазине «Горный ветер»
(доставка по Москве и в регионы, оптовая торговля):
www.mwind.ru; тел.: +7 (495) 055-18-74; e-mail: info@mwind.ru;
• в книжном интернет-магазине «Новый Мир24»:
www.new-world24.ru (доставка по России и миру)
тел.: +7 (495) 99-777-34; e-mail: books.newworld24@mail.ru
источник: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7226
Публикаторский отдел Международного Центра Рерихов выпустил второй том сборника «Воин Света», в который вошли уникальные материалы, связанные с творчеством Людмилы Васильевны Шапошниковой.
Воин Света: к 95-летию со дня рождения Л.В.Шапошниковой. Сб. / сост. Т.О.Книжник, Д.Ю.Ревякин. – М.: Международный Центр Рерихов; Международный Совет Рериховских организаций им. С.Н.Рериха, 2021. – Т. 2. – 600 с., ил. ISBN 978-5-86988-301-8
Людмила Васильевна Шапошникова – выдающийся российский ученый, крупнейший рериховед, писатель, философ, путешественник, музейный и общественный деятель. Многие годы своей обширной творческой деятельности она посвятила исследованию культуры и истории Индии, укреплению и развитию российско-индийских культурных связей. Однако главным делом ее жизни стали сохранение, исследование и популяризация научно-философского, художественного и культурного наследия семьи Рерихов, значительная часть которого вернулась на родину именно благодаря ее подвигу. Под руководством и при непосредственном участии Л.В.Шапошниковой в тяжелейших условиях, без привлечения бюджетных средств, в центре Москвы из руин был восстановлен уникальный памятник архитектуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных», а на его территории создан научно-просветительский музейный комплекс – Центр-Музей имени Н.К.Рериха, который на протяжении четверти века насыщал духовно-культурное поле России своей высокой энергетикой.
Во второй том настоящего сборника вошли материалы, связанные с деятельностью Л.В.Шапошниковой на посту первого вице-президента Международного Центра Рерихов, генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха: ее выступления на пресс-конференциях и круглых столах.
Издание иллюстрировано редкими фотографиями и адресовано широкому кругу читателей.
Международный Центр Рерихов выражает сердечную благодарность сотрудникам рериховских организаций, друзьям общественного Музея имени Н.К.Рериха за помощь и поддержку, а также деятельное участие в обработке материалов.
Эту книгу и другие издания МЦР можно приобрести:
• в интернет-магазине «Горный ветер»
(доставка по Москве и в регионы, оптовая торговля):
www.mwind.ru; тел.: +7 (495) 055-18-74; e-mail: info@mwind.ru;
• в книжном интернет-магазине «Новый Мир24»:
www.new-world24.ru (доставка по России и миру)
тел.: +7 (495) 99-777-34; e-mail: books.newworld24@mail.ru
источник: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7226
Re: Статьи Л.В. Шапошниковой
РЕЦЕНЗИЯ
на книгу Л.В. Шапошниковой
«Философия космической реальности»
Москва, 2021 г.
Академики НАН Республики Кыргызия В.И. Нифальев и В.М. Плоских
Концепция науки и культуры, которую несет в себе Живая Этика и наследие семьи Рерихов, коренным образом изменяет научные представления о законах эволюционных изменений в природе и обществе,
побуждая к поиску глубинных взаимосвязей Космоса, Планеты, Человека.
Л.В. Шапошникова и ее разносторонняя просветительская деятельность, несомненно, приближают «Новую Эру» космического миропонимания.
И сегодня увидело свет новое научное произведение
Л.В.Шапошниковой «Философия космической реальности». Вслед за провидческими научными выводами В.И. Вернадского: «Научно понять – значит установить явление в рамки научной реальности Космоса» и Н.К. Рериха: «Лучшие умы обращаются к факторам взаимодействия космических сил с судьбами земных народов» Л.В.Шапошникова обосновала свою научную концепцию космической реальности, открывая новое
направление в науке. В частности, подчеркнув: «Если диапазон действия социальной революции ограничивался земными рамками, то Духовная революция простирала свои Крылья в Космос, взаимодействуя с ним и связывая воедино земное и небесное. Она заложила основы космической переориентации важнейших форм познания, таких как философия, наука, искусство» (см.: Л.В. Шапошникова. «Философия космической реальности»,
с. 8).
И это естественно, так как Людмила Васильевна Шапошникова – выдающийся российский ученый, академик Российской академии естественных наук, академик Российской академии космонавтики имени
К.Э. Циолковского, Почетный доктор Академии наук Монголии, Почетный Кыргыз Республикасынын билим
берүү жана илим министрлиги
Россия Федерациясынын илим жана
жогорку билим берүү министрлиги
Россия Федерациясынын биринчи
Президенти Б.Н. Ельцин атындагы
Кыргыз-Россия Славян
университети жогорку кесиптик билимдин
мамлекеттик билим берүү
мекемеси
720021, Кыргыз Республикасы,
Бишкек ш., Киев көч. 44
Тел.: (+996 312) 66-25-67
Факс: (+996 312) 43-11-69
E-mail: krsu@krsu.edu.kg
Министерство образования и науки
Кыргызской Республики
Министерство науки и высшего
образования Российской Федерации
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
Кыргызско-Российский Славянский
университет имени первого Президента
Российской Федерации Б.Н. Ельцина
720021, Кыргызская Республика,
г. Бишкек, ул. Киевская, 44
Тел.: (+996 312) 66-25-67
Факс: (+996 312) 43-11-69
E-mail: krsu@krsu.edu.kg
доктор наук Кыргызско-Российского Славянского университета, Почетный доктор наук Софийского университета имени Святого Климента Охридского, всемирно известный востоковед-индолог, писатель, путешественник, философ-мыслитель, крупнейший исследователь наследия семьи Рерихов.
Она – основатель и первый вице-президент Международного Центра Рерихов, являющегося Ассоциированным членом ООН; основатель и генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, члена ИКОМ; член Всеевропейской федерации по культурному наследию «EUROPA NOSTRA»; ассоциированный член Международной Организации Национальных
Трастов. Была основателем и Президентом Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих до последних дней. Многие годы проработала профессором
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, затемпосле его реорганизации – в Институте стран Азии и Африки.
