Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Из архива - фотографии с проведенной встречи посвященной 115 летию Юрия Николаевича Рериха. Даугавпилс. 13.01.2018
Вложения
DSCF1931_.JPG
DSCF1928_.JPG
Пригласит ЮНРерих 115л__.jpg
DSCF1923 2 ____.jpg
DSCF1915_.JPG
DSCF1911_2___.jpg
DSCF1906 3 ___.jpg
Последний раз редактировалось dvinsk 19 апр 2023, 23:45, всего редактировалось 4 раза.
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Двинская группа довоенного Латвийского Общества Рерихов
Пояснение Татьяны Горевой от 06.04.2017

Эта информация в более широком формате имеется в статье по ссылке
http://www.newepoch.ru/topics/27/dvinsk ... C7daBUvu0A
Вложения
Двинская группа общ Рериха Даугавпилс 1930_е.jpg
Последний раз редактировалось dvinsk 15 апр 2023, 18:02, всего редактировалось 5 раз.
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

ЖИВОЕ РУССКОЕ СЛОВО.
24.10.2022
Автор статьи и фото: Людмила Вессель (Lsm.lv в Даугавпилсе)

В Центре русской культуры 22 октября 2022 года говорили о литературоведе и поэте Владимире Мирском (Одесса, 21 декабря 1920 — Рига, 19 сентября 1998). Мероприятие организовала Даугавпилсская группа Латвийского отделения Международного центра Рерихов.
На мероприятии была презентована книга В. Мирского «Чаша бытия», прозвучали его поэтические произведения, а также воспоминания близких людей.
Рериховские организации существовали в Латвии в годы Первой республики, в том числе и в Даугавпилсе. Латвийское отделение возродилось в 1995 году, а в 1996-м музыкальный педагог Регина Никипелова официально восстановила деятельность рериховской группы в Даугавпилсе.
В Даугавпилсе проводили встречи, выставки. В 2000 году участвовали в организации семинара для учителей, который проводил Шалва Амонашвили — создатель Гуманной педагогики. В Даугавпилсе организовывали выставку репродукций картин литовского художника Чюрлёниса, проводили встречу с директором Мемориального Дома Чюрлёниса в Вильнюсе Стасисом Урбонасом. К столетию Латвии проводили конкурс детских рисунков и эссе «Лучики света», его итоги обобщили в брошюре. В ноябре 2019 года проводили выставку во Дворце культуры «Пакт Рериха — мир через культуру». Важнейший документ — Пакт Рериха, не теряет актуальности.
Разговор о Владимире Владимировиче Мирском планировался ранее — в 2020 году исполнилось 100 лет со дня его рождения, и вышла в свет книга стихов и переводов «Чаша бытия», подготовленная друзьями и учениками.
Мирский родился в Одессе, но с девяти лет жил в Риге. Детство было трудным, спасала любовь к чтению, и уже гимназистом Владимир знал, что займется русской филологией. Закончил педагогический институт в Латвии, аспирантуру в Москве, преподавал в школах. С 1964 по 1992 год — преподаватель Латвийского университета, специалист по фольклору (в 1966-м защитил кандидатскую диссертацию), древнерусской литературе и русской литературе XVIII-XIX веков, автор учебных пособий и научных статей. Всю жизнь Мирский писал стихи — классические по форме и духовные по содержанию, переводил латышских поэтов. Последние годы преподавал древнерусскую литературу в Рижской духовной семинарии.
В Центре русской культуры прозвучали поэтические произведения Мирского, воспоминания близких людей и вдовы — из-за преклонного возраста Ирина Мирская приехать в Даугавпилс не смогла.
https://rus.lsm.lv/statja/kultura/kultu ... 8tqUM93RhU

