Нучные исследования в области гуманной педагогики

Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Нучные исследования в области гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Черноземова Е.Н. Идеи космизма в традиционной школе. Внутренние резервы образовательных программ.
http://lib.roerich-museum.ru/node/1016

Молчанова К.А. Развитие духовности – путь в надземное сознание.
http://lib.roerich-museum.ru/node/1018

Пшеничнер Б.Г. Проект «Здравствуй, Галактика!» как основа космического образования детей.
http://lib.roerich-museum.ru/node/1019

Феодулова И.А. На пути к воспитанию космического сознания ребенка.
http://lib.roerich-museum.ru/node/1020

Александрова В.Г. Аспекты духовности образования.
http://lib.roerich-museum.ru/node/1021

Ниорадзе В.Г. Духовный аспект Слова в воспитании школьников.
http://lib.roerich-museum.ru/node/1022
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Нучные исследования в области гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Амонашвили Ш.А. Идеи космизма в педагогическом сознании.
Знания имеют два источника. Один источник – это реальный мир, который поддается познанию через опыт. Но другим источником, не менее важным, является вера. Она порождает знания духовные и влияет на жизнь людей не менее сильно. Знания эти не подвергаются испытаниям, но истинность их открывается человеку через духовность.
Так интересно, а я вот в таком контексте даже и не думала - именно о двух источниках знания. А ведь на самом деле - то, во что мы начинаем верить может даже сильнее изменить взгляды на жизнь, окружающий мир, чем знания, полученные опытным путем.
Материалистические знания в педагогике называются реальными знаниями. Вот что пишет известный мыслитель В.В. Розанов по поводу значения этих знаний в становлении личности подрастающего человека:
«Образование реальное не воспитательно; будучи даваемо с отроческих лет и до поры возмужалости, оно, конечно, неизмеримо увеличивает количество содержащегося в душе, но замечательно, что оно почти не изменяет при этом самой души, не утончает ее требований, не возвышает ее стремлений, не делает ее более чуткой или отзывчивой при восприятии».
И вот как эта мысль дополняется мыслью Альберта Эйнштейна:
«Настоящая проблема лежит в сердце и мыслях человека. Это не относящаяся к физике проблема, но этическая, нравственная. Проще изменить состав плутония, чем изгнать злого духа из человека. Что нас пугает – это не сила атомной бомбы, но сила злости человеческого сердца, его собственная сила взрыва на злые поступки».
По этому поводу сразу подумалось, что эти два источника - внешний мир и мир внутренний. Что такое вера - это знание сердца. Мы верим в то, на что отзывается наше сердце. Если оно не звучит на ту или иную идею (Учение), знаниям которого нет подтверждения в опыте, то и верить в эту идею мы не будем.
Интересно - а можно ли прийти к вере логическим путем, а не через сердце? Например, ученый, изучающий физическое строение мира, доходит до порога познания, за которым опытное познание становится невозможным. Или он находит такие явления, которые невозможно объяснить, исходя из законов физического мира. Как, например, Бехтерева, кажется, если я не ошибаюсь, говорила, что изучение возможностей человеческого мозга привело ее к вере в Бога.
Что вы об этом думаете?

А вообще - уже с зимы думаю о том, что надо бы именно в высшей школе - там, где готовят педагогические кадры - вводить хотя бы для начала спецкурс по гуманной педагогике. Это же абсолютно другое восприятие реальности, педагогического процесса... И как это необходимо на современном этапе!
Марник
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 25 май 2010, 20:06

Re: Нучные исследования в области гуманной педагогики

Сообщение Марник »

Да, эти две цитаты должны лежать на столе каждого педагога. А вот насчет курса гуманной педагогики, идея хорошая. Но есть два "но". Во-первых, как вместить идеи гуманной педагогики в лекционный курс, ведь это не просто система знаний, это вера +любовь+глубокое уважение к ребенку-Человеку+внутреннее чутье на приемы,формы общения и т. д. И+знание основ Живой Этики. Я была на семинаре директоров школ, где участница Международных педагогических Чтений рассказывала о них. Директора сзади шептались:ну и что нового она сказала? Ведь действительно, нового нет. Внешне, на словах. Другое дело, когда педагог послушает Шалву Александровича, "поварится" на секциях и в кулуарах, там уже само наступает прозрение. Вот человек почувствовал, что такое гуманная педагогика.
Отсюда и возникает второе "но". Кто сможет, кроме Мастера Ш.А.Амонашвили, рассказать?
Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

Re: Нучные исследования в области гуманной педагогики

Сообщение Juri »

Кто сможет, кроме Мастера Ш.А.Амонашвили, рассказать?