Около десяти лет в общей сложности Людмила Васильевна трудилась в Индии, исследовала ее уникальную культуру и историю, открывала дотоле
неизвестные племена Южной Индии, писала о них увлекательные книги, об их легендах, верованиях и бытовании. За научные исследования и труды по
Индии, за укрепление и развитие российско-индийских культурных связей, за упрочение дружбы и сотрудничества между СССР и Индией
Л.В. Шапошникова в числе первых была награждена в 1967 году и признана Лауреатом Международной Премии имени Джавахарлала Неру.
Однако главным делом своей жизни Людмила Васильевна считала сохранение, исследование и популяризацию научно-философского, художественного и культурного наследия семьи Рерихов. Благодаря ее
непрерывным преодолениям всяческих препятствий в Россию возвратилась значительная часть научного, художественного наследия и мемориальный
фонд Н.К. и Е.И. Рерихов. Наследие было передано в страну целенаправленно для создания общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве. Дарителем был младший сын Рерихов, Почетный гражданин Индии, известный художник и общественный деятель Святослав
Николаевич Рерих. По Завещанию С.Н. Рерих в 1990 году передал России наследие родителей через Людмилу Васильевну Шапошникову, своего Доверенного лица, многолетнего друга и сотрудника. Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха создан в соответствии с концепцией С.Н. Рериха и располагался в Усадьбе
Лопухиных, памятнике архитектуры XVII–XIX веков в Москве недалеко от Красной площади. За четверть века Центр стал крупнейшим общественным Музеем и Научным Центром по наследию семьи Рерихов, завоевавшим не только российскую, но и международную признательность. Об этом ярко свидетельствуют многочисленные награды, звания, премии России, Индии,
Кыргызской Республики, Монголии, Болгарии и др. стран, а также от международной организации ЮНЕСКО, EVROPA NOSTRA (с. 235).
Из вышедшей в свет книги Л.В. Шапошниковой читатель узнает более подробно о библиографии научных монографий, трудов, статей автора. Она значительно представлена как приложение к основному труду (с. 243).
Научная монография Л.В. Шапошниковой «Философия космической реальности» впервые вышла в свет отдельным изданием на двух языках: русском и английском. Издание этого академического труда осуществлено Международным Центром Рерихов под эгидой Российской академии естественных наук. В нем анализируется и раскрывается суть наиважнейших
исторических и современных процессов, происходящих на Земле; осмысливаются главные закономерности нового эволюционного витка космической эволюции планеты и человечества в свете энергетического мировоззрения и космического мышления.
В этом академическом научном труде используется новый
методологический подход, в котором поднимаются и осмысливаются важнейшие вопросы космизма Серебряного века XIX–ХХ века в философии, науке и искусстве, музыке и поэзии, в синтезе научного и метанаучного познания новой картины мира и мироустройства. А также рассматриваются проблемы Культуры как явления космического характера, в котором
духовно-этические вопросы, культура мышления и общественных взаимоотношений сотрудничества играют важнейшую роль и выступают приоритетными для продвижения человечества в космической эволюции
планеты Земля и в целом всего человеческого сообщества землян.
Можно с уверенностью сказать, что научный труд «Философия космической реальности» Л.В. Шапошниковой открывает и создает новое направление в науке – философию реального Космоса, космического
мышления в свете энергетического мировоззрения Новой Эпохи. Кроме того, в монографии, а также в своих многочисленных трудах Л.В. Шапошникова сформулировала авторскую концепцию философии истории, в которой исторический процесс носит природно-космический характер в соответствии с ритмами энергетических структур Космоса, что представляется особенно важным в период переустройства планеты и вхождения ее в Новую Эпоху – Эпоху Водолея. Как известно, Новая Эпоха наступила c началом Третьего
Тысячелетия, о приближении которой известно из древнейших источников мировой культуры и современных новейших научных открытий.
Научный труд Л.В. Шапошниковой «Философия космическойреальности» уже в самом названии несет заглавную тему. Книга состоит из семи разделов и заключения. Полагаем, их следует перечислить, так как сами названия разделов являются ключевым и смысловым факторами:
– Сложное пространство познания ХХ века.
– Особенности общей методологии системы познания Живой Этики.
– Исторический процесс как космическое явление.
– Община.
– Культура и цивилизация.
– Синтез – магистральное направление космической эволюции человечества.
– У порога Нового Мира.
Соблюдая принцип историзма, во введении Людмила Васильевна сразу подчеркивает историческое значение конца XIX и начала XX века, его особенности и пути развития в России и мире, т.е. анализирует процесс во
времени и пространстве. «В конце XIX – начале ХХ века началась Духовная
революция в России, ознаменовавшая наступление Серебряного века в ее культуре и философской мысли, – пишет Л.В. Шапошникова. – Серебряный век принес с собой ослепительные вспышки расцвета искусства, литературы, философии, а также зарождение новой научной мысли. К сожалению, в трудах по истории России и ее культуре Духовная революция, так много давшая России и в целом, не удостоилась упоминания. Причиной этому послужили различные исторические обстоятельства, сложившиеся в России к началу ХХ века. Главное из них состояло в том, что Духовная революция
совпала в определенной степени с революцией социальной, произошедшей в 1917 году и получившей название Октябрьской. И тогда началось то великое
противостояние двух революций, которое привело сначала к замедлению, а затем и вовсе к затуханию Духовной революции. Однако последняя, в основе которой лежала энергетика духа и культуры человека, не могла полностью исчезнуть с исторической арены страны и, несомненно, несла в себе
потенциал возрождения» (с. 7).
Действительно, история ХХ века и начало третьего тысячелетия,
передовая научная мысль подтверждают вышесказанное. Более того, сейчас
современные вызовы, проблемы и связанные с ними насущные вопросы
исторического периода космической эволюции, а также пути выхода на более
высокий уровень осознания как никогда актуальны и в России, и во всем
мире.
Мы отмечаем, что данные исторические события стали ключевой
исходной, можно сказать, причинной точкой, от которой зависело будущее
не только России, но и мира. Развивая мысли о Духовной революции и ее
особенностях, Людмила Васильевна пишет: «В отличие от социальной
революции, Духовная обусловлена и связана с духовно-энергетическими
процессами, происходящими внутри самого человека».
Следовательно, Человек тесно связан с процессами, происходящими
как на планете, так и в Космосе. Стало быть, он ответственен как за
настоящее, так и за Будущее, которое мы мысленно формируем каждое
мгновение.
