Иван Павлович Минаев - основатель российской школы индологии
Наша страна имеет богатое культурное наследие. Оно было накоплено людьми, жившими до нас. Их талант, труд, мысли и дела составляют это наследие. Оно представляет собой «живую ткань культуры», которую нам необходимо оберегать и преумножать, потому что без культуры нет будущего.
Иван Павлович Минаев (1840-1890), основоположник научной школы индологии в России, сделал много для укрепления связей России и Индии. В последние годы его имя было незаслуженно забыто на его родине, в городе Тамбове.
В 2010 году исполнилось 170 лет со дня рождения выдающегося ученого-востоковеда. Этой юбилейной дате было посвящено торжественное заседание Ученого совета, состоявшегося 9 ноября в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина.
В заседании Ученого совета приняли участие гости из университетов Москвы и Санкт-Петербурга. С основным докладом выступила доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор В.Г.Лысенко.
Увлекательно и живо прозвучал рассказ о развитии буддологии в России как направлении религиоведения и философии; об изучении Индии, во все времена привлекавшей русских путешественников и исследователей; о роли И.П.Минаева в становлении научной индологической школы, о значимости трудов русского ученого для индологов всего мира.
Сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета, доктора филологических наук С.О.Цветкова и С.С.Тавастшерна провели творческую встречу с преподавателями и студентами факультета религиоведения ТГУ им. Г.Р.Державина.
В.Г.Лысенко передает в дар университету впервые вышедшую в свет «Энциклопедию индийской философии»
Интерес к странам востока, особенно к Индии, «сказочной стране Рахманов», издавна был присущ русскому народу. И.П.Минаев писал: «У нас, на Руси, изучение вообще Востока никогда не имело и не могло иметь отвлеченного характера. Мы слишком близки к Востоку для того, чтобы интересоваться им только отвлеченно». В начале XVIII века, в эпоху Петра I, в России началось проведение отдельных индологических исследований, распространение индологических знаний, но создать отечественную школу индологии, обретшую мировое признание и существующую по сей день, удалось только уроженцу города Тамбова Ивану Павловичу Минаеву.
Российская индологическая школа складывалась не простыми путями, преодолевая многие препятствия и временные разрывы преемственности. Многие талантливые ученые погибли в сталинских лагерях. Возможно, поэтому имя ее основателя, чьими учениками по праву считают себя и современные исследователи Индии, было незаслуженно забыто на его родине, в Тамбове. Многое из богатейшего наследия И.П.Минаева еще не исследовано и не опубликовано. В связи с этим, деятельность тамбовских исследователей жизни и творчества выдающегося земляка, горячо поддержанная учеными Москвы и Санкт-Петербурга, очень важна для развития российской индологии в целом. Первые научно-общественные чтения, посвященные И.П.Минаеву, организованные в Тамбове в ноябре 2009г. ТГУ им. Г.Р.Державина совместно с Общественной палатой Тамбовской области и ТРОО «Культурная инициатива» при активном участии членов рериховского общества вызвали большой интерес.
В чтениях принимали участие преподаватели вузов, научные сотрудники, аспиранты и студенты, представители общественности.
О Минаеве, человеке и ученом, говорили в своих докладах принимавшие участие в чтениях гости из Санкт-Петербурга и Москвы:
главный научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук, д. филол. н., проф. Я.В.Васильков,
Выступление_Я.В.Василькова
Выступление_А.А.Вигасина
зав. кафедрой истории Южной Азии Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова, д. и. н., проф. А.А. Вигасин,ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, .и.н.Т.Н. Загородникова.
Многогранность таланта Минаева как историка-востоковеда, буддолога с мировым именем, лингвиста-санскритолога (труды И.П. Минаева были переведены на английский и французский языки) была раскрыта в сообщениях тамбовских участников чтений - преподавателей ТГУ имени Г.Р.Державина: к.и.н., доц. О.П.Жалменовой, к.филос.н., доц. Т.С.Прониной, к. филол. н., доц. Н.В. Каменской.