***
Пришло письмо:
Дорогие друзья, Ирена, Елена и Сергей!
Поздравляем Вас с прекрасным трудом во имя Культуры!
Я имела счастье быть студенткой В.В. Мирского и слушать
его поэтические лекции о древней Руси... Он с восторгом
и упоением влюблял нас в героический образ той далёкой Руси,
которая и сейчас стучится в наше сердце особенно чувствительно!..
Это мой Учитель. И Майя училась у него. А Лена собрала книгу о нем...
И мы все связаны. Душевное Вам спасибо за дар памяти этому
удивительному одухотворённому и бескорыстному служителю ВЫСШЕМУ!
С уважением.
М.Р.Озолиня
Вложения
IMG_7231_maza.jpg
IMG_7203_MAZA.jpg
RUS 03.jpg
20221022 Вечер Посвящ ВВ Мирскому.jpg
Последний раз редактировалось dvinsk 14 сен 2023, 22:16, всего редактировалось 4 раза.
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

В Центре русской культуры Даугавпилса, при содействии Даугавпилсской группы Латвийского отделения Международного Центра Рерихов, 17 июня 2023 г. прошла музыкальная презентация сборника стихов поэта и композитора Евгении ДЫНКО. Название сборника "Листая календарь души ...".
Звучали хорошие стихи и лиричная музыка.
Евгения Дынко раскрывала тайны появления своих стихотворений и отдельных строк.
На встрече в исполнении Елены Виткевич и Валерия Ермаченко прозвучали песни на стихи Евгении Дынко.
Елена Виткевич и Валерий Ермоченко исполнили песню на слова Станислава Валодько и музыку Евгении Дынко.
Евгения Дынко закончила Латвийскую государственную консерваторию имени Язепа Витола, по профессии педагог и концертмейстер. В 2006 г. увидела свет первая книга, сборник стихов Евгении Дынко “Земной и звёздный путь” и два сборника песен: “И в шутку и всерьёз”, “Колокола совести». Евгения сочиняет песни на свои стихи и стихи других авторов. Поэтическое и музыкальное творчество продолжает развиваться. Нередко автор возвращается памятью к прежним событиям, мыслям и чувствам, к ранее написанным стихам, и возникает желание рассказать об этом уже по-другому. В 2022 г. издан сборник “Листая календарь души …”, в который собраны стихи разных лет.
********************************************************************
В телеграмм-канале Латвийского отделения МЦР размещено следующее сообщение о проведенной музыкальной презентации сборника стихов Евгении Дынко.

Лети, мечта, пока достанет сил –
И только вверх, где нет оков, где воля!..
К другим мирам, к мирам иных светил,
К далеким звёздам – нет счастливей доли!
(«Лети, мечта, пока достанет сил»)

17 июня 2023 года в Центре русской культуры Даугавпилса прошла презентация сборника стихов члена Латвийского отделения МЦР Евгении ДЫНКО. «Листая календарь души…» – так называется её книга. Стихи и музыка – две ипостаси души Евгении, выпускницы Латвийской государственной консерватории имени Язепа Витола по специальности «педагог и концертмейстер». И в музыке, и в стихах правит ритм, и музыка и стихи вызывают возвышенные чувства, и музыка и стихи наполняют сердце светлым чувством. На встрече Евгения раскрывала тайны появления своих стихотворений и отдельных строк, а также говорила о том, как жизнь возвращает её к переосмыслению своего творчества, к желанию описать какие-то события заново. Приятным сюрпризом для слушателей прозвучали песни на стихи Евгении в исполнении Елены Виткевич и Валерия Ермаченко. Сама Евгения сочиняет песни на свои стихи и стихи других авторов. Вечер организовала Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР.
Вложения
IMG_1194___maza.JPG
Изображение WhatsApp 2023-06-23 в 07.43.14.jpg
Изображение WhatsApp 2023-06-23 в 07.43.14 4.jpg
75555.jpg
7552.jpg
5111.jpg
4555.jpg
2222.jpg
655.jpg
422.jpg
65.jpg
6.jpg
5.jpg
2.jpg
IMG_0946__.JPG
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Памяти художника В.А.Колотикова.
.............................................
"Жил-был художник... Василий Антипович Колотиков".