В разделе «Сложное пространство познания ХХ века»
Л.В. Шапошникова раскрывает содержание сложившихся к началу ХХ века в
гносеологии двух направлений – научного и вненаучного. В научном, или
эмпирическом, способе познания эксперимент являлся главным
инструментом познания. Так называемый вненаучный способ познания имел
дело с энергетикой внутреннего мира человека и его способностями,
возникавшими на основе творчества этой энергетики. В глубокой древности
источником первичного познания являлись мифы народов мира и
мифологическое мышление, или сознание, которое и дало в разных областях
человеческой деятельности зачатки науки, философии, искусства, этики,
религии, истории. Эти различного рода знания не разделялись ни
человеческими предрассудками, ни противоположными мировоззрениями,
ни разного рода творчеством. «Со временем, – пишет Л.В. Шапошникова, –
не только способ познания, но и сама философия разделилась на
материалистическую и идеалистическую».
Примеры открытий, приведенные в книге, коренным образом меняют
наши представления о пространстве и времени. Здесь знаменитые ученые,
мыслящие научно, оригинально и свободно, такие как Н.И. Лобачевский,
разработавший теорию неэвклидовой геометрии, касающейся проблемы
пространства, в котором и заключены основные тайны мироздания; Альберт
Эйнштейн, вплотную подошедший к гипотезе о скорости света,
ограниченной 300 000 километрами в секунду, что подтверждает
существование сверхсветового пространства; В.И. Вернадский, открывший
сферу высшего разума, которую он определил и назвал НООСФЕРА.
Калужский ученый, гениальный К.Э. Циолковский писал об одухотворенном
Космосе и о разумных силах в нем, о необоримой Воле Вселенной, об
иерархии высокоразвитых существ Космоса. «Воля человека, – утверждал он,
– и всяких других существ – высших и низших – есть только проявление
воли Вселенной. Голос человека, его мысли, открытия, понятия, истины и
заблуждения – есть только голос Вселенной».
А.Л. Чижевский утверждает взаимодействие человека и Вселенной, их
взаимовлияние и взаимозависимость, ритмы колебания солнечной
активности и их влияние на человеческий организм и на активность
человеческого сообщества, а также на ход исторического процесса. Его
исследования ломали границы между естественными и гуманитарными
науками. Космическая эволюция востребовала таких мыслителей и ученых,
которые обладали способностью к синтезу и опережали на столетия свое
время. «Синтез есть магистральное направление космической эволюции
человечества», – определяет Л.В. Шапошникова в одноименном разделе.
Выдающийся ученый, уникальный философ и священнослужитель
П.В. Флоренский в книге «Мнимости геометрии» обосновывает
существование в системе пространственных представлений не только
двухмерных, но и мнимых образов.
Известный современный ученый доктор философских наук
К.А. Кедров подтверждает: «…мы пребываем здесь на земле в пределах
скорости света, а мысленно проникаем во все измерения мироздания,
свернулось в клубок наше земное время, вмещая прошлое, будущее и
настоящее. Это есть реальная вечность». И еще он пишет: «Флоренский
считает, что скорость света 300 000 километров в сек. не предел, а только
граница между миром земным и миром небесным». Научные открытия
названных ученых замалчивались.
К этой когорте «выдающихся ученых, мыслителей, философов,
обладавших синтезом познания и космическим мировоззрением,
принадлежит Н.К. Рерих, которого многие годы знали только как художника
и не подозревали, что он и его жена Е.И. Рерих имели самое
непосредственное отношение к новой системе познания, которая содержала в
себе идеи, в свое время высказанные Вернадским», – отмечает
Л.В. Шапошникова. Но ни Вернадский, ни те, кто стоял рядом с ним, ни
другие выдающиеся ученые, провозвестники космического мироощущения,
об этом не знали. Всевозможные запреты и замалчивания происходили как в
области культуры духовного наследия Серебряного века, так и в науке.
Л.В. Шапошникова констатирует именно из-за этого: «Минимум на целый
век было задержано развитие новой системы познания» (с. 27).
Л.В. Шапошникова замечает, что «сближение научного и вненаучного
методов стало существенным шагом в познании Мироздания, без которого
было бы невозможно дальнейшее развитие науки и самой новой системы
познания». В 20–30-х годах прошлого столетия вышла серия философских
книг, в которых освещались проблемы космической эволюции и к которым
были причастны Н.К. и Е.И. Рерихи. Книги имели не совсем обычные
названия: «Зов», «Озарение», «Община», «Агни Йога», «Беспредельность»,
«Иерархия», «Сердце», «Аум», «Мир Огненный», «Братство». Эти научнофилософские книги имели общее название – Живая Этика. В них
повествовалось о космической эволюции человечества, ее особенностях,
причинах и роли человека в ее сложнейших эволюционных процессах. Книги
производят необычное впечатление своей смелостью и новыми подходами к
проблемам познания. «Живая Этика стала завершающим этапом в
формировании нового космического мироощущения, возникшего в ходе
Духовной революции в России. Ее связь с новой философской и научной
мыслью очевидна и несомненна». Людмила Васильевна отмечает:
«В конечном счете уровень синтеза – это результат уровня нашего
сознания и качество нашего мышления. Поэтому, считая синтез одним из
важнейших энергетических процессов эволюции, авторы Живой Этики
ставят в качестве главной задачи эволюционного восхождения человека
формирование у него расширенного, то есть высокого сознания» (с. 86). И
еще цитата: «Человек не может быть в своем бытии отделен, обособлен от
энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по
тем же Законам, что и Космос. Сама же энергетика есть первопричина всех
процессов, происходящих в Космосе. Главной сутью самой эволюции, –
пишет Шапошникова, – является одухотворение материи, повышение ее
энергетики и последующее ее изменение и утончение. Этого можно
достигнуть с помощью такой силы, как дух. В процессе одухотворения и
утончения материи синтез – основной магистральный путь. Такие же
явления, как Культура и возникающие в ее пространстве Любовь и Красота,
которые несут в себе тонкую высоковибрационную энергетику, и, наконец,
сама психическая энергия человека являются устоями эволюции и
определяют ее качество». Планета Земля – это космическое тело. Человек,
живущий на планете Земля, есть явление космическое, и потому на него
действуют незыблемые Великие Законы Космоса. Соответственно и человек
должен их соблюдать и не нарушать, то есть жить в полной гармонии с
природой и окружающим его миром. Далее Л.В. Шапошникова называет
Великие Законы Космоса: Высшее ведет низшее в космической эволюции;
Закон Иерархии; Закон причинно-следственных связей; Закон созвучия и, в
частности, универсальный закон – Закон двойственности, когда каждое
явление имеет две стороны. Великие Законы раскрываются на примере
древнего мифа доколумбовой Америки и связаны с образом Кетцалькоатля,
созданного в удивительной поэме Х.Л. Портильо.