Доклад Т.С.Прониной был посвящен описанию исследования И.П.Минаевым памятника буддийского монументального искусства – барельефов знаменитой Бхархутской ступы.
Не остались вне поля зрения участников чтений и тамбовские страницы биографии Минаева. Им посвятили свои сообщения ст. научный сотрудник Государственного архива Тамбовской области, к.и.н. Т.А.Кротова, доц. кафедры российской истории, к.и.н. В.Д.Орлова, председатель ТРОО «Культурная инициатива» Т.И.Попова.
Сборник статей, изданный по материалам минаевских чтений, высоко оценен востоковедами Московского и Санкт-Петербургского университетов, передан в университетские библиотеки, а также в научную библиотеку Международного Центра Рерихов.
Из выступлений ученых, основанных на эпистолярном наследии И.П.Минаева, воспоминаний современников перед нами предстает неординарная личность человека, посвятившего всю свою жизнь науке и Индии.
Один из его первых биографов С.К.Булич подчеркивал, что И.П.Минаев был не только выдающимся ученым, но и «крупным характером, не изменявшим своим убеждениям и отстаивавшим их перед всеми, не опасаясь личных для себя последствий». Чрезвычайно требовательный к себе, обладавший огромным трудолюбием, он шел к намеченной цели, неустанно совершенствуя себя.
Высокая нравственность, широта научных интересов, ответственность, организаторский талант, системный подход к изучаемому предмету, стремление к поиску истины позволили И.П.Минаеву основать российскую школу индологии. Научная деятельность И.П.Минаева, а также его ближайших учеников академиков С.Ф.Ольденбурга, Ф.И. Щербатского, профессора Д.Н.Кудрявского и др., создала тот высокий стандарт, на который и сегодня в своей работе равняется каждый российский индолог.
Заложенный И.П.Минаевым фундамент российской индологии стал прочным основанием для дальнейшего развития отечественного востоковедения. Так, например, д. филол. н., проф. Я.В.Васильков пишет: «Ю.Н.Рерих всегда считал себя представителем российской школы исследований буддизма, Индии и Центральной Азии. Его работы прямо свидетельствуют, что он идентифицировал себя только так, и не иначе: в них мы встречаем идеи и подходы, характерные именно для петербургской буддологической школы. Ю.Н.Рерих успел сделать на родине многое: в частности, возродить серию Bibliotheca Buddhica… Проводя в ИВ АН СССР семинары и открытые занятия по чтению буддийских текстов, читая курсы ведийского, буддийского гибридного санскрита и тибетского языка, работая с аспирантами, Ю.Н.Рерих соединял нарождающуюся традицию московской классической индологии с традициями «минаевской» школы».
Что повлияло на выбор жизненного пути будущего ученого, родившегося в маленьком провинциальном городе? Сам он называл увлечение востоковедением случайностью. Но цельность, устремленность, грандиозность выполненных задач говорят нам о высоком призвании И.П.Минаева, которому он был верен всю жизнь.
Иван Павлович родился в 1840г. в деревянном доме с мезонином на улице Долгой (ныне ул. К.Маркса), в многодетной семье коллежского ассесора Павла Глебовича и Варвары Евлампиевны Минаевых. Родители уделяли большое внимание воспитанию детей, привили им любовь к знаниям, искусствам, смогли дать хорошее образование. Ваня с детства отличался от своих сверстников, предпочитая чтение и уединенные размышления шумным мальчишеским играм; рос мечтательным и романтичным мальчиком. На лето вся семья выезжала в имение Васильевское, недалеко от Тамбова. Воспоминания о детстве, проведенном среди живописной среднерусской природы, согревали И.П.Минаева и в холодном Лондоне, и в долгих поездах по Индии.
Здание Тамбовской мужской гимназии (современное фото)
В 1858г., после окончания Тамбовской мужской