Старинная легенда гласит о том, что звезды на небе зажигаются светом великих душ, живших когда-то на земле. Если это так, то, наверное, среди множества сверкающих звездочек появилась еще одна.
Василий Антипович Колотиков среди местных живописцев и художественно образованной публики был известен как прекрасный портретист, пейзажист и непревзойденный мастер копий. Его работы - копии с картин Ван-Дейка и обожаемого Рембрандта, даже тренированный глаз не отличит от оригинала, а уж обычный человек - тем более.
Был однажды такой случай. В мастерскую Григория Михеева пришли два посетителя, чтобы заказать раму для картины. Мастер предложил принести сразу и живописное полотно. Посетители долго мялись, отнекивались, будто чего-то опасаясь, и незадолго до закрытия мастерской с большими предосторожностями картину все-таки принесли. Михеев, сам хороший художник, увидев рембрандтовский "Портрет жены брата" улыбнулся: "Такого уровня копию мог написать только Василий Антипович". Клиенты были даже разочарованы, что мистификация не удалась, но спокойно ушли, оставив картину на обрамление. А на следующий день в мастерскую зашел знакомый Михеева. И буквально остолбенел, увидев картину: "Откуда?" Гера решил разыграть приятеля: "Да вот из Эрмитажа прислали на обрамление".
Приятель поверил: "А охрана где?"
“Погулять вышла”.
До знакомого наконец-то дошло, что Михеев его разыгрывает, но он еще долго с восхищением смотрел на картину.
Будучи студентом Латвийской академии художеств, В.Колотиков работал на практике в Эрмитаже. Там он изучал мастерство художников эпохи Возрожения, технику многослойной живописи, цветных грунтов Рембрандта, там сделал первые копии. Однако увлечение живописной манерой старых мастеров после войны не приветствовалось руководством академии, кроме того, Колотиков просто вызывал зависть менее способных сокурсников да и преподавателей своим умением и способностью понимать и проникать в суть творений гениальных живописцев.
Василия за глаза называли "космополитом" и с большим подозрением относились к сыну репрессированного (отец В.Колотикова был секретарем парторганизации Курской магнитной аномалии. В 1937 году был объявлен "врагом народа" и расстрелян). Тогдашний ректор академии Отто Скулме сначала снял стипендию с В.Колотикова, а потом Василия вынудили уйти с последнего курса.
Живописец поселился в Сигулде, работал, затем переехал в Цесис и 30 лет преподавал в школе рисование, черчение, в свободное время полностью отдавался живописи. В 1983 году Василий Антипович переехал в Даугавпилс, уже в солидном возрасте. Однако прожитые годы были не грузом, непосильно давящим на плечи, они переплавились в мудрость и мастерство.
В 1988 году в нашем городе прошла персональная выставка художника. Из нескольких сотен живописных полотен и рисунков мастер представил на суд публики лишь малую часть. Многие свои картины В.Колотиков, будучи человеком щедрым и открытым, просто "пускал в мир", даря и отдавая друзьям и знакомым. А в Даугавпилсе у него образовался очень широкий круг знакомых. Были и заказчики, высоко ценившие мастерство художника, которому прекрасно удавались портреты.
На полотне Василий Антипович умел непостижимым образом передать внутреннюю сущность человека, глубинную жизнь души. Эта удивительная способность мастера делала его картины живыми, одухотворенными и необычайно притягательными.
Его друзья говорили, что такое происходило потому, что Василий Антипович сам до преклонных лет сохранил удивительную молодость души и радостное, незамутненное, как у ребенка, восприятие окружающего мира. Он любил все, что видел вокруг, не уставая удивляться совершенству природы, многообразию человеческих лиц, причудливости узора жизни.
В.Колотиков был искренним, сердечным и глубоко интеллигентным человеком.
В его жизни было много тяжелого и грустного, были незаслуженные обиды, подлость, гонения, но он сумел достойно перенести все испытания, сохранить себя от разрушения и закончить земной путь в мире и гармонии с самим собой, в окружении многочисленных друзей и поклонников его большого таланта.
А его картины, "отпущенные в мир", всегда будут украшать его и напоминать о мастере-художнике Василии Колотикове.
...........
Альбина ДАВЫДЕНКО
Газета «СЕЙЧАС», Даугавпилс - №22 (287) - 3 июня 2004 года
..............................................................................
Василий Антипович Колотиков - 28.02.1920 - 18.05.2004