Следующий раздел «Философии космической реальности» посвящен
«Общине». Эта книга была привезена Рерихами во время их ЦентральноАзиатской экспедиции в 1926 г. в Москву. «Община» – одна из частей Живой
Этики. Рерихи Н.К. и Е.И. надеялись издать ее в Москве (с. 56). Она
посвящена принципам нового мироустройства и могла быть полезна
молодому государству. В ней содержался один важный аспект: четкое
предвидение горького и трагического опыта нашей страны и попытка
предупредить о тенденциях, ведущих к такому опыту. Однако руководство
страны не восприняло этих предупреждений, и поэтому история России,
сделав оборот колеса времени, повела развитие по самому сложному и
трудному пути. Все мы знаем через какие сложные и трагические испытания
пришлось пройти стране и ее народу. Авторы книги «Община» советуют:
«Основой общины должен быть труд. Труд добровольный, творческий,
свободный и приносящий радость. Качеством труда общинников
определяется уровень их сознания. Повседневностью должны стать в жизни
общинников наука и искусство. Знание и высокий уровень сознания должны
быть естественным критерием, определяющим иерархию в общине». И еще:
«Община есть вместилище всех возможностей и всех накоплений» (с. 63).
Л.В. Шапошникова в разделе «Культура и цивилизация» пишет о том,
что Н.К. и Е.И. Рерихи уделяли огромное значение высокой Культуре как
одному из устоев космической эволюции человечества. Николай Рерих
называет Культуру «Садом Прекрасным» и ставит в ней на первое место
Красоту как энергетический закон гармонии духа. «Осознание Красоты
спасет Мир». Л.В. Шапошникова, развивая мысль Н.К. Рериха, дает новое
определение Культуры в отличие от современной ее трактовки как системы
увеселений: «Культура есть самоорганизующаяся система духа» и «Культура
не может существовать без естественной связи с Высшим. Ее
самоорганизующаяся система формируется под непосредственным влиянием
контактов с мирами более высокого состояния материи, более высоких
измерений. Как писал Бердяев, в ней “даны знания и подобия иной духовной
действительности”» (с. 74–75).
Современная техногенная материальная цивилизация берет верх над
Культурой, практически губит ее, уничтожая культурное наследие
человечества, поощряет бездуховность, отрицая нравственно-этические и
моральные принципы. И в XXI веке эти негативные процессы продолжают
разрушать духовную стабильность современного человеческого сообщества.
Далее Л.В. Шапошникова пишет: «В свое время на планете Земля был
показан путь Христа – путь к Преображению и Новому человеку. Но человек
сошел с него и обернулся зверем; его сегодняшнее творчество разрушает
души, губит планету, обрекая ее на медленную смерь. Мутные волны хаоса
бушуют в нас самих и вокруг нас. <…> Начался процесс расчеловечивания
самого человека, оторванного от Высшего и сбросившего с себя груз
традиционных нравственных норм» (с. 104–107).
Автор, как историк и философ, ярко и профессионально раскрывает
пути преодоления нарушения баланса между Культурой и цивилизацией
(с. 80–82). В одном из разделов «У порога Нового Мира» автор выделяет
проблему: «Система познания философии космической реальности (Живая
Этика) ставит проблему Нового Мира и Нового человека в центр своей
концепции, рассматривая и то и другое как формообразующую
составляющую космической эволюции». Речь идет о человеке шестой расы,
человеке нового энергетического вида, сотруднике Высших сил, о Новом
грядущем человеке. Среди тех, кто вершил Духовную революцию, среди ее
поэтов, философов, музыкантов, художников уже были те, которые творили
Нового человека и прежде всего в самих себе. Жертвенно пройдя земной
путь, они оставили после себя богатейшее наследие, до сих пор еще, к
сожалению, не оцененное и не осмысленное по достоинству. Среди них
Людмила Васильевна называет: «Не ошибусь, если назову в этом ряду имена
Владимира Соловьева, Микалоюса Чюрлениса, Александра Скрябина,
Николая Рериха и его супруги Елены Рерих. Это те, на ком, собственно, и
держалась Духовная революция» (с. 99).
В завершение этого раздела Шапошникова пишет «о восьмом дне
творения», в котором человек должен сотворить себя, свою жизнь и свой мир
пройдя преображение, возжечь в себе Фаворский свет преображения, осознав
новую Красоту. Новая система познания философии реального Космоса дает
нам возможность воспользоваться достижениями, наработанными новым
космическим мышлением, осознать и применить его в жизни каждого дня
XXI века. «Расцвет страны, – утверждает Живая Этика, – всегда творится с
космическими воздействиями».
Книга Л.В. Шапошниковой «Философия космической реальности»
снабжена подробной информацией о научных трудах, библиографией
избранных трудов по космическому мышлению и рериховедению (с. 243–
251), а также материалом об авторе книги в статье П.М. Журавихина –
президента Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих (с. 215–219). С
наградами, премиями, званиями Л.В. Шапошниковой читатель может
ознакомиться на с. 235–239, с отзывами государственных и общественных
деятелей, известных деятелей науки и культуры о Л.В. Шапошниковой на
c. 225–230.
Научная работа Л.В. Шапошниковой «Философия космической
реальности» чрезвычайно актуальна и современна, ее издание на двух
международных языках, русском и английском, будет способствовать самому
широкому распространению Знания. Мысли Л.В. Шапошниковой о
космической реальности проходят через всю книгу. Ибо понятие космизма
коррелируется с эволюционными процессами, идущими как во Вселенной, на
планете Земля, так и в самом человеке и в человечестве в целом. Вселенная –
это макрокосм, человек – микрокосм, оба процесса как в человеке, так и в
Космосе тесно взаимодействуют между собой, оказывая взаимное влияние.
Потому ответственность человека велика перед всем Космосом и нашей
планетой не только за свои действия, но и в первую очередь за свои мысли,
желания и устремления. Скорость мысли, как писалось выше, превышает
скорость света и пронизывает все пространство планеты до дальних Галактик
и миров Космоса. Л.В. Шапошникова разработала на основе философии
реального Космоса – Живой Этики новую методологию познания в свете
энергетического мировоззрения.
