Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

7 февраля 2020 года не стало Ольги Иосифовны Балакиной

Сообщение dvinsk »

Ольга Иосифовна Балакина
25.06.1923 – 07.02.2020


7 февраля 2020 года не стало одной из постоянных участниц рериховского движения, члена Даугавпилсской группы Латвийского отделения МЦР Ольги Иосифовны Балакиной. Она ушла из жизни на 97-м году, с юных лет жила среди людей, входивших в образованную по предложению Н.К. и Е.И. Рерихов Двинскую группу Латвийского Общества Рерихов, руководимую Евгением Александровичем Зильберсдорфом. Члены этой группы братья Баруны были ее близкими родственниками. Она была знакома с даугавпилсской учительницей, членом Латвийского Общества Рерихов, корреспондентом Е.И.Рерих Фелицией Викентьевной Осташевой, встречалась с Екатериной Екабовной Драудзинь. Благодаря этому, с юных лет Ольга Иосифовна изучала Живую Этику. На ее глазах происходило становление группы, и особенно трудные годы репрессий латвийских рериховцев в советское время. Вместе с друзьями она принимала участие в сохранении запрещенной в то время рериховской литературы.

Начиная с 1958 года, когда Юрий Николаевич, а затем Святослав Николаевич начали передачу творческого наследия своей семьи в Россию, Даугавпилсские рериховцы были среди первых посетителей выставок, которые проходили в Москве. О.И.Балакина и другие сотрудники привезли в Даугавпилс из Москвы открытки, репродукции картин, представленных на выставке, рассказывали о встречах со Святославом Николаевичем. А когда по инициативе Святослава Николаевича в 1995 году был основан Международный Центр Рерихов, Ольга Иосифовна одной из первых вошла в состав Даугавпилсской группы Латвийского отделения МЦР, передала в группу сохраненные портреты Учителей, книги Живой Этики, в том числе привезенный с одной из выставок в Москве напутственный автограф Святослава Николаевича, данный им одному из периодических изданий, - «Будем всегда стремиться к Прекрасному!» (9.11.1989).

Ольга Иосифовна, как и остальные даугавпилсские рериховцы, всегда подчеркивала главное условие организационного построения и внутреннего устава группы – безукоснительное выполнение Указов и решений Учителей. Их не обсуждали и не подвергали сомнению, принимали как данность. И поэтому, решение Святослава Николаевича Рериха о передаче Наследия своих великих родителей на родину, в Москву, с учреждением там Международного Центра и Музея Н.К.Рериха, не подвергалось сомнению. Благодаря такой позиции старших друзей, Даугавпилсская группа присоединилась к образованному в Риге Латвийскому Отделению МЦР, несмотря на то, что продолжатели Латвийского Общества Рерихов в Риге этого не сделали, оставшись на связи лишь с Музеем Рериха в Нью Йорке.
Так мысли Учения Живой Этики о важности единения были воплощены в действие.

Ольга Иосифовна Балакина остается в нашей памяти чутким, мудрым человеком, верным товарищем и другом. Память о ней будет жить в истории Даугавпилсской группы ЛО МЦР и в наших сердца, как пример бескорыстного служения и верности Учению и Учителям.

Светлого пути ей в Высших Мирах!

Автор некролога: Татьяна Горева, Даугавпилс.
Вложения
Балакина 07 02 2020 — копия — копия.jpg
Последний раз редактировалось dvinsk 11 фев 2020, 20:55, всего редактировалось 4 раза.
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Новостной портал Даугавпилса и Латвии - GRANI.LV
Автор: Grani.lv // Фото: Юрий Дунайский // 07 02 2020

В космосе поэтических строк Татьяны Житковой

http://www.grani.lv/daugavpils/114079-v ... HtNIvfQFcg

6 февраля в Даугавпилсском Дворце культуры поэтическое слово представало в объятьях прекрасной музыки, именно в таком творческом содружестве состоялась презентация сборника Татьяны Житковой «Космос в озере». Вечер «На крыльях поэзии» собрал почитателей творчества поэта.

Организаторами музыкально-поэтического мероприятия выступила Даугавпилсская группа Рерихов Латвийского отделений МЦР, которую возглавляет Ирена Фокина.

Татьяна Житкова, президент Международной ассоциации писателей (МАП), председатель Союза русских писателей Латвии, главный редактор журнала «Настоящее время».

Представляя рижскую поэтессу, Ирена Фокина сделала акцент на том, что произведения Житковой, наполненные светлой философией, переведены на семь языков, она является координатором Славянской литературной и художественной академии и обладателем ряда международных наград.

Автор предисловия к сборнику «Космос в озере» - Елка Няголова, президент Славянской литературной и художественной академии, директор Международного поэтического фестиваля «Славянское объятие».

«Когда несколько лет назад я открыла для себя эту поэтессу, еще не знала, что она для меня станет судьбоносно близка; не знала, что ее стихи связаны с наиболее экзистенциальными темами; что нареку ее своей сестрой перед Богом и пред собою, так, как нарекла названными сестрами и побратимами еще несколько поэтов из славянских стран, с которыми мы связаны единым объятьем…», - пишет Няголова, по мнению которой «мысль есть нечто опасное – напишешь и…ступаешь по булыжной мостовой, по которой катится жизнь». «И все сбывается. Такую пророческую силу имеют и стихотворения Татьяны Житковой».

В сборник «Космос в озере» вошли стихотворения, написанные в разные годы, часть из них ранее публиковалась в журналах, международных сборниках, альманахах и антологиях.

На вечере в Даугавпилсе стихи из этой «космической» книги читала автор Т. Житкова, а также поэт, музыкант и композитор Евгения Дынко, она же осуществляла музыкальное оформление творческого мероприятия.
«Космос в озере» включает тематические главы: «Отсветы», «Письмена», Сумерки», «Прозрение», каждая из которых полнится поэзией трудолюбивой души, переживаниями и открытиями.

Татьяна поясняла, что многим ее стихам предшествовали какие-то случаи в жизни. Однажды она заблудилась в Москве:

«Я заблудилась в жаркой той Москве
И на мосту стояла Патриаршем.
И солнце било метко, колко, страшно
По людям, водам, зданьям и листве.
И в этом буйстве света и огня
Вдруг чей-то Лик взошел над колокольней,
И стало вмиг легко в Первопрестольной,
И на Руси, и в сердце у меня…»
(Отсветы)

Философией бытия проникнуты строки из главы «Сумерки»:

«Собирается жизнь по опыту,
По горючим слезам, по праздникам,
По раздумьям земным, по шепоту
Мудрецов, одиноких странников…»

А вот и пример того самого пророчества, упомянутого в характеристике творчества Т. Житковой:

«Нас куда-то влечет
И подспудно пугает разбег
Галактических масс
В бесконечности мегапространства.
Когда кончится счет
Безвозвратно промчавшихся лет,
Что случится тогда
С этим вечным суфическим танцем?

Что останется жить
На просторах предвечных полей,
Как увидится нить
Сквозь спирали уснувших вселенных?
Говорят, что любовь
Будет также дерзать и творить.
Даже в точке одной,
До которой сожмется мир бренный.

Пусть она не видна,
Пусть не слышен космический зов,
Пусть еще не поет
Над просторами спящими Слово,
И царит тишина
Над прообразом наших следов,
По которым пройдем
В новых обликах снова и снова…

(Прозрение)

P.S. В ближайшее время выйдет интервью с Т. Житковой.
________________________________________
Автор: Grani.lv
Фото: Юрий Дунайский
Вложения
Житкова Дунайский 2020 04.jpg
Житкова Дунайский 2020 03_kosm2.jpg
Житкова Дунайский 2020 02_dsc.jpg
Житкова Дунайский 2020 01_kosmos.jpg
poster-A3_ru.jpg
009_Дом Культуры ДКХ.JPG
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Интервью с Татьяной Житковой. «Сейчас почти не пишут в рифму…»
Даугавпилс, Латвия. // ГРАНИ.LV // 13.02.2020
https://www.grani.lv/daugavpils/114209- ... rifmu.html

6 февраля в Даугавпилсе (ДК) состоялась презентация поэтического сборника «Космос в озере» рижанки Татьяны Житковой, а незадолго до начала этого творческого мероприятия Татьяна дала интервью порталу grani.lv, в ходе которого обозначила свою позицию по ряду заданных вопросов.