***********************************************************************************************************************************
"28 февраля - день рождения художника В.А. Колотикова"

Бывают такие воспоминания, которые стоит лишь затронуть, они сразу оживают.
В декабре 2003 года в нашем городском музее состоялось открытие выставки детского рисунка, организованной Даугавпилсской группой Латвийского отделения Международного Центра Рерихов совместно с городским музеем. В результате вселатвийского конкурса было собрано 700 детских работ, из которых в Риге Латвийское отделение Международного Центра Рерихов отобрало около 400 работ. Первая выставка прошла в Риге в Доме Конгресса в 2003 году.
Затем они прибыли в Даугавпилс. Чтобы выставить их в городском музее, придумано было закрепить рисунки на широких полосах белых обоев. Впечатляюще было видеть, когда выставку уже подготовили и когда все работы висели в выставочном зале, состоящем из двух небольших залов городского музея. Рисунки были закреплены на обои вплотную друг к другу. Так же плотно находились друг к другу и полосы обоев трехметровой высоты. При этом создавалось впечатление многоцветья.
Это сияющее и радующее многоцветье дополнил и оживил игрой на саксофоне учащийся музыкального колледжа Артём Драгун. Парень скромно стоял в углу зала выставки и играл, а звуки саксофона, как бы цветными зайчиками разлетались по всей выставке. Так открывалась выставка.
На открытии выставки прибыли и сами участники конкурса, живущие в Даугавпилсе, их друзья и учителя, музейные работники и члены общества Рериха Даугавпилса. А Василий Антипович Колотиков пришёл в сопровождении двух женщин, представив их мне как своих новых знакомых, с которыми познакомился за день до выставки. По завязавшемуся разговору можно было понять, что им художественное творчество не близко. В их жизни, вполне возможно, это было первое посещение выставки. Но в присутствии своего нового авторитетного друга этим женщинам все события нравились. У них знакомство с Василием Антиповичем и живой интерес к нему появился после случайного разговора о смысле жизни, о месте человека в судьбе Земли.
После завершения официальной части открытия выставки Василий Антипович повёл своих спутниц вдоль картин-рисунков и обстоятельно рассказывал, что на них он видит. Меня тоже заинтересовали его объяснения, и я присоединился к их группе. Женщины останавливались у тех рисунков, которые производили на них впечатление – с яркими красками, с формами-символами. Василий Антипович обстоятельно отвечал на все их вопросы.
Вспоминаю такой рисунок, на который Василий Колотиков обратил внимание своих новых друзей – обычная улица со старым домом и выщербленным тротуаром, по улице идут мальчик и его отец. Мальчику около 8 лет, на голове вихры, мятый воротник рубашки, свитер с прорехой. Отец пожилой, на голове видавшая виды шляпа, плохо причёсанные волосы, мятый плащ, печальное лицо и рассеянный взгляд. На его лице отражается груз нерешенных проблем, с которыми он не может справиться. Мальчик держит отца за руку и идёт немного впереди, как бы ведя отца. То, что они вместе – твёрдое решение, это видно по их походке и прочному соединению рук. Понятно, что и дальше они пойдут вместе. А вплотную рядом нарисована только тень молодой женщины. Тень нарисована с надломом, изображение стелется сначала по тротуару, а потом переходит на стену дома. Тень женщины неровная, с углами в коленках, с вздёрнутыми углами локтей. Но самое противоестественное в этом рисунке то, что она никого не держит за руку и её направление движения уходит в противоположную сторону. Чувствуется, что по замыслу автора – эта женщина мать ребёнка, но живёт в другом от них мире.
Затем Василий Антипович подошёл к совершенно неинтересному, на мой взгляд, рисунку с изображением нескольких играющих детей на большом заснеженном дворе на окраине города.
Василий Антипович пояснил – надо больше обращать внимание не на краски и формы, нарисованных персонажей и объектов, а на то, какой замысел вложил автор в каждое движение, какую мысль хотел передать рисунку. Очень важно, какие мысли были у автора при создании рисунка. Хорошо, когда эти мысли светлые и тёплые. Это важно и для автора, и для зрителей, а главное для всей Земли. Так как подобные замыслы, переданные в картинах, согревают души людей.
Можно добавить, что эта выставка детских работ до сих пор путешествует по Латгалии. Несколько месяцев она жила в Краславском доме культуры. В марте 2004 года она выставлялась в Даугавпилсе на семинаре величайшего педагога Шалвы Александровича Амонашвили. А сейчас выставка находится в Дагде.
Как важны выставки. Как важны размышления о изобразительном искусстве. На основе пояснений В.А. Колотикова можно научиться видеть замысел художника, улавливать смысл художественного произведения и быть более внимательным. За эти несколько минут Василий Антипович сумел научить правильному подходу к живописи.
Внимание к качеству, способность распознавать живопись, останется навсегда с нами, с теми, кто смог услышать. Не только я, но и все остальные благодарны Василию Антиповичу за новое приобретение.
..............
Заметка Сергея Ананьева.
Даугавпилс, Латвия.
11 апреля 2005 год.
Вложения
Автопортрет. Колотиков ВА
Автопортрет. Колотиков ВА
Автопортрет. Колотиков ВА
Автопортрет. Колотиков ВА
Эскиз
Эскиз
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