Новое научное произведение академика Л.В. Шапошниковой
«Философия космической реальности» так же, как и все другие, ранее
увидевшие свет и признанные общественностью, научно-философские
труды, продолжающие лучшие традиции русского космизма Серебряного
века, дают понимание причин современной ситуации, открывают
возможности исследования их не только с историко-философской точки
зрения, а в широком синтезе всех направлений науки как гуманитарных, так
и естественно-технических. Оно поможет ученым, общественным и
государственным деятелям осознать сложные закономерности космической
эволюции и понять меру ответственности нынешнего времени перед
Будущим.
Базируясь на системе познания Живой Этики, научных исследованиях
А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, Тейяр де Шардена и других ученыхкосмистов, а также на философско-литературных трудах Н.К. Рериха,
Л.В. Шапошникова сформулировала авторскую концепцию философии
истории, в соответствии с которой исторический процесс носит природнокосмический характер. Осмысление и понимание протекания исторического
процесса в соответствии с ритмами энергетических структур Космоса дает
возможность правильно понять закономерности духовно-исторического
развития человечества в прошлом, осознать цели этого развития в настоящем
и оценить перспективы нашего будущего. В связи с этим научный труд
«Философия космической реальности» займет свое особо важное место в
ряду других трудов Л.В. Шапошниковой, академика РАЕН и РАКЦ имени
К.Э. Циолковского и Почетного доктора наук Кыргызско-Российского
Славянского университета, вдохновляющих молодое поколение разных стран
мира к поиску своих путей совершенствования...
на книгу Л.В. Шапошниковой
«Философия космической реальности»
Москва, 2021 г.
Академики НАН Республики Кыргызия В.И. Нифальев и В.М. Плоских
Концепция науки и культуры, которую несет в себе Живая Этика и наследие семьи Рерихов, коренным образом изменяет научные представления о законах эволюционных изменений в природе и обществе,
побуждая к поиску глубинных взаимосвязей Космоса, Планеты, Человека.
Л.В. Шапошникова и ее разносторонняя просветительская деятельность, несомненно, приближают «Новую Эру» космического миропонимания.
И сегодня увидело свет новое научное произведение
Л.В.Шапошниковой «Философия космической реальности». Вслед за провидческими научными выводами В.И. Вернадского: «Научно понять – значит установить явление в рамки научной реальности Космоса» и Н.К. Рериха: «Лучшие умы обращаются к факторам взаимодействия космических сил с судьбами земных народов» Л.В.Шапошникова обосновала свою научную концепцию космической реальности, открывая новое
направление в науке. В частности, подчеркнув: «Если диапазон действия социальной революции ограничивался земными рамками, то Духовная революция простирала свои Крылья в Космос, взаимодействуя с ним и связывая воедино земное и небесное. Она заложила основы космической переориентации важнейших форм познания, таких как философия, наука, искусство» (см.: Л.В. Шапошникова. «Философия космической реальности»,
с. 8).
И это естественно, так как Людмила Васильевна Шапошникова – выдающийся российский ученый, академик Российской академии естественных наук, академик Российской академии космонавтики имени
К.Э. Циолковского, Почетный доктор Академии наук Монголии, Почетный Кыргыз Республикасынын билим
берүү жана илим министрлиги
Россия Федерациясынын илим жана
жогорку билим берүү министрлиги
Россия Федерациясынын биринчи
Президенти Б.Н. Ельцин атындагы
Кыргыз-Россия Славян
университети жогорку кесиптик билимдин
мамлекеттик билим берүү
мекемеси
720021, Кыргыз Республикасы,
Бишкек ш., Киев көч. 44
Тел.: (+996 312) 66-25-67
Факс: (+996 312) 43-11-69
E-mail: krsu@krsu.edu.kg
Министерство образования и науки
Кыргызской Республики
Министерство науки и высшего
образования Российской Федерации
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
Кыргызско-Российский Славянский
университет имени первого Президента
Российской Федерации Б.Н. Ельцина
720021, Кыргызская Республика,
г. Бишкек, ул. Киевская, 44
Тел.: (+996 312) 66-25-67
Факс: (+996 312) 43-11-69
E-mail: krsu@krsu.edu.kg
доктор наук Кыргызско-Российского Славянского университета, Почетный доктор наук Софийского университета имени Святого Климента Охридского, всемирно известный востоковед-индолог, писатель, путешественник, философ-мыслитель, крупнейший исследователь наследия семьи Рерихов.
Она – основатель и первый вице-президент Международного Центра Рерихов, являющегося Ассоциированным членом ООН; основатель и генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, члена ИКОМ; член Всеевропейской федерации по культурному наследию «EUROPA NOSTRA»; ассоциированный член Международной Организации Национальных
Трастов. Была основателем и Президентом Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих до последних дней. Многие годы проработала профессором
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, затемпосле его реорганизации – в Институте стран Азии и Африки.
Около десяти лет в общей сложности Людмила Васильевна трудилась в Индии, исследовала ее уникальную культуру и историю, открывала дотоле
неизвестные племена Южной Индии, писала о них увлекательные книги, об их легендах, верованиях и бытовании. За научные исследования и труды по
Индии, за укрепление и развитие российско-индийских культурных связей, за упрочение дружбы и сотрудничества между СССР и Индией
Л.В. Шапошникова в числе первых была награждена в 1967 году и признана Лауреатом Международной Премии имени Джавахарлала Неру.
Однако главным делом своей жизни Людмила Васильевна считала сохранение, исследование и популяризацию научно-философского, художественного и культурного наследия семьи Рерихов. Благодаря ее
непрерывным преодолениям всяческих препятствий в Россию возвратилась значительная часть научного, художественного наследия и мемориальный
фонд Н.К. и Е.И. Рерихов. Наследие было передано в страну целенаправленно для создания общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве. Дарителем был младший сын Рерихов, Почетный гражданин Индии, известный художник и общественный деятель Святослав
Николаевич Рерих. По Завещанию С.Н. Рерих в 1990 году передал России наследие родителей через Людмилу Васильевну Шапошникову, своего Доверенного лица, многолетнего друга и сотрудника. Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха создан в соответствии с концепцией С.Н. Рериха и располагался в Усадьбе
Лопухиных, памятнике архитектуры XVII–XIX веков в Москве недалеко от Красной площади. За четверть века Центр стал крупнейшим общественным Музеем и Научным Центром по наследию семьи Рерихов, завоевавшим не только российскую, но и международную признательность. Об этом ярко свидетельствуют многочисленные награды, звания, премии России, Индии,
Кыргызской Республики, Монголии, Болгарии и др. стран, а также от международной организации ЮНЕСКО, EVROPA NOSTRA (с. 235).