Татьяна Житкова, президент Международной ассоциации писателей (МАП), председатель Союза русских писателей Латвии, главный редактор журнала «Настоящее время», координатор Славянской литературной академии в Латвии.


– Татьяна, Союз русских писателей Латвии заявил о себе сравнительно недавно. Что этому сопутствовало?
– В Латвии создано несколько творческих литературных объединений. Есть организации, в которых состоят члены Союза писателей России (СПР). В Международной ассоциации писателей (МАП) и Союзе литераторов «Светоч» их около тридцати человек. Именно этих литераторов объединил Союз русских писателей Латвии (СРПЛ), который был создан в начале октября 2019 года. Это было сделано с целью улучшения сотрудничества и укрепления творческих связей.

Отмечу, что у Союза русских писателей Латвии есть полномочия рекомендовать латвийских авторов к вступлению в СПР. В завершение осеннего цикла Дней русской культуры (2019) в Русском центре БМА прошла первая встреча представителей Союза русских писателей Латвии. В ходе мероприятия вручались членские билеты СП России нового образца, первой такой билет получила Почетный член МАП Антонина Ильинична Пикуль. (А. И. Пикуль – вдова писателя Валентина Пикуля. – Прим. авт.). Выступали рижские поэты, в том числе заместитель председателя СРПЛ Петр Антропов и президент клуба интеллектуалов Владимир Юденко, а также гостья из Петербурга, поэт и прозаик Вера Скоробогатова. Рассматривались вопросы предстоящей работы, в том числе связанные с памятной датой Валентина Пикуля.

– Отталкиваясь от названия журнала, главным редактором которого вы являетесь, спрошу, каким вам видится Настоящее время?
– Упомяну, что международному журналу «Настоящее время», который издает Международная ассоциация писателей, в марте 2020 года исполнится 15 лет. Если говорить о времени, в котором мы живем, то оно, пожалуй, одно из самых сложных за всю историю. И не только потому, что это время всеобщего разделения, но и потому, что сегодня идет разрушение нравственных ценностей, стирание границ между добром и злом. Люди перестали отличать правду от лжи, настолько все размыто. К сожалению, немалую роль в происходящем играют политики. Считаю, что только культура противостоит разделению людей и всеобщему разрушению, и потому так велика ответственность писателей за каждое произнесенное или написанное слово. Мы, со своей стороны, стараемся выявить и собрать талантливых литераторов, пишущих на русском языке, но публикуем и иностранных авторов в переводах.

Бывая за рубежом, вижу, как люди тоскуют по былому единству, содружеству. Отрадно, что личные встречи на фестивалях и конференциях стирают сложившиеся стереотипы в отношении тех или иных народов.

В этом смысле международные издания, содержание которых знакомит с современной литературой разных стран, позволяют сделать важный шаг к взаимопониманию между людьми. МАП тесно сотрудничает со Славянской литературной и художественной академией и ее президентом Елкой Няголовой, настоящей подвижницей, которая собирает вокруг себя лучших современных славянских литераторов из разных стран, сотрудничаем и с зарубежными писательскими союзами. Взаимные переводы и публикации обогащают духовный мир.

– Чтобы издавать такой солидный журнал, нужны средства…
– Тут на помощь приходят разные источники, в том числе членские взносы. В итоге хватает на все понемногу. Спонсорам всегда рады, а особенно – меценатам, они помогают, не требуя ничего взамен. Финансовая или любая другая поддержка дают возможность осуществлять более широкую деятельность, возможность увеличивать тиражи и разнообразие изданий. Пока ситуация такова, что журнал издается два раза в год. Новый выпуск нашего журнала совершенно уникален: в нем впервые за всю историю «Настоящего времени» публикуются произведения только латвийских авторов. В нашем журнале есть постоянная рубрика «Литературное наследие». Она стоит первой, ибо это основа для развития, нить преемственности и высокий ориентир.

В этом выпуске опубликованы произведения трех могучих личностей: Николая Задорнова, Валентина Пикуля и Михаила Задорнова. В 2019 году исполнилось 110 лет со дня рождения Н. П. Задорнова (1909-1992). В журнал вошли главы из его романа «Война за океан», в котором рассказывается об освоении русскими Дальнего Востока и подвижнической деятельности капитана Г. И. Невельского, будущего адмирала. Произведения этого писателя приобрели сегодня особую актуальность, потому что человек обладает несомненным правом знать истинную историю без искажений и выдумок. Подход, при котором стирается и искажается историческая память, несет огромную опасность для любого народа.

На страницах журнала также представлен очерк «Все не так просто» замечательного сатирика Михаила Задорнова, сына Н. П. Задорнова, он интересен воспоминаниями о первой поездке писателя с концертами в США, а также описываемыми моментами его отношений с отцом, которые характеризуют Николая Задорнова как человека мудрого и прозорливого. Историческая миниатюра В. С. Пикуля «Через тернии – к звездам» повествует о пребывании знаменитого в будущем немецкого композитора Рихарда Вагнера в Риге, его капельмейстерской службе в Немецком театре, трудностях личной жизни.

Кроме того, свежий выпуск журнала знакомит с главами увлекательного романа Олега Михалевича, рассказами Владимира Юденко и Анатолия Ракитянского, статьями Ольги Соколовой и Ольги Старовойтовой, миниатюрами Юрия Касянича. Печатаются стихи замечательного поэта из Даугавпилса Евгения Голубева. «Продвинутым» детям, их родителям и педагогам будет полезно прочесть очерк Виктора Бирюкова о том, как стать нобелевским лауреатом. В номере также уделено внимание творчеству латышских авторов: знаменитой Аспазии, современным поэтам Норе Калне, Дагнии Дрейке и другим. Журнал получился объемным, в нем нашлось место для самых разных литературных стилей и жанров. Предоставлены прозаики, поэты, ученые, журналисты, публицисты, переводчики. Презентация журнала №5(51)/6(52) состоится 14 февраля в Академической библиотеке Латвийского университета.

– Татьяна, вы получили известность и как поэт. Отметьте какой-нибудь отличительный акцент в современной поэзии.
– Сейчас, особенно на Западе, почти не пишут в рифму. На одном из форумов, проходивших в Риге, на это обратил внимание Ристо Василевский, академик, поэт, главный редактор издательства «Арка», основатель литературных фестивалей из Сербии, его произведения переведены на 18 языков. Так вот, Ристо заметил, что только русские поэты сохранили рифму и обосновал это высокой духовностью русского народа. Я долго размышляла над его словами и пришла к выводу, что духовный мир человека связан с сердцем, которое бьется в ритм с природой, со всем космосом. А поэзия – это, прежде всего, ритм. Так что в высказывании Р. Василевского есть своя правда. Современной западной поэзии присуща определенная степень мрачности, но надо понимать, что поэты живут в том мире, который есть, и поэтому их творчество, так или иначе, этот мир отражает. Когда недостаточно духовного воздуха, возникает внутренняя тоска, которая изливается и в поэзии тоже. Но и среди нерифмованных стихотворений находятся настоящие жемчужины мысли. Поэтому при публикациях мы дипломатичны, стараемся показать все спектры творчества.

– Предлагаю вспомнить известные некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Можно ли привязать их к современной Латвии, когда поэт, родившийся в стране, не является ее гражданином? Мы вообще живем в парадоксальном мире…
– Это про меня. Я ведь не гражданка Латвии. К тому же Некрасов мой земляк по ярославской земле. Наверное, мир должен идти понемногу к уничтожению границ, но люди продолжают их возводить, как между государствами, так и между друг другом. Много русских, которые родились в Латвии, считают ее своей родиной и любят, но гражданства этой страны не имеют. Немало таких и среди моих знакомых. Когда Николай Некрасов писал процитированные Вами строки, он не имел в виду гражданство как политическое явление, но как ответственность за судьбу родины, людей, общества в целом. Некрасов призывал, служа искусству, жить «для блага ближнего», гражданин для него – «Отечества достойный сын»:

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой…

В этом ответ. Легче, конечно, быть сибаритом, спрятаться в норку, ничего не видеть и не слышать. Но если человеку дан талант, он должен его реализовать в той или иной мере на благо всего общества. В том же стихотворении Некрасов с горечью говорит о том, что даже если поэт не молчит, «а гражданин молчит и клонит под иго голову свою», то все усилия поэта напрасны. С другой стороны, если поэт не исполняет свое предназначение, то Муза покинет его.