ДЕНЬ ДВИНСКОЙ ГРУППЫ

I
10 декабря 2023 года в Даугавпилсе, в помещении Даугавпилсской группы ЛО МЦР (18 novembra iela, dz. 161), в девятнадцатый раз прошла торжественная встреча под общим названием «День Двинской группы». Как обычно, встреча была приурочена к Памятному Дню великого русского художника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (13 декабря), а также ко дню памяти Евгения Александровича Зильберсдорфа (10 декабря), основавшего в 1935 году Двинскую группу, которая в тридцатые годы прошлого века тесно сотрудничала с Латвийским Обществом Рериха. Ныне эстафету тех рериховцев приняла Даугавпилсская группа Латвийского Отделения МЦР.
В качестве почетного гостя на встрече присутствовала Фаина Петровна Осина – поэт, автор десяти поэтических сборников, один из организаторов Дней поэзии в Даугавпилсе, многолетний редактор сборника Dzejas dienas и Провинциального альманаха HRONOS, других изданий.
Ф.П. Осина поделилась воспоминанием о посещении в начале 90-х годов прошлого века выставки картин Н.К. Рериха, которая произвела на неё глубокое впечатление, в которой чувствовалась энергия необыкновенного торжества духа. Картины были настолько притягательны, что она еще много раз ходила на эту выставку. На встрече Фаина Петровна прочла посвященное этому событию стихотворение, родившееся сразу после первой встречи с творчеством Н.К. Рериха.
Памятный День Николая Константиновича Рериха был отмечен интересным и эмоциональным путешествием по залам Общественного Музея имени Н.К. Рериха.
Ирена Фокина, руководитель Даугавпилсской группы, рассказала о трудном пути Наследия Рерихов на родину и о том, как Л.В. Шапошникова, генеральный директор Общественного Музея имени Н.К. Рериха и доверенное лицо С.Н. Рериха, героически преодолевая все препятствия, создавала современный и, в то же время, необычный и уникальный музей, оборудованный в соответствии с современными музейными технологиями.
На фото: Портреты Н.К. Рериха и Е.А. Зильберсдорфа