Из вышедшей в свет книги Л.В. Шапошниковой читатель узнает более подробно о библиографии научных монографий, трудов, статей автора. Она значительно представлена как приложение к основному труду (с. 243).
Научная монография Л.В. Шапошниковой «Философия космической реальности» впервые вышла в свет отдельным изданием на двух языках: русском и английском. Издание этого академического труда осуществлено Международным Центром Рерихов под эгидой Российской академии естественных наук. В нем анализируется и раскрывается суть наиважнейших
исторических и современных процессов, происходящих на Земле; осмысливаются главные закономерности нового эволюционного витка космической эволюции планеты и человечества в свете энергетического мировоззрения и космического мышления.
В этом академическом научном труде используется новый
методологический подход, в котором поднимаются и осмысливаются важнейшие вопросы космизма Серебряного века XIX–ХХ века в философии, науке и искусстве, музыке и поэзии, в синтезе научного и метанаучного познания новой картины мира и мироустройства. А также рассматриваются проблемы Культуры как явления космического характера, в котором
духовно-этические вопросы, культура мышления и общественных взаимоотношений сотрудничества играют важнейшую роль и выступают приоритетными для продвижения человечества в космической эволюции
планеты Земля и в целом всего человеческого сообщества землян.
Можно с уверенностью сказать, что научный труд «Философия космической реальности» Л.В. Шапошниковой открывает и создает новое направление в науке – философию реального Космоса, космического
мышления в свете энергетического мировоззрения Новой Эпохи. Кроме того, в монографии, а также в своих многочисленных трудах Л.В. Шапошникова сформулировала авторскую концепцию философии истории, в которой исторический процесс носит природно-космический характер в соответствии с ритмами энергетических структур Космоса, что представляется особенно важным в период переустройства планеты и вхождения ее в Новую Эпоху – Эпоху Водолея. Как известно, Новая Эпоха наступила c началом Третьего
Тысячелетия, о приближении которой известно из древнейших источников мировой культуры и современных новейших научных открытий.
Научный труд Л.В. Шапошниковой «Философия космическойреальности» уже в самом названии несет заглавную тему. Книга состоит из семи разделов и заключения. Полагаем, их следует перечислить, так как сами названия разделов являются ключевым и смысловым факторами:
– Сложное пространство познания ХХ века.
– Особенности общей методологии системы познания Живой Этики.
– Исторический процесс как космическое явление.
– Община.
– Культура и цивилизация.
– Синтез – магистральное направление космической эволюции человечества.
– У порога Нового Мира.
Соблюдая принцип историзма, во введении Людмила Васильевна сразу подчеркивает историческое значение конца XIX и начала XX века, его особенности и пути развития в России и мире, т.е. анализирует процесс во
времени и пространстве. «В конце XIX – начале ХХ века началась Духовная
революция в России, ознаменовавшая наступление Серебряного века в ее культуре и философской мысли, – пишет Л.В. Шапошникова. – Серебряный век принес с собой ослепительные вспышки расцвета искусства, литературы, философии, а также зарождение новой научной мысли. К сожалению, в трудах по истории России и ее культуре Духовная революция, так много давшая России и в целом, не удостоилась упоминания. Причиной этому послужили различные исторические обстоятельства, сложившиеся в России к началу ХХ века. Главное из них состояло в том, что Духовная революция
совпала в определенной степени с революцией социальной, произошедшей в 1917 году и получившей название Октябрьской. И тогда началось то великое
противостояние двух революций, которое привело сначала к замедлению, а затем и вовсе к затуханию Духовной революции. Однако последняя, в основе которой лежала энергетика духа и культуры человека, не могла полностью исчезнуть с исторической арены страны и, несомненно, несла в себе
потенциал возрождения» (с. 7).
Действительно, история ХХ века и начало третьего тысячелетия,
передовая научная мысль подтверждают вышесказанное. Более того, сейчас
современные вызовы, проблемы и связанные с ними насущные вопросы
исторического периода космической эволюции, а также пути выхода на более
высокий уровень осознания как никогда актуальны и в России, и во всем
мире.
Мы отмечаем, что данные исторические события стали ключевой
исходной, можно сказать, причинной точкой, от которой зависело будущее
не только России, но и мира. Развивая мысли о Духовной революции и ее
особенностях, Людмила Васильевна пишет: «В отличие от социальной
революции, Духовная обусловлена и связана с духовно-энергетическими
процессами, происходящими внутри самого человека».
Следовательно, Человек тесно связан с процессами, происходящими
как на планете, так и в Космосе. Стало быть, он ответственен как за
настоящее, так и за Будущее, которое мы мысленно формируем каждое
мгновение.
В разделе «Сложное пространство познания ХХ века»
Л.В. Шапошникова раскрывает содержание сложившихся к началу ХХ века в
гносеологии двух направлений – научного и вненаучного. В научном, или
эмпирическом, способе познания эксперимент являлся главным
инструментом познания. Так называемый вненаучный способ познания имел
дело с энергетикой внутреннего мира человека и его способностями,
возникавшими на основе творчества этой энергетики. В глубокой древности
источником первичного познания являлись мифы народов мира и
мифологическое мышление, или сознание, которое и дало в разных областях
человеческой деятельности зачатки науки, философии, искусства, этики,
религии, истории. Эти различного рода знания не разделялись ни
человеческими предрассудками, ни противоположными мировоззрениями,
ни разного рода творчеством. «Со временем, – пишет Л.В. Шапошникова, –
не только способ познания, но и сама философия разделилась на
материалистическую и идеалистическую».
Примеры открытий, приведенные в книге, коренным образом меняют
наши представления о пространстве и времени. Здесь знаменитые ученые,
мыслящие научно, оригинально и свободно, такие как Н.И. Лобачевский,
разработавший теорию неэвклидовой геометрии, касающейся проблемы
пространства, в котором и заключены основные тайны мироздания; Альберт
Эйнштейн, вплотную подошедший к гипотезе о скорости света,
ограниченной 300 000 километрами в секунду, что подтверждает
существование сверхсветового пространства; В.И. Вернадский, открывший
сферу высшего разума, которую он определил и назвал НООСФЕРА.