"Но нужно еще понять - как, именно как любить детей и каждого Ребенка, чтобы любовь стала самой действенной и доброй силой воспитания. Сколько нас - учителей и воспитателей на Земле, столько же ответов мы можем получить на этот вопрос-как. Если каждый из нас тысячу раз возвращался бы к осмыслению качества своей любви к детям, я полагаю, мы бы постигли мудрость педагогической любви. Наверное, это и стало бы для нас самым высшим профессиональным достижением".

Из Книги Ш.А.Амонашвили "Как любить детей".

Источник: http://shield-of-culture.org/viewtopic.php?f=8&t=135
Марник
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 25 май 2010, 20:06

Re: Нучные исследования в области гуманной педагогики

Сообщение Марник »

Вот как раз этому будут посвящены следующие Международные педагогические чтения в Москве. Они так и называются "Как любить детей". Думается, что вряд ли педагоги найдут однозначный ответ, тут я с Юрием согласна: каждый найдет свой ответ. Но главное, что педагоги задумаются над этим вопросом. Ведь знаю, что этот вопрос и не встает, принимается аксиомой, что каждый, кто работает в школе, любит детей. Но это далеко не так, потому что, во-первых, нет уважения к ребенку, какая же здесь любовь! А нет уважения, потому что на первом месте мнение учителя: этот хороший, т.к. учится хорошо, этот хороший, так как ведет себя хорошо и т.д. Большинство учителей неверующие, не знающие и не интересующиеся хоть какими-то филосфскими вопросами. А без этого учитель ограничен в педагогической деятельности, он становится просто учителем-предметником. Кто-то подумает, что я плохо отношусь к учителям. Нет, я работаю с ними рядом, и большинство - люди неплохие. Но мы говорим о более глубоком, о более важном: о гуманной педагогике.
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: Нучные исследования в области гуманной педагогики

Сообщение Любовь »

Думаю, что многие, кто даже пытаются взять в своей практике "методики" гуманной педагогики, бывают очень далеки от истинного ее понимания. Само по себе хорошо такое стремление к поискам чего-то нового среди учителей, но без внутренней утонченности и понимания Живой Этики они ("методики") не работают. Получается не гуманная педагогика, а ее профанация.
Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

Re: Нучные исследования в области гуманной педагогики

Сообщение Juri »

без внутренней утонченности и понимания Живой Этики они ("методики") не работают. Получается не гуманная педагогика, а ее профанация.
Совершенно верно Любовь!

Есть такое определение у П.А.Флоренского "культура - это деятельность по организации пространства". В данном случае пространства души, духа.

Пока это пространство в достаточной степени не организовано до определенной стадии осознания первичности духа (сердца), но не мозга (интеллекта) - равновесия сердца и интеллекта, до тех пор будут будут всякого рода умствования и интеллектуальные игры с помощью "методик".
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Нучные исследования в области гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Марник писал(а):Да, эти две цитаты должны лежать на столе каждого педагога. А вот насчет курса гуманной педагогики, идея хорошая. Но есть два "но". Во-первых, как вместить идеи гуманной педагогики в лекционный курс, ведь это не просто система знаний, это вера +любовь+глубокое уважение к ребенку-Человеку+внутреннее чутье на приемы,формы общения и т. д. И+знание основ Живой Этики.
...Отсюда и возникает второе "но". Кто сможет, кроме Мастера Ш.А.Амонашвили, рассказать?
Позвольте с Вами не согласиться в этом вопросе. Конечно, никто из нас не сможет рассказать так, как Шалва Александрович и не сможет "вложить" в сознание студентов осознание основ Живой Этики. Но, на мой взгляд - это не повод для того, чтобы даже не пытаться донести до студентов основы гуманной педагогики, чтобы они хотя бы знали о том, что есть такая альтернатива существующей системе преподавания.
Какой вред Вы в этом видите? Ведь если хотя бы часть заинтересуется идеями гуманной педагогики, это же будет замечательно.
Знаете, говорить, что не надо вводить такой курс, или что не надо рассказывать о гуманной педагогике, мне кажется, то же самое, что говорить, что нельзя рассказывать о Рерихах и Живой Этике...
Конечно, главное - это личный пример. Но, по моему убеждению, и знания *о том же, например, что гуманная педагогика - это не просто педагогика, а вера+любовь+глубокое уважение к ребенку-Человеку и т.д.* никогда не бывают лишними.
Конечно, тут есть очень тонкая грань относительно того, что лучше "недосказать", чем "пересказать". Но это можно отнести и к любому другому предмету, ведь речь о Высшем может зайти и на любой другой лекции...
lora
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:03