– Получается, нынешние поэты в основном довольно равнодушны к изъянам общества и политики? Они «рождены для вдохновенья для звуков сладких и молитв»?
– Поэтов с гражданской позицией во все времена было немного. Поэты, прозаики – они люди своего времени. Чтобы выразить свою гражданскую позицию в творчестве, надо для начала иметь ее как таковую, а это зависит от определенных качеств, которыми обладает личность. Это первично. Можно поставить целью написать какое-то призывающее произведение, однако за ним, даже если оно будет безупречно по форме, не будет стоять определенная энергия и чувство, оно пройдет мимо, не коснется сердца. С другой стороны, поэзия не только призывает и бичует, но она, прежде всего, лечит и воспитывает душу. И именно поэтому так востребованы стихи о природе и любви. Люди жаждут счастья и внутреннего покоя. Мне очень много приходится читать в силу редакторских обязанностей, но далеко не все написанное по-настоящему обогащает и вызывает чувство радости от соприкосновения с талантом. Представлять на страницах журнала качественную литературу непросто, но мы стараемся.

– Какова ваша оценка литературной жизни в Латвии? Насколько страна чувствует пульс времени?
– В Риге очень активная литературная жизнь и на хорошем уровне. Много встреч с зарубежными писателями. Конечно, поле русского языка резко сужается, значительно меньше стало изданий, но появилось больше литературных мероприятий, презентаций, встреч. Выходят и книги русских авторов, и переводы с латышского.

– Сегодня все бросились петь и писать стихи или прозу. Это хорошо или не очень?
– И да, и нет. Стихи во все времена писали многие. Другое дело в том, как у кого получается, где они звучат. Если есть талант и желание писать лучше и лучше, способность прислушиваться к советам, то можно многого достичь. Если говорить в целом, то печально видеть на главных телеканалах засилье передач, понижающих вкус народа до уровня, мягко говоря, ниже среднего. Люди должны делиться своим творчеством, но надо понимать, имеешь ли ты право выносить его на широкую публику. Человек, вставший не на свой уровень, бывает смешон, его ожидания превосходят возможности. Но при работе с авторами надо понимать, насколько силен характер. Одному критика поможет вырастить крылья, а другой сломается. Люди разные, кто-то соглашается на редактуру, кто-то сам дорабатывает. Чем талантливее и культурнее человек, тем проще с ним сотрудничать.

– К сожалению, российские знаменитости от литературы наведываются в основном в Ригу. В небольшом периоде времени в латвийской столице побывали: писатель и драматург Евгений Гришковец, детский писатель Валентин Постников, писатель, литературный критик Дмитрий Быков и др. В чем причина, Даугавпилс для них труднопроизносим?
– Полагаю, что встречам с зарубежными знаменитостями могло бы поспособствовать ваше Управление культуры, могли бы подключиться и русские организации. Тут необходима чья-то инициатива, желание разнообразить культурную жизнь города. Но нужно решать и вопрос финансирования, что в наше время непросто. Но когда есть цель и желание ее достичь, все получится! В будущее надо смотреть с оптимизмом, это дает силы творить, – заключила Т. Житкова.

Автор: Дина Бургская
Вложения
Татьяна Житкова с Ёлкой Няголовой
Татьяна Житкова с Ёлкой Няголовой
Татьяна Житкова на литературном вечере в Даугавпилсе
Татьяна Житкова на литературном вечере в Даугавпилсе
Татьяна Житкова
Татьяна Житкова
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Татьяна Житкова.
Стихотворение прозвучавшее на литературно-музыкальном вечере в Даугавпилсе 06.02.2020


Мы танцуем у края,
Там, где дышат вулканы.
Из подземного ада
Извергается магмой
Боль накалом в полмира,
Стон накалом в полсвета –
Это корчится в муках
Наша матерь-планета.

Мы её погубили
Воем тысяч снарядов.
Мы её не любили –
Только ранили взглядом,
Чёрной мучили думой,
Поливали злым зельем,
Отравляли и ядом
И тяжёлым похмельем.

И гадать не гадали,
И подумать не смели,
Что планета – живая,
И под видимой твердью
Бьётся сердце земное,
Льются слёзы, как реки,
Осаждаясь в кристаллах
Цветной круговертью.

Гонит атомным ветром,
Расширяется кругом
Вал стихийных набегов,
Месть затравленных духов.
И цунами – стеною,
И расщелины – дрожью.
Мы танцуем у края
И поём у подножья.
Вложения
Татьяна Житкова, Рига
Татьяна Житкова, Рига
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Книга. Е. А. Зильберсдорф “ВОСПИТАНИЕ ДУХА”
http://svitk.ru/004_book_book/14b/3171_ ... e_duha.php

Книга. Е. А. Зильберсдорф “В ПОИСКАХ ПРАВДЫ”
http://www.newepoch.ru/misc/zilbersdorf ... avdi-1.pdf
http://www.newepoch.ru/misc/zilbersdorf ... avdi-2.pdf
http://www.newepoch.ru/misc/zilbersdorf ... avdi-3.pdf

Эта же ссылка, дана по другому - как страницы журнала Новая эпоха.
http://www.newepoch.ru/sitemap.html
• КНИГА Е.А.ЗИЛЬБЕРСДОРФА В ПОИСКАХ ПРАВДЫ
• 1 часть (pdf 270 kb)
• 2 часть (pdf 392 kb)
• 3 часть (pdf 315 kb)
Вложения
Евгений Александрович Зильберсдорф.jpg
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

От сотрудников Даугавпилсской группы Латвийского отделения Международного Центра Рерихов
17 декабря после продолжительной болезни ушла с земного плана наш друг, активная сотрудница Даугавпилсской группы Латвийского отделения МЦР Нина Григорьевна Ярема (23.09.1936 - 17.12.2020). Свою жизнь она посвятила передаче знаний стремящимся к ним людям, преподавая основы химии студентам Латвийского Технического университета.
С момента возобновления после долгих лет запрета деятельности Латвийского общества Рерихов Нина Григорьевна стала участницей Даугавпилсской группы Латвийского отделения МЦР. Здесь современное научное понимание ею химии соединялось с миропониманием, даваемым Живой Этикой, значительно обогащая программу знаний преподавателя.
Нина Григорьевна занималась в Группе библиотекой Живой Этики, помогала сотрудникам подбирать материалы по интересам, хранила и формировала библиотечный фонд.
В нашей памяти будет жить образ искреннего и целеустремленного человека, нашего сердечного друга Нины Григорьевны Яремы. Доброго пути к Свету ее душе! Помним и любим!

Автор некролога Татьяна Горева.
***
Латвийское Отделение Международного Центра Рерихов
Дорогие друзья!
Нина Григорьевна Ярема, наш друг и боевой собрат, закончив земной круг своих трудов и завершив воплощение, вернулась в Вечность. Мы всем сердцем благодарим её за Свет Знания, которое она до последнего дыхания дарила людям, помогая эволюционному прогрессу! Нам будет трудно привыкнуть к её отсутствию в кругу друзей, но мы знаем, что свой труд она будет продолжать и в Тонком Мире, оставаясь для нас духовным помощником в трудной борьбе Защиты МЦР и Наследия Рерихов. Пожелаем ей Светлого Восхождения в Пространстве Вечности! Духовные огни наших сердец будут всегда рядом.
От имени членов Латвийского отделения МЦР и Клуба друзей Живой Этики.
Марианна Рудольфовна Озолиня, председатель Латвийского отделения МЦР
Вложения
Ярема 007.jpg
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Выступление, Е.И.Шмейс, заместителя председателя Даугавпилсской группы Латвийского отделения МЦР..
«Будить сознание окружающих. О двинских друзьях Н.К.Рериха. Евгений Александрович Зильберсдорф (1877 – 10.12.1953)».

22.08.2020 // Наумбург

VIII Международная конференция
«Охрана культурного наследия – дело всенародное»,
посвященная 85-летию подписания Пакта Рериха - первого Международного договора об охране культурного наследия
21-23 августа 2020 г. Наумбург, Германия


Повсюду, где Николай Константинович Рерих осуществлял свои творческие замыслы, его философские идеи и миротворческая деятельность находили единомышленников, которые становились бескорыстными помощниками в служении его культурным начертаниям.

В Латвии, в том числе и в Даугавпилсе, они также нашли понимание и поддержку. Общество Рериха в Даугавпилсе возникло в 1930 году в составе Латвийского отделения, как “Двинская группа”. Первым из Даугавпилса, кто стал сотрудником ЛОР и затем организовал в городе рериховское общество, стал Евгений Александрович Зильберсдорф.