Калужский ученый, гениальный К.Э. Циолковский писал об одухотворенном
Космосе и о разумных силах в нем, о необоримой Воле Вселенной, об
иерархии высокоразвитых существ Космоса. «Воля человека, – утверждал он,
– и всяких других существ – высших и низших – есть только проявление
воли Вселенной. Голос человека, его мысли, открытия, понятия, истины и
заблуждения – есть только голос Вселенной».
А.Л. Чижевский утверждает взаимодействие человека и Вселенной, их
взаимовлияние и взаимозависимость, ритмы колебания солнечной
активности и их влияние на человеческий организм и на активность
человеческого сообщества, а также на ход исторического процесса. Его
исследования ломали границы между естественными и гуманитарными
науками. Космическая эволюция востребовала таких мыслителей и ученых,
которые обладали способностью к синтезу и опережали на столетия свое
время. «Синтез есть магистральное направление космической эволюции
человечества», – определяет Л.В. Шапошникова в одноименном разделе.
Выдающийся ученый, уникальный философ и священнослужитель
П.В. Флоренский в книге «Мнимости геометрии» обосновывает
существование в системе пространственных представлений не только
двухмерных, но и мнимых образов.
Известный современный ученый доктор философских наук
К.А. Кедров подтверждает: «…мы пребываем здесь на земле в пределах
скорости света, а мысленно проникаем во все измерения мироздания,
свернулось в клубок наше земное время, вмещая прошлое, будущее и
настоящее. Это есть реальная вечность». И еще он пишет: «Флоренский
считает, что скорость света 300 000 километров в сек. не предел, а только
граница между миром земным и миром небесным». Научные открытия
названных ученых замалчивались.
К этой когорте «выдающихся ученых, мыслителей, философов,
обладавших синтезом познания и космическим мировоззрением,
принадлежит Н.К. Рерих, которого многие годы знали только как художника
и не подозревали, что он и его жена Е.И. Рерих имели самое
непосредственное отношение к новой системе познания, которая содержала в
себе идеи, в свое время высказанные Вернадским», – отмечает
Л.В. Шапошникова. Но ни Вернадский, ни те, кто стоял рядом с ним, ни
другие выдающиеся ученые, провозвестники космического мироощущения,
об этом не знали. Всевозможные запреты и замалчивания происходили как в
области культуры духовного наследия Серебряного века, так и в науке.
Л.В. Шапошникова констатирует именно из-за этого: «Минимум на целый
век было задержано развитие новой системы познания» (с. 27).
Л.В. Шапошникова замечает, что «сближение научного и вненаучного
методов стало существенным шагом в познании Мироздания, без которого
было бы невозможно дальнейшее развитие науки и самой новой системы
познания». В 20–30-х годах прошлого столетия вышла серия философских
книг, в которых освещались проблемы космической эволюции и к которым
были причастны Н.К. и Е.И. Рерихи. Книги имели не совсем обычные
названия: «Зов», «Озарение», «Община», «Агни Йога», «Беспредельность»,
«Иерархия», «Сердце», «Аум», «Мир Огненный», «Братство». Эти научнофилософские книги имели общее название – Живая Этика. В них
повествовалось о космической эволюции человечества, ее особенностях,
причинах и роли человека в ее сложнейших эволюционных процессах. Книги
производят необычное впечатление своей смелостью и новыми подходами к
проблемам познания. «Живая Этика стала завершающим этапом в
формировании нового космического мироощущения, возникшего в ходе
Духовной революции в России. Ее связь с новой философской и научной
мыслью очевидна и несомненна». Людмила Васильевна отмечает:
«В конечном счете уровень синтеза – это результат уровня нашего
сознания и качество нашего мышления. Поэтому, считая синтез одним из
важнейших энергетических процессов эволюции, авторы Живой Этики
ставят в качестве главной задачи эволюционного восхождения человека
формирование у него расширенного, то есть высокого сознания» (с. 86). И
еще цитата: «Человек не может быть в своем бытии отделен, обособлен от
энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по
тем же Законам, что и Космос. Сама же энергетика есть первопричина всех
процессов, происходящих в Космосе. Главной сутью самой эволюции, –
пишет Шапошникова, – является одухотворение материи, повышение ее
энергетики и последующее ее изменение и утончение. Этого можно
достигнуть с помощью такой силы, как дух. В процессе одухотворения и
утончения материи синтез – основной магистральный путь. Такие же
явления, как Культура и возникающие в ее пространстве Любовь и Красота,
которые несут в себе тонкую высоковибрационную энергетику, и, наконец,
сама психическая энергия человека являются устоями эволюции и
определяют ее качество». Планета Земля – это космическое тело. Человек,
живущий на планете Земля, есть явление космическое, и потому на него
действуют незыблемые Великие Законы Космоса. Соответственно и человек
должен их соблюдать и не нарушать, то есть жить в полной гармонии с
природой и окружающим его миром. Далее Л.В. Шапошникова называет
Великие Законы Космоса: Высшее ведет низшее в космической эволюции;
Закон Иерархии; Закон причинно-следственных связей; Закон созвучия и, в
частности, универсальный закон – Закон двойственности, когда каждое
явление имеет две стороны. Великие Законы раскрываются на примере
древнего мифа доколумбовой Америки и связаны с образом Кетцалькоатля,
созданного в удивительной поэме Х.Л. Портильо.
Следующий раздел «Философии космической реальности» посвящен
«Общине». Эта книга была привезена Рерихами во время их ЦентральноАзиатской экспедиции в 1926 г. в Москву. «Община» – одна из частей Живой
Этики. Рерихи Н.К. и Е.И. надеялись издать ее в Москве (с. 56). Она
посвящена принципам нового мироустройства и могла быть полезна
молодому государству. В ней содержался один важный аспект: четкое
предвидение горького и трагического опыта нашей страны и попытка
предупредить о тенденциях, ведущих к такому опыту. Однако руководство
страны не восприняло этих предупреждений, и поэтому история России,
сделав оборот колеса времени, повела развитие по самому сложному и
трудному пути. Все мы знаем через какие сложные и трагические испытания
пришлось пройти стране и ее народу. Авторы книги «Община» советуют:
«Основой общины должен быть труд. Труд добровольный, творческий,
свободный и приносящий радость. Качеством труда общинников
определяется уровень их сознания. Повседневностью должны стать в жизни
общинников наука и искусство. Знание и высокий уровень сознания должны
быть естественным критерием, определяющим иерархию в общине». И еще:
«Община есть вместилище всех возможностей и всех накоплений» (с. 63).