Re: Нучные исследования в области гуманной педагогики

Сообщение lora »

Екатерина :
«…. надо бы именно в высшей школе - там, где готовят педагогические кадры - вводить хотя бы для начала спецкурс по гуманной педагогике. Это же абсолютно другое восприятие реальности, педагогического процесса... И как это необходимо на современном этапе!»
Марник :
«…Большинство учителей неверующие, не знающие и не интересующиеся хоть какими-то философскими вопросами. А без этого учитель ограничен в педагогической деятельности, он становится просто учителем-предметником…»
Любовь:
«….без внутренней утонченности и понимания Живой Этики они ("методики") не работают. Получается не гуманная педагогика, а ее профанация».
Juri:
«…..культура - это деятельность по организации пространства". В данном случае пространства души, духа….»
Конечно же, очень многое зависит от самого педагога-гуманиста. Насколько он владеет новым мировоззрением, ведь именно с позиций ЖЭ рассматривается гуманное воспитание. Нужны новые кадры учителей, с расширенным сознанием, понимающие ЖЭ и владеющие методиками гуманной педагогики. Педагог должен постоянно стремиться к самосовершенствованию и нести это стремление своим ученикам.
Цитата С. Н. Рерих в книге « Искусство и жизнь» как нельзя лучше подходит и к педагогике и непосредственно к учителям:

«Всеобщая проблема состоит в том, чтобы определить свое собственное понимание и отношение к Божественному. Самая важная наша позиция – это стремление к высокой, возвышенной цели. Эта цель должна быть для каждого личной, индивидуальной, но если у нас не будет этой путеводной нити устремления, наше внутреннее «я» увянет, или деградирует….
….Наша внешняя цивилизация…. уводит человека от самого себя, за пределы самого себя, и суть человека не становится лучше.… Почему так важно искусство? Почему столь необходимы гуманитарные предметы? Потому, что они имеют дело c культурой внутреннего человека, и, создавая красоту, художник не может не возвысится сам, так как любой поиск совершенства в нашем творческом выражении непременно оказывает глубокое влияние на наше внутреннее «я», на нашу личность. Мы становимся тем, о чем мы думаем, а думая о Прекрасном, мы возвышаем себя до более высокого состояния».


И можно продолжить…. « этим воспитываем других». А вместо «художник», читай - «педагог».
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Нучные исследования в области гуманной педагогики

Сообщение Екатерина »

Мне хотелось бы привести некоторые мысли о педагогике и воспитании выдающегося представителя гуманистической педагогики российского зарубежья Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950)
Как теоретика педагогики меня привлекала задача показать, что даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам, и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоположностей... самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизненное значение ... пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923, с. 8
Проблему мировоззрения Гессен считал одной из стержневых для теории и практики педагогики.
Без мировоззрения как жизненного отношения субъекта к мировому целому, отношения, включающего в себя наряду с представлением о мире и оценку его с точки зрения ценностей, а значит и некий жизненный идеал, без такого мировоззрения нет самосознания, а стало быть нет и бытия человека как личности.
Гессен С.И. Мировоззрение и образования // Педагогика российского зарубежья. - М., 1995, с. 104
Гессен убежден, что учитель просто обязан иметь свою мировоззренческую позицию. Он не может быть безразличным, иначе у него не будет авторитета. Учитель не имеет права входить в класс, не имея мировоззрения, своего взгляда на жизнь, устройство мира. Но он также обязан быть терпимым к другим точкам зрения.
Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в человека культурного... Если проблема образования есть проблема культуры, то, очевидно, отрицание культуры, связанное с отрицанием истории, ведет и к отрицанию образования.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923, с. 33
Воспитание - творческий процесс, который не может быть механизирован. Каждый воспитатель и преподаватель вырабатывает свой собственный метод, который изменяется в новой конкретной ситуации и по отношению к данному конкретному ребенку.
Педагогика не рецептура ремесла, а наука о воспитании как творческом процессе, в котором и наставник, и воспитанник не повторяют раз и навсегда данный лучший образец, а действуют как неповторимые и творческие личности. Педагогика описывает стадии этого процесса, цели и задачи, выдвинутые перед ребенком в процессе его роста.
Цит. по: Гессен. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004, с. 9
Ответить

Вернуться в «Гуманная педагогика»