II
Был также показан фрагмент фильма, рассказывающий о торжественном открытии Мемориала Елене Ивановне и Николаю Константиновичу Рерихам на территории усадьбы Лопухиных, перед входом в Общественный музей (скульпторы С.В. Манцерев и В.Ю. Кузнецов). Это был первый в мире памятник Рерихам.
Елена Шмейс познакомила присутствующих с вводным залом Музея, рассказала о Петербургском зале, о духовной связи Н.К. Рериха с Петербургом, в котором он прожил 42 года из 73-х. Сопровождая выступление фрагментами из фильма «Приглашение в музей», Елена рассказала об экспозициях Русского зала, зала Центрально-Азиатской экспедиции и зала Знамени Мира.
Выступление Сергея Ананьева началось с рассказа о полотнах Святослава Николаевича Рериха в зале Общественного Музея, посвященном его творчеству. Следом он поведал историю зала Юрия Николаевича Рериха, дополнив свое повествование сведениями о трагической судьбе первой части наследия Е.И. и Н.К. Рерихов, привезённой Юрием Николаевичем на родину в 1957 году, хранившейся в его московской квартире и оставшейся там после его внезапного ухода из жизни. Рассказал Сергей и о зале Кулу, посвященном пребыванию Рерихов после Центрально-Азиатской экспедиции в гималайском имении, расположенном в древнейшей высокогорной долине, связанной с именами многих исторических личностей, знакомых нам по древним индийским эпосам; об Институте «Урусвати» и о многих исследованиях, проводившихся в его рамках.
Ирена Фокина познакомила с основными экспонатами зала Живой Этики – философии Космической реальности, идеи которой лежат в основе художественного творчества Н.К. Рериха. Картины Н.К. Рериха, скульптуры работы Алексея Леонова и предметы из личных коллекций Рерихов дополняют общее впечатление, остающегося от его посещения.
На фото: Фрагмент фильма «Приглашение в Музей». На экране – одна из картин работы Нины Волковой из Вводного зала Общественного Музея имени Н.К. Рериха

III
Ирена рассказала также о самом сокровенном зале – Зале Учителей, где хранились предметы, подаренные Елене Ивановне её духовным Учителем, а также знаменитый триптих Fiat Rex кисти Н.К. Рериха.
Несмотря на то, что Общественный музей был захвачен и уничтожен, ничто не сможет остановить его возрождения в новых условиях, если творческая мысль его защитников будет крепнуть и развиваться, привнося новые, более мощные энергии в его будущее строительство.
На фото: члены и друзья Даугавпилсской группы ЛО МЦР

IV
Фаина Осина
***
Против ветра тащу
смуты чужой суму
низко клонюсь
ищу
путь сквозь ночную тьму
против ветра …
шаги
гири в гору
склон крут
крылья плаща
ни зги
вяжет потоков спрут
против …
я гнусь и гнусь
жизни длинней верста
цепко схвативший груз
пробует крепь хребта.

Цитируется по книге: Фаина Осина. На фарфоровом лепестке. – Даугавпилс: HRONOS, 2027. – С. 39.
Иллюстрация: Н.К. Рерих. Бегущий лама. 1937. 30×46 см
Вложения
04 2023 Николай Рерих 2018.jpg
03 Свеча ТВ Фойе МЦР.jpg
02 DSCF1939  7 ___ 2 ОБЩ ФОТО.jpg
01 Бегущий Лама.jpg
Ответить

Вернуться в «Сайты Рериховских организаций»