Л.В. Шапошникова в разделе «Культура и цивилизация» пишет о том,
что Н.К. и Е.И. Рерихи уделяли огромное значение высокой Культуре как
одному из устоев космической эволюции человечества. Николай Рерих
называет Культуру «Садом Прекрасным» и ставит в ней на первое место
Красоту как энергетический закон гармонии духа. «Осознание Красоты
спасет Мир». Л.В. Шапошникова, развивая мысль Н.К. Рериха, дает новое
определение Культуры в отличие от современной ее трактовки как системы
увеселений: «Культура есть самоорганизующаяся система духа» и «Культура
не может существовать без естественной связи с Высшим. Ее
самоорганизующаяся система формируется под непосредственным влиянием
контактов с мирами более высокого состояния материи, более высоких
измерений. Как писал Бердяев, в ней “даны знания и подобия иной духовной
действительности”» (с. 74–75).
Современная техногенная материальная цивилизация берет верх над
Культурой, практически губит ее, уничтожая культурное наследие
человечества, поощряет бездуховность, отрицая нравственно-этические и
моральные принципы. И в XXI веке эти негативные процессы продолжают
разрушать духовную стабильность современного человеческого сообщества.
Далее Л.В. Шапошникова пишет: «В свое время на планете Земля был
показан путь Христа – путь к Преображению и Новому человеку. Но человек
сошел с него и обернулся зверем; его сегодняшнее творчество разрушает
души, губит планету, обрекая ее на медленную смерь. Мутные волны хаоса
бушуют в нас самих и вокруг нас. <…> Начался процесс расчеловечивания
самого человека, оторванного от Высшего и сбросившего с себя груз
традиционных нравственных норм» (с. 104–107).
Автор, как историк и философ, ярко и профессионально раскрывает
пути преодоления нарушения баланса между Культурой и цивилизацией
(с. 80–82). В одном из разделов «У порога Нового Мира» автор выделяет
проблему: «Система познания философии космической реальности (Живая
Этика) ставит проблему Нового Мира и Нового человека в центр своей
концепции, рассматривая и то и другое как формообразующую
составляющую космической эволюции». Речь идет о человеке шестой расы,
человеке нового энергетического вида, сотруднике Высших сил, о Новом
грядущем человеке. Среди тех, кто вершил Духовную революцию, среди ее
поэтов, философов, музыкантов, художников уже были те, которые творили
Нового человека и прежде всего в самих себе. Жертвенно пройдя земной
путь, они оставили после себя богатейшее наследие, до сих пор еще, к
сожалению, не оцененное и не осмысленное по достоинству. Среди них
Людмила Васильевна называет: «Не ошибусь, если назову в этом ряду имена
Владимира Соловьева, Микалоюса Чюрлениса, Александра Скрябина,
Николая Рериха и его супруги Елены Рерих. Это те, на ком, собственно, и
держалась Духовная революция» (с. 99).
В завершение этого раздела Шапошникова пишет «о восьмом дне
творения», в котором человек должен сотворить себя, свою жизнь и свой мир
пройдя преображение, возжечь в себе Фаворский свет преображения, осознав
новую Красоту. Новая система познания философии реального Космоса дает
нам возможность воспользоваться достижениями, наработанными новым
космическим мышлением, осознать и применить его в жизни каждого дня
XXI века. «Расцвет страны, – утверждает Живая Этика, – всегда творится с
космическими воздействиями».
Книга Л.В. Шапошниковой «Философия космической реальности»
снабжена подробной информацией о научных трудах, библиографией
избранных трудов по космическому мышлению и рериховедению (с. 243–
251), а также материалом об авторе книги в статье П.М. Журавихина –
президента Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих (с. 215–219). С
наградами, премиями, званиями Л.В. Шапошниковой читатель может
ознакомиться на с. 235–239, с отзывами государственных и общественных
деятелей, известных деятелей науки и культуры о Л.В. Шапошниковой на
c. 225–230.
Научная работа Л.В. Шапошниковой «Философия космической
реальности» чрезвычайно актуальна и современна, ее издание на двух
международных языках, русском и английском, будет способствовать самому
широкому распространению Знания. Мысли Л.В. Шапошниковой о
космической реальности проходят через всю книгу. Ибо понятие космизма
коррелируется с эволюционными процессами, идущими как во Вселенной, на
планете Земля, так и в самом человеке и в человечестве в целом. Вселенная –
это макрокосм, человек – микрокосм, оба процесса как в человеке, так и в
Космосе тесно взаимодействуют между собой, оказывая взаимное влияние.
Потому ответственность человека велика перед всем Космосом и нашей
планетой не только за свои действия, но и в первую очередь за свои мысли,
желания и устремления. Скорость мысли, как писалось выше, превышает
скорость света и пронизывает все пространство планеты до дальних Галактик
и миров Космоса. Л.В. Шапошникова разработала на основе философии
реального Космоса – Живой Этики новую методологию познания в свете
энергетического мировоззрения.
Новое научное произведение академика Л.В. Шапошниковой
«Философия космической реальности» так же, как и все другие, ранее
увидевшие свет и признанные общественностью, научно-философские
труды, продолжающие лучшие традиции русского космизма Серебряного
века, дают понимание причин современной ситуации, открывают
возможности исследования их не только с историко-философской точки
зрения, а в широком синтезе всех направлений науки как гуманитарных, так
и естественно-технических. Оно поможет ученым, общественным и
государственным деятелям осознать сложные закономерности космической
эволюции и понять меру ответственности нынешнего времени перед
Будущим.
Базируясь на системе познания Живой Этики, научных исследованиях
А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, Тейяр де Шардена и других ученыхкосмистов, а также на философско-литературных трудах Н.К. Рериха,
Л.В. Шапошникова сформулировала авторскую концепцию философии
истории, в соответствии с которой исторический процесс носит природнокосмический характер. Осмысление и понимание протекания исторического
процесса в соответствии с ритмами энергетических структур Космоса дает
возможность правильно понять закономерности духовно-исторического
развития человечества в прошлом, осознать цели этого развития в настоящем
и оценить перспективы нашего будущего. В связи с этим научный труд
«Философия космической реальности» займет свое особо важное место в
ряду других трудов Л.В. Шапошниковой, академика РАЕН и РАКЦ имени
К.Э. Циолковского и Почетного доктора наук Кыргызско-Российского
Славянского университета, вдохновляющих молодое поколение разных стран
мира к поиску своих путей совершенствования...