Евгений Александрович родился в 1877 году. Получил образование на немецком языке в Рижском политехникуме. Получив диплом инженера-механика, он преподавал физику в Даугавпилсской городской гимназии, был директором ремесленной школы.

Большая часть его жизни прошла в Двинске, который после 1920 года был переименован в Даугавпилс. Этот второй по величине город Латвии расположен на территории, которая в разные времена являлась ареной сражений и политических споров немецких, шведских, польских, французских завоевателей, русских и литовских князей, которые навсегда оставили на этой земле наследие различных культур и религий, повлиявших на мировоззрение жителей этого края.

Внутреннее духовное становление автора было очень непростым. Его одолевали мысли о смысле и цели жизни человека, о религиозных, национальных и классовых противоречиях, окружавших его в жизни. Духовные искания привели Евгения Александровича к знакомству в Риге с членами кружка, организованного по инициативе Николая Константиновича Рериха. Когда в начале XX века к творчеству Рерихов было приковано внимание прогрессивных представителей общественности в Риге был открыт магазин философской литературы, при котором собирались читатели, изучавшие Живую Этику. А в 1930 году было учреждено Латвийское Общество Рериха.

Став членом этого общества, Е.А.Зильберсдорф начал изучать работы Е.П.Блаватской и Учение Живой Этики, полученное Н.К. и Е.И. Рерихами от Учителей Востока в Гималаях, откуда они присылали в Ригу тексты для издания книг Учения. Первые сотрудники Латвийского Общества Рериха, привлеченные идеями мира, культуры, сотрудничества народов, на долгие годы были соединены узами крепкой дружбы и общим заданием по продвижению Пакта в защиту Культуры и изданию книг Учения Живой Этики. Так еще до войны усилиями Латвийского Общества было издано около 50 различных книг философского и теософского направления, в том числе книги Живой Этики, которая давала ответы на многие волнующие вопросы, расширяла сознание изучающих, меняя их миропонимание.

Будучи преподавателем физики, Е.А.Зильберсдорф очень глубоко вникал в суть изучаемых вопросов и испытывал потребность делиться полученными знаниями с учениками и людьми, которых не удовлетворяли узкие религиозные и материалистические воззрения.

Евгений Александрович, не только изучал, но и активно пропагандировал Учение Живой Этики. В Двинске около Е.А.Зильберсдорфа образовался коллектив, который Н.К.Рерих рекомендовал назвать Двинской группой и считать ее филиалом Рижской.
Основой структурного построения группы был наказ Николая Константиновича:

«Двинской группе считать себя филиалом Рижского и так сотрудничать с Рижским Обществом. Учение Жизни призывает, прежде всего, к сотрудничеству и единению (Из дневника Н.К.Рериха от 01.03.1939).

В 1934 году Зильберсдорф написал В.А.Шибаеву, основателю рижского кружка по изучению Живой Этики, а к тому времени – личному секретарю Н.К.Рериха в Индии, - письмо с просьбой передать Е.И.Рерих его вопросы, касающиеся Учения. Так завязалась его переписка (более 30 писем) с Еленой Ивановной, из которой Евгений Александрович получал обстоятельные ответы и разъяснения по темам Учения. Глубокие знания, полученные от Елены Ивановны и личный жизненный опыт автора, легли в основу написанных им книг.

Среди корреспондентов Елены Ивановны Рерих из Даугавпилса были:
- Евгений Александрович Зильберсдорф (33 письма);
- Фелиция Викентьевна Осташева (2 письма в 1938 году);
- Сергей Николаевич Рудинский (4 письма в 1938 году);
- Федор Сафронович Барун (3 письма в 1939 году).
Эти письма были большой поддержкой и путеводителем для вступивших
на путь самосовершенствования. В своих письмах Е.И. Рерих неоднократно подчеркивала важность применения полученных знаний в жизни.

В 1936 году была опубликована первая книга Е.А.Зильберсдорфа "Воспитание духа", о которой есть упоминание в письме Елены Ивановны от 24.04.1936 - "... на днях получила Вашу прекрасную книгу. Была большая радость. Н.К. очень одобряет ее".

Тема воспитания своего духа волновала многих от тех дней до наших современников. Немало таких, которые в отсутствие знаний сводят свое духовное продвижение к ложным практикам, не имеющим духовных оснований. В книге «Воспитание духа» эта тема освещена с позиций Живой Этики. Книга состояла из двух частей: способы распознавания сверхчувственного мира и как устроить жизнь в связи с воспитанием духа. В ней затрагивались такие вопросы, как: пути познания духа, что называется жизнью; кончается ли жизнь со смертью; о законах природы, общность и единство жизни; средства для достижения единства; о питании физического тела, души, духа; о значении труда; о чистоте жизни и мысли; об устремленности.

Елена Ивановна Рерих, поддерживая творчество латвийских друзей. Е.А.Зильберсдорфу она писала (11.10.1935): "... дорогой Евгений Александрович, продолжайте радостно трудиться в этом же направлении. Истинно, великое дело – будить сознание окружающих".

Вторая книга Е.А.Зильберсдорфа «В поисках Правды» начинается словами из Евангелия от Иоанна: "Ходящий во тьме не знает, куда идет", - а затем, в ней дается историческое повествование о путях человечества к истине, возникновении Евангелий, переоценке верований и воззрений, причинах обращения людей к спиритизму, медиумизму, магии, и, наконец, о Сокровенном Учении. В книге собраны уникальные свидетельства ученых, писателей, подвижников о сверхчувственных явлениях. Приведена история становления христианства, проводятся параллели между различными духовными учениями.

Интересны мысли автора о процессах формирования способностей человека:
«Живя в мире преходящих благ и привязанностей и пользуясь ими, мы не должны связывать и спутывать себя ими, становясь неподвижными и неспособными к продвижению и прогрессу. Мы живем всегда в том мире, который создаем себе своими мыслями и устремлениями. Если наши мысли связывают нас с базаром и его барышами, мы не возвысимся и духом над сутолокой базара и не сумеем приблизить себя к светлым чертогам Тонких Миров. Поэтому так важно возвышать постоянно мысли и облагораживать свои устремления. Создайте привычку к чистым мыслям и не будет недостойных поступков. Но будучи даже за прилавком базара, по причине нашего бытия в физическом мире, мы должны и мыслью своею и сердцем быть свободными от него и воспарять в горние края. Будем помнить, что по природе своей мы двойственны и тело наше физическое пусть торгует, пашет, работает на всяких поприщах, но пусть оно не тянет за собою наш дух, ибо он иной плоскости и иного мира, которому не место на базаре. Пусть он вечно будет свободен и возвышен, вечно чист и устремлен к действительным ценностям мира гармонии, красоты и знания. Не нужно конфликта между телом и духом, но пусть последний, как хозяин, управляет своей оболочкой, а не оболочка своей сущностью. Разумно, мягко, заботясь за нуждами тела, этап за этапом побеждая все низшее, телесное, восторжествует, наконец, наш дух и тело, привыкнув к власти духа над ним, станет послушным и верным помощником духа. Вот задача наших земных воплощений! В этой великой школе возрастает и закаляется дух, развивая все качества и все способности свои для грядущей жизни. Только постоянством мысли и чистым устремлением раскроются врата пока закрытых для нас Мира Света и возвышенных радостей.»

Елена Ивановна Рерих высоко оценила книгу "В поисках Правды ", назвав ее "полезным вкладом в нашу небогатую литературу по духовным вопросам …".

Книга Зильберсдорфа «В поисках правды», написанная в 30-е годы прошлого столетия, является проводником человеческого сознания к новому космическому миропониманию. Эта книга полезна и современным людям, вольно и невольно вовлекаемым в современные процессы переустройства мира, часто замешанные на национальных и религиозных разногласиях.

Книги Е.А.Зильберсдорфа, написанные более полувека назад, являются хотя и небольшой, но важной дополняющей частью большого задела знаний, подготовленного Учителями человечества при бескорыстной поддержке и деятельности первых латвийских рериховцев для будущих поколений людей, которым после мировых потрясений суждено будет продолжить эволюцию человечества и начать новое светлое построение мира. Вопросы, освещенные в этих книгах, совершенно не утратили своего значения. И даже, наоборот, в связи с политическими изменениями на мировой арене, религиозными и национальными противоречиями современного мира, эти книги очень своевременны. Словно само провидение водило рукой автора, загодя подготавливая объяснения многим событиям современности, пробуждая сознание окружающих к поиску вечных истин уже в новых обстоятельствах.

В своей книге «В поисках Правды» Зильберсдорф пишет: «Тем и велика творческая сила великого мира, что вся ее мысль направлена на творчество грядущих форм. Она без сожаления все вечно преобразует и реформирует. Великое расхождение с природою и, вместе с тем, преступление человека, заключается именно в его косности, в устремлении к сохранению всего старого, из которого он уже давно вырос...

Ужасы революции происходят не от воли, влекущей к обновлению, а от воли застывшей, тянущейся к старому быту и форме; и чем больше упорство этой воли, тем ужаснее и разрушительнее крушение этого старого уклада.

... Этот консерватизм приближается к абсурду в отстаивании старых форм, бросает массы народа в неверие, в объятие атеизма, доходящий до кощунства он подготовляет руки для будущего разгрома святынь! Этот консерватизм делает необходимым образование нового русла человеческой мысли – отрицания всего и полного безверия, чтобы после вновь прийти к вере с изломанной и измученной душой, но к вере, совершенно иной, не детски наивной – с воскресением тел, с искуплением, с адом и вечными муками. Сберечь старое можно лишь уступая новому, жертвуя несущественным в пользу основного, ненужными деталями, мешающими этому новому вступить в свои права.

В эпоху падения духовных ценностей в человеческом быте, они всегда заменяются ценностями материальными. Страсть к наживе и вольное житье «как хочется» становится на место космическо-духовных требований «как нужно жить». Вера в Бога упала, а космической цели для всего живущего люди отрицать не могут, ибо они сами участвуют в этой жизни, но ее-то они не знают. Человек не может жить без мировоззрения и оставаться все же «человеком» в высоком значении этого слова. Жизнь без мировоззрения есть жизнь звериная. Человеку – не зверю необходимо разрешить вопрос о смысле жизни. В противном случае, как бы он ни прикрывался фиговым листом цивилизации, он все же зверь, готовый в каждую удобную минуту наброситься на своего соседа и растерзать свою жертву, отобрать все его состояние. Это мы и видим современном обществе. В зверином мире господствует право сильного – единоличный произвол. В человеческом обществе произошел маленький сдвиг и от единоличного произвола люди перешли к произволу государственному. ... государству напасть на более слабый народ и отобрать его волю и достояние – это в человеческом обществе допустимо и не возбраняется ... и если побежденный и обезоруженный народ все же не может примириться с насилием и господством пришельцев, то начинается массовое уничтожение «непокорных», не взирая на возраст и пол.

Оглянемся назад на истекшее время и на все совершаемое людьми на всей нашей планете с общим попустительством всех остальных людей и народов. Все содеянное может происходить только лишь при отсутствии нравственных и моральных качеств в современном человечестве. Прогнило и рухнуло духовное начало, и явно обнаружились под личиной цивилизации люди-звери. Эта антидуховная работа зверя продолжает шириться и развиваться непомерно в сердцах людей. Это гангрена духа, и причина тому – полное отрицание его и отсутствие должного духовного воспитания. Именно, у всех нападающих на уме лишь выгода. Выгода захвата чужих угольных копей, промышленных районов, рынков, выгода от сохранения власти при помощи духовного помрачения и затемнения сознания людей, выгода от сохранения мира любой ценой, хотя бы попустительством невероятных преступлений.

… с выгодой на уме и с попустительством всяческих несправедливостей человечество докатится до невероятного состояния. Для Космических задач ни наши и ничьи иные жизни не являются столь ценными, ибо Космические Силы сейчас же их восстановят, коли это будет нужным. Наши жизни и без всякой войны завершают и кончают свое бытие по всему лицу земли с неумолимой неизбежностью. Но для Космических задач исполнение людьми ее великих законов является наипервейшей человеческой обязанностью. Принцип правды, справедливости, защиты малых и слабых должен быть проведен в сознание и обиход нашей жизни прежде всего, пока не развилось в нас понимание нашего человеческого ЕДИНСТВА и общности интересов всех без исключения людей и пока, наконец, из этих принципов и при расширенном сознании не зародится в сердцах великая любовь ко всем и всему.

Решительным, дружным и всеобщим одергиванием себялюбцев и черствых эгоистов мы не довели бы мир до кровопролития. Но всякий акт попустительства и уступок разжигает аппетиты с одной стороны, а с другой разрушает единство и веру в защиту и справедливость. Теперь разрушена эта вера, нет и не может быть уже той группировки и сплоченности из-за опасения предательства, каковая могла бы образоваться вначале. Зверские аппетиты разыграются вновь, преграды им уже не будет и выйдет бойня, какой еще свет не видел. И великую ответственность за нее перед Космосом понесут на себе народы-предатели.
«...Никто не озабочен нравственным уровнем сидящих за решением судеб целых стран. Никто не помыслит, что из грязного не выйдет чистое», «Братство». §502.

Книги Евгения Александровича Зильберсдорфа, сохраненные временем вопреки многим разрушениям XX века, помогают лучше понять пережитые человечеством события, разобраться в сложных событиях прошлого и настоящего. Автор верил, что важно разбудить сознание человека и оно поведет его в поисках Правды по пути Учителя. Являясь профессиональным учителем, он стремился к просвещению в первую очередь молодежи, перед которой во все времена наиболее остро стоит вопрос выбора пути.

В своей книге он пишет: «Пройдя обычный путь религиозного детства, сомневающейся юности, и полного безверия в молодых годах своей зрелости, я очень хотел бы предостеречь многих собратьев не идти таким путем бесконечного доверия к поспешным выводам своего разума. Разум поспешен в выводах и часто неосторожен в своих заключениях. Нужна гармония между разумом и сердцем, нужна и Помощь извне.

В особенности больно видеть молодежь, губящую лучшие годы своей жизни на бесполезное шатание и метание, вместо планомерного познавания жизни и законов эволюции! Всякий дальнейший путь для этой молодежи без руководящего начала будет, конечно, хаотичен и несуразен, полон всяческих заблуждений, падений и провалов, вовлекающих не только себя, но и все окружение свое, даже и дело, которому служит этот беспринципный человек.
Опыт моей жизни и метания из стороны в сторону в поисках Правды и Истины, обнаружили лишь поспешность заключений первой половины моей жизни при полном непонимании вопросов духа и великих задач нашей земной жизни, а без ответов на эти насущные вопросы возможно ли устройство всей жизни, которая удовлетворяла бы нас?»

В книге звучит и напутствие воспитателям молодежи: «У нас нет воспитания духовного. У нас лишь воспитание религиозное, в направлении той или иной конфессии, но это лишь рамки, ограничивающие загородки для великой жизни духа. ... дух не национален и не догматичен. Он уже пережил много верований и наций, поэтому и Учение духовности должно быть общим для всех верований и национальностей. В школах необходимо преподавание: о смысле жизни, задачах ее, о законах Вселенной, о Познаваемом и Непознаваемом, о грубых и Тонких Мирах, об эволюции Их, об общности жизни в них и о воспитании духа.

Задача велика и обширна. Без такой подготовки не наладить жизни на Земле, ибо нет внутреннего содержания ее. Дух своею победою в материальном мире не огорчит и не унизит никого – ни побежденного, ни самого победителя, но возвысит как того, так и другого. Победа же физической мощи, пигмеев духа – принесет горе и несчастье побежденным и унизит самого победителя. Чем грубее дух, тем менее способен он замечать все несоответствие победы грубой силы с Космической Волей. Но – вознесшийся дух, побеждая, возвышает сердца людей своим словом и примером».

Эта последняя фраза из книги Зильберсдорфа стала девизом и смыслом его жизни и жизни первых членов Двинской группы Латвийского общества Рериха, многие из которых имели трудные судьбы, но являли собой живой пример Культуры духа во всех жизненных обстоятельствах, выполняя завет своего Учителя - Елены Ивановны Рерих:

«Мы должны сеять добрые семена, и не нам судить, где и когда они дадут всходы. Наш урожай принадлежит будущему, и не оскудеет ли он, если мы что-то отложили?» (письмо от 22.10.1937).

По материалам исторических исследований и статей Татьяны Николаевны Горевой, члена Даугавпилсской группы Латвийского отделения МЦР, члена Международной Ассоциации писателей, сотрудника Межрегионального Информационно–аналитического Центра.
Вложения
Члены Двинской Клизовский.jpg
Члены Двинской гр.jpg
Члены Двинской гр 2.jpg
Татьяна Горева.jpg
Зильберсдорф Е 2020.jpg
Атор Книг Зильберсдорф.jpg
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Из архива городской библиотеки города Даугавпилса.
События Даугавпилсской группы Латвийского отделения Международного Центра Рерихов.
Две статьи Регины Геронимовны Никипеловой в газете ДИНАБУРГ.
Вложения
A_1012b.JPG
A_1002b.JPG
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Из архива Общества "Даугавпилсская группа Латвийского отделения Международного Центра Рерихов".
Три статьи из городских газет г. Даугавпилса.
Вложения
20210322_Дет Рис.jpg
20210322_Выст Пургайлиса б.jpg
20210322_вестник чурленис б.jpg
dvinsk
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 20:37

Даугавпилсская группа Латвийского отделения МЦР, Даугавпилс

Сообщение dvinsk »

Журнал “АВОТС”, май 1991г..
Перевод c латышского языка Регины Геронимовны Никипеловой, г. Даугавпилс. 25 мая 2005.

Зента Мауриня "Два корня культуры"

Я пропутешествовала по сотням лет, гостила у великих духом, наблюдала жизнь вблизи и издали в поисках ответа, что же отличает человека от животного, потому как жутко его сходство с животными. Эпоха войн и катастроф обнажает человека, и становится видимым насколько он велик или жалок. В сверхъестественном величии в дни решающих испытаний проявляются герои. Еще вчера были они простыми людьми, а сегодня народ уже смотрит на них с гордостью, как на своих истинных сыновей.
Но рядом проявляется и ничтожество, и зло. Настолько уродливое, что иногда, наблюдая жизнь, начинает казаться, что перелистываем мы не листы книги жизни, а «капричос» Гойи, где монашка обретает образ ведьмы. Монах выглядит развратником, и ослы, свиньи и козлы больше не отделимы от людей. Шопенгауэр говорит: “Человек по своей сути дикий, ужасный зверь. Мы его знаем главным образом в состоянии обуздания, называемого цивилизацией”.
Человек единственное существо, доставляющее боль другим без видимой причины, без необходимости. И Гобино (Gobineau) называет человека выдающимся злым животным - l΄animal mechant par exellence. Углубившись в прошлое можно указать высказывание Софокла, этого великолепного знатока людей: “Кто поглубже пороется в человеке, тот всегда найдет зло”. И Сервантес в поисках человека – рыцаря составивший календарь человеческих пороков заставил философа, собаку Сипиона сказать: “Желание творить зло в нас врождённое, потому нам не трудно обучаться ему”.
Пережив две мировые войны, мы знаем, истинно так: человек – отменно злое животное. Но вопреки той тьме, что человек несёт в себе, в нём есть зародыш корня того дерева, из которого, широко разветвляясь, вырастает древо культуры – искусство, наука, религия, любовь, дружба. Что же это за зародыш корня, присущий лишь человеку, отличающий его от животного?
Некоторое время я была согласна с французским мыслителем Паскалем. Он, переняв мысль Плотина, утверждает, что красивейшее украшение человека есть мысль. Мысль придаёт человеку величие. “Человек – это тростинка, которая мыслит”. Прожив некоторое время в суровом и аскетическом мире Паскаля, я остаться в нем не могла: если мышление, сознание своего положения отличает человека от всех остальных созданий, то оно ещё не делает человека существом добрым, этически ценным, по латышской терминологии – белым человеком. Мысли могут быть божественными, но они могут быть и дьявольскими. Мыслит и Мефистофель, он думает, что всё существует лишь, чтобы погибнуть. Разум, этот небесный свет, данный человеку ещё не защищает его от скотского состояния. “Он это (мысль?) разумом, волей свободной зовёт, но более скотски, чем скот живёт”. Развивая в человеке сознание, мы ещё не развиваем в нём этические ценности. Фауст окончил несколько факультетов. Мефистофель же знает больше его, но скажет ли кто, что Мефистофель этически ценное, культурное существо?
Некоторое время, отрешившись от внешнего мира я жила в тёмно-сверкающем монастыре русского христианского мистика Соловьёва. Он называет человека животным стыдящимся. По его мнению важно не то, что человек стыдится, а то, чего он стыдится: он (человек) стыдится своей животной природы, своих животных функций.
Этим чувством стыда, доказывая, что он поднялся над своей животной природой, над своими животными функциями, связывающими его с животными. Этот вывод глубокий, но он в слишком большой мере отрицает сущее, превращая биологические требования в стыдное, а человека – в постоянного грешника. Непрерывное чувство стыда развивает в человеке чувство неполноценности, эту опаснейшую бациллу вредящую любому свободному и прекрасному развитию.
Устав от опьянения мистикой, оставив Соловьёва, я искала прибежище в наитрезвейшей философии Канта. Он отличительным признаком человека называет уважение, замечая, что каждая вещь имеет свою относительную ценность и только человеку присуща именно внутренняя, абсолютная ценность самоуважения. Мысль эта в первое мгновение значительно увлекает, но в конечном счёте всё же не удовлетворяет. Кант самоуважение человека основывает в морали, а мораль в самоуважении. Мы оказываемся замкнутыми в круге мыслей, не имеющих ни начала, ни конца.
Пропутешествовав по разным континентам, я вернулась в мир дайн (народных песен). Там нашла я гелиоцентрическую силу, первоклеточку этического человека, корень культуры: “bijību” – благоговéние, почтéние, уже многие века объединяющее старый мир дайн с “символом европейской культуры” Гёте.
Попытаемся заглянуть в сущность благоговения. Благоговение это вера, что и в людях, и в вещах обитает божественная сила и порядок всё меж собой связывающий и этому всем следует подчиняться. Благоговение суть, утончённая сила способная прославлять молча. Она таится в ощущении, что силам нашего разума, сколь тонко они не были бы отшлифованы, определены границы: тайны жизни, смерти и любви хранятся в глубинах пока никому до конца недоступных.
Животному знаком страх, лишь человеку – благоговение. Дрожит в страхе животное, ожидая наказания, человек же испытывая чувство благоговения, замирает в восхищении. Человеку примитивному, сходному с животным любая знакомая и незнакомая власть внушает страх, который он пытается с себя стряхнуть. Но, переживая благоговение, культурный человек ощущает лишь ему доступные духовные богатства с благодарностью. В страхе спрятан эгоизм, благоговение социальное чувство обращенное к другому индивидууму. Познавший благоговение знает, что прекраснейшее купить за деньги нельзя, знает, что глубочайшее словами не выразить. Настроение благоговения это торжественная радостная серьёзность. Символически благоговение выражается в почтительном склонении головы. Противоположность этого пренебрежительное подёргивание плечами, или засовывание рук в карманы штанов.
Следует размежевать благоговение и респектабельность (респектабельность фр. – достойный уважения, почтенный, степенный, важный), она создаётся законом и авторитетом. Колыбелью же благоговения является сердце. Благоговения нельзя достичь никакими приказами, равно как никому нельзя приказать любить. Сущность благоговения в том, чтобы чтить и беречь не только то, что приносит нам практическую пользу. Где чтят только практически пригодное там рушится культура. Руководствуясь лишь принципом практической пользы мы никогда не поймем, почему пустующие по будням храмы нельзя использовать в качестве магазинов съестного, а просторные кладбища - как спортивные площадки. Культура коренится в осознании необходимости всего того, что вроде бы непригодно для практических целей. Сохраняема и греческая ваза, хотя не сварить в ней кашу, и неприкосновенен памятник Свободы, даже если не хватает камней для строительства зданий и дорог. Где исчезает благоговение, там наступает хаос и нигилизм.
Благоговение коренится также в ощущении дистанциирования. Природа свои дары раздаёт неравномерно и смысл культуры в том, чтобы не имеющие выдающихся даров от природы помогали хранить эти дары имеющим их. Сама природа пожелала дистанциирования, она отличает одно существо от другого, природа против нивелирования. Видим, какая дистанция в улье между рабочей пчелой и пчелиной маткой! Она неприкасаема. Рабочая пчела жало своё употребляет против трутней, паразитов, но никогда против матки! Пчела никогда не осмелится стать её убийцей, утверждают энтомологи. В одном улье не могут жить две пчеломатки. Одна должна уйти или погибнуть, но только пчеломатка может убить другую. Пчёлы потому лишь способны строить свои замки из воска, что признают иерархию. От машин можно требовать точных повторений произведенного ими, но не от живых существ.
Всмотритесь в пчелиный улей: пчеломатка ничего другого не делает как только разрешает себя кормить и рождает потомство. Жизнью же рабочих пчёл управляют другие законы. Есть рабочие пчёлы, вырабатывающие воск – создательницы света – так символично можно это определить, и другие, собирающие мёд, и те, которые архитекторы, создающие математически рассчитанные соты. Энтомологи исследовали: у пчеломатки органы размножения развиты за счёт мозга, тогда как у рабочих пчёл за счёт половых органов развит мозг. Что важнее? Создавать потомство или собирать мёд и вырабатывать воск? Напрасно спрашивать об этом. Важно чтобы каждый выполнял то, что может делать наилучшим образом.
Кому знакомо благоговение?
Некоторые тонко настроенные люди уже рождаются с пониманием благоговения, но многие умирают так ни разу его не восчувствовав. Так же как есть люди, рождённые естественным побуждением складывать руки в молитве, так же есть люди, рождающиеся со склонностью стягивать пальцы в кулак. Есть люди, не посещавшие высших школ, но знающие, что на Братском кладбище не говорят о ценах на сало. Но есть и такие, у которых дома, на стене висят несколько застеклённых дипломов, но они могут закурить папиросу от свечи алтаря. Благоговение так же как музыкальность может быть врождённой, но это лишь в исключительных случаях. В наибольшей мере оно воспитывается в семье или в школе.
Когда встречаем человека, умеющего замолчать и глубоко склонить голову перед неразрешимой тайной, мы невольно спрашиваем себя: кто были те, кто указывал ему путь, где он рос?
Теперь наметим эскизно основные свойства, характеризующие благоговейного человека.
Для чувства благоговения следует осознать, во-первых, святое, как что-то более высокое, чем сам человек. Есть люди, говорящие обо всем так, будто стояли они рядом с Богом во все шесть дней творения. Благоговения ждать от них то же, что Лунную сонату играть глухому. И, во-вторых, прочувствовать благоговение может только сильный человек. Слабый склоняя голову, боится, что упадёт и не сумеет встать. А сильный знает – склонять перед величием ввысь, вырастет он сам. И, в-третьих: благоговейным может быть лишь человек благодарный, великое и прекрасное принимающий как подарок, а не как нечто само собой разумеющееся. Как неоднократно уже указывала в своих работах - рыцарь Дон Кихот благодарен, а слуга его Санчо Панса с благодарностью не знаком, и в его примитивном утилитаризме невозможно найти тонкую струну благоговения. И в-четвертых: благоговение (bijība) связано с преданностью: ведь нет смысла хранить верность тому о чём “подёргиваем плечом”. Дон Жуану незнакома верность и смог ли бы кто сказать, что Дон Жуан благоговеен?
Различаются два вида благоговения: в одном таится восхищение возвышенным, которое мы чтим и желаем быть похожими на него, а в другом – сочувствие, сострадание к более слабому, его хотим защищать и оберегать. Культурные народы и людей также можно разделить на две группы в зависимости от того больше ли в них развито стремление чтить или стремление помочь, другими словами: склонить ли голову перед тем, кто духом более велик, чем мы, или стремление склониться к тому, кому тяжелее, чем нам. Сердцу латыша второе более близко. В наших дайнах есть и благоговение к тому, кто возвышеннее самого человека и благоговение перед добрым пахарем, и перед защитником сирот, и перед хранителем чистосердечности – белым боженькой, также перед слагающей судьбу человека Лаймой, и перед Солнцем, нежность которого сравнима лишь с нежностью матери. Древний латыш,. поев, попив, не забывает Богу славу сказать. Когда Бог входит в жилище – молчать надо. Ожидая Бога и Лайму, следует чисто подмести дорогу.

“Protiet kaunu, jaunas meitas,
Lasait kokus no celiņa.
Dieviņī jāja, laime brauca,
Pakrīt laimes kumeliņš´” ( 1073 I )

Знайте стыд, юные девицы,
Убирайте сучья с тропиночки.
Боженька – всадник, счастье ехало,
Падает жеребёночек (счастья) Лаймы.

Между чувствующим благоговение и тем к кому оно обращено в этой и похожих песнях нет огромной дистанции, какую наблюдаем у других народов. Латыш имена Бога и Солнца произносит в уменьшительно-ласковом склонении: настолько близкими и милыми он их воспринимает. К благоговению, славящему то, что величественнее самого человека следует отнести также благоговение перед трудом, красотой и особенно перед жизнью. Немногочисленны народы, которые, уйдя в загробный мир, продолжали бы там земной труд. Возможно, только древний латыш и за воротами рая пасёт скот, ткёт, сеет и пашет. У латыша давних времён принципы этики восхитительно просты: хорош лишь тот человек, кто трудится, но достоин восхищения тот, сегодня мы сказали бы та личность, кто творит красоту.
В большом количестве народных песен выражено благоговение перед красотой, безразлично, будь то красота физической стати, одежды, песни или красота природы.
Завидуют люди злые, а добрые люди вместе с Боженькой радуются и “роскошным песням”, да белым чулкам ярко выглядывающим из-под чёрной юбки. И если красивый стан или красивую одежду ещё можно связать с понятием полезности (красивая фигура свидетель здоровья, красивая одежда свидетельствует о трудолюбии и богатстве), то радость о звонкости песни, о золотом и серебром блистающей поверхности реки, – а это невозможно превратить в деньги, всё ясно указывает, что красота давнему латышу была ценностью самой в себе.
Но ещё многоголоснее, чем благоговение перед трудом и красотой в наших народных песнях звучит благоговение перед жизнью. Насколько мне известно, только в языке латышей и литовцев одно и то же понятие жизни имеет три определения: dzīve, dzīvība, mūžs (бытиё, жизнь, век). Само богатство определения свидетельствует как яро и благоговейно латыш держится за жизнь: ведь чему придаём наибольшую ценность, тому и дарим больше слов.
Прославление другого, выражающееся в благоговении к сходному существу в наших народных песнях встречаем относительно редко, так как латышу, по внутренней природе хуторянину, больше свойственно жить самому за себя, делать что-либо самому за себя, проблема я – ты не очень близка. Ум латыша не сильно стремится к экуменизму (всемирному, вселенскому объединению церквей). Благоговение к ближнему проявляется в тех немногих песнях, где добрый доброму стул подаёт, один другому честь оказывает, желает доброго утра, говорит: “Бог в помощь”.

“Puisis puisim godu deva,
Nesaņēma cepurīti” (6591)

Парень парню честь отдал
(тем, что) снял шапочку.

Или ещё:

“Es ne biju tiki lepns,
Kā tie eiti tēva dēli.
Nosaņēmu cepurīti,
Dīdz zemei klanījes” (13207)

Не был я таким гордецом
Как те другие отцовы сыновья.
Снял шапочку,
Поклонился до земли.

Благоговение перед существом похожим выражается в благожелательности брата к сестре, и наоборот. Сам брат идёт пешком, отдав сестре своего коня, чтоб не промокла её обувка. Выехав вместе с сестрой брат останавливает лошадь, чтобы сестричка могла украсить себя белыми цветами черёмухи. Брат сильнее сестры, потому он чувствует себя обязанным защищать и радовать её. Прославление сестры наиболее красиво звучит в песне:

“Protiet kaunu, sveši ļaudis,
Ceļaties kājiņās,
Nu ienāca mūs` māsiņa,
Kā ieviņa ziedēdama” (18893)

Знайте стыд, чужие люди,
Вставайте на ноженьки,
Вот сестричка наша вошла
Как черёмушка в цвету.

Упоминая эту песню, невольно возникает вопрос, много ли сегодня таких братьев, приглашающих чужих людей встать лишь потому, что сестра вошла?
Латыш давних дней знает также благоговение перед самим собой, но не в такой большой мере как рыцарские народы, когда за оскорбление чести платили жизнью. В дайнах есть ряд песен воспевающих собственную честь, её ценность и славу. Девушка, осознающая честь свою гордо произносит:

“Runājt` ļaudis, kā jums tīk,
Es savā godiņā.”

Судите люди, вам как угодно,
Я же в своей чести.

Честь, благоговение перед собой здесь невидимым венком украшают девушку из народа. Всё это отдельные, красивые песни, но в дайнах этот мотив не является ведущим. Не благоговение, связанное с самоуважением, а связанное с сочувствием благоговение, вот ведущий мотив народных песен. В тяжёлых условиях повседневной жизни латышей этот приоритет расцвёл подобно белому, терпко пахнущему цветку в тёмной тени леса.
Рассуждая о нравственности или безнравственности какого-либо народа следует отделять первозданные особенности от приобретённых по ходу истории. Не будем лицемерами и не закроем глаза перед фактом: среди чекистов были и латыши (равно как и среди фашистов; примечание переводчика). Безжалостность латышей зародилась в частых войнах, когда чтобы не погибнуть, надо было быть твёрдым и безжалостным. Та безжалостность, с которой в латышском народе мы знакомы, сегодня не воспета в дайнах. Кровавые подвиги, реки крови, так широко льющиеся в “Калевале”, незнакомы нашим народным песням. “Tautu dēls” (мужчина, сын из народа) хотя и поёт: “Labāk mani karā kāva nekā ceļa maliņā” – “лучше на войне меня б сразили, чем на обочине дороги” – но латышу знакома лишь война обороняющегося, а не нападающего в войнах. Для латыша война занятие не из приятных, это вовсе не череда пёстрых и увлекательных приключений, а серьёзная обязанность. Плуги (“Орала”) перековываются в мечи, если враг угрожает отчизне, но стоит прогнать врага, и мечи снова перековываются в плуги (“Орала”).
Расцвет сочинения народных песен закончился в 15 – 16 веке и характеризуя латышский народ на основе дайн “надо признать, что до упомянутого времени безжалостность в латышском народе ещё не была одной из меркантильных свойств (меркантильный – значит мелочный, расчётливый, торгашеский)”.
А теперь заглянем глубже в непосредственно латышское благоговение, оно временами не отличается от сострадания, сочувствия. Если речь идёт о том, что нельзя ломать верхушечку берёзы, то тут точно сходятся сочувствие с благоговением и трудно сказать чего больше в чувствах народного певца – сочувствия ли к дереву или уважения к его пышной красоте? Если девушка просит коров насытиться, но не вытоптать зелёную траву, если она просит белый клевер не расти на обочине дороги, чтоб проезжая мимо бояре не посекли его кнутами, если бесчестной называют девушку бросившую пчелу в воду, то об этих и похожих песнях ещё можно сказать, что сочувствие в них основывается на принципе пригодности. Затоптанная трава, посечённый клевер уже не лучший корм, смерть пчелы уменьшает взяток мёда, - то благоговение и сочувствие в чистом виде, без каких-либо утилитарных (потребительских) мотивов, выявляется в народных песнях защищающих, например, никому не нужного чёрного жука:

“Ai, melnā vabolēte,
Pagriez ceļu arājam.
Arājam smagas kājas,
Pilnas smilšu piebirušas”.

Ай, жучёк чёрный,
Уступи дорогу пахарю:
Тяжелы ноги пахаря,
Полны насыпавшегося песка.

В некоем маньчжурском сказании говорится, как престарелых своих родителей уже непригодных к работе, усаживают в сани и увозят глубоко в лес. Наши народные песни противоположны этой маньчжурской сказке. Сочувствие, основанное на благоговении перед сироткой, бедняком или старым человеком это наиболее часто повторяющийся мотив в шестидесяти тысячах (60 000) наших дайн. Сиротские слёзы стоят и падают прямо Богу в подол. Добрый человек добр к другому, а бедняка – Бог не забывает:

“Labs labam krēslu cēla.
Kas pacēla nabagam?
Dievs pacēla nabagam,
Ir nabaga bērniņam”.

Добрый доброму стул поднёс,
Кто поднёс бедняку?
Бог поднёс бедняку,
Как и дитятке бедняка.

Трогательны в своём этическом целомудрии народные песни, в которых поётся, что старого человека взяв под руки, следует вести вокруг, нет, не бездонной пропасти, а вокруг лужи, чтоб ноги его не намокли, что старого человека следует усадить на лучший стул, что надо встать, когда в комнату входит старый человек. Благоговение перед старостью сливается с чувством благодарности:

“Atsēclies, atpūties,
Mana veca māmuliņa.
Gan tu biji piekususi,
Mani mazu auklēdama”. (3153)

Присядь, отдохни,
Старая моя матушка.
Уж ты достаточно уставала
Качая меня малую.

“Es vecam nesmējos.
Prikšā man tās dieniņas:
Ņēmu vecu pie rociņas,
Atsēdinu krēsliņā”. (27276)

Я старому не смеялся,
Впереди у меня те денёчки:
Взяв старого за рученьку,
Усаживаю в креслице.

Если б я должна была бы указать песню, в которой в наибольшей мере выражается латышский эпос, ту песнь, звучавшую во мне, когда я писала “Поезд жизни” и создавала образы главных героев Майи и доктора Альня, то должна указать следующие:

“Audz, māsiņa, gana skaista,
Nemin cita kājiņam” (5485)

Расти красавицей сестричка,
Ноженьками другого не топчи.

“Es sakūru skalu guni,
Liela ceļa maliņā,
Lai sildās tie bērniņi,
Kam nav tēva, māmuliņas”. (4008)

Из лучин костёр развела
На краешке дороги,
Чтоб детишки грелись,
Кто без отца, матери.

Кто топчет ногами другого, тот, уничтожая Богом данную красоту, топчет сам себя. Мысль эта отразилась в творчестве писателей наиболее уважаемых в нашем народе. Она звучит печальной мелодией в поэзии Порука, в сказках Карлиса Скалбэ обрамлена эта мысль светлыми импрессионическими пейзажами, в искусстве Райниса она выкована в завет: “Не растопчи других, и сам поднимаешься”. Мысль эта не исчезла и в новейшей нашей лирике: в мире Зинаиды Лазды лопух, моль, водяная брошка не исключены из круга стихов и вокруг мелких, серых, в буднях отрицаемых вещей сверкает маленькая радуга красоты. Андрейс Эглитис, другой уважаемый лирик в своей “Кантате” просит: “Не вели, Господи, кровью кровь смывать с латышской земли”. Величие и кровь в мировоззрении латышей несовместимы.
Мы видим, что благоговение латышей в дайнах часто неотделимо от сострадания.
Заглянем глубже в сущность сострадания. Оно делает обычного человека поэтом, он захваченный чужим переживанием отражает его в словах и красках. Если и есть врата, через которые можно войти в другого человека, то это сострадание. Оно обогащает психологическую науку значительнее, чем прямые наблюдения. Оно открывает происходящее в душе точнее, чем непосредственные исследования. Но необходимо отличать сострадание от жалости: нищего жалеем, мученику сострадаем. Жалость пассивна, сострадание – активно. Жалость удобна, сострадание же обязывает. Христос не жалел людей, Он страдал с ними, чтобы уменьшить людские страдания. Он крест возложил на свои плечи. Он не плакал, придя к мёртвому Лазарю. Он воскресил его и это великий пример истинного сострадания. Христос нёс весть радости, там, где Он проходил утверждалась мысль воскрешения.
Жалость унижает. Жалея человека, даём ему повод почувствовать бессилие, сами же остаёмся фарисейски (лицемерно, ханжески) спокойными, - несчастье ведь постигло не нас.
Сострадая с человеком, мы восхищаемся его силой и благоговейно спрашиваем себя способны ли были бы мы сами нести такую же ношу? На того, кого жалеем, смотрим свысока, но охваченные желанием помочь глубоко склоняем голову перед страдающим.
Собака колбасу или плеть в руках хозяина видит сразу, но не замечает траурной одежды, в которую хозяин облачён. Только человек способен испытывать сострадание.
В наши дни, когда зло прорывается в людях, жалких и зверствующих, в наши дни, когда в одну ночь наш надёжный дом может превратиться в груду развалин, увенчанный счастьем – стать изгнанником, друг – предателем, брат – врагом, человек современный должен опасаться потерять свою душу.
Тот, кто, начиная и заканчивая день, слышит в себе звоны колокола благоговения и сострадания, тот сберёг от гибели своего внутреннего человека.
Есть начало и конец войне на фронте, война на поле культуры не кончается никогда. Битва культуры требует мобилизации всех гелиоцентрических сил. Защита корней культуры требует великой жертвенности, добровольцев и героев.

(Сокращенный перевод).
_______________
(bijība) – (лат.яз.), благоговение и одновременно трепет.
Вложения
Зента Маурина 2021.jpg
Ответить

Вернуться в «Сайты Рериховских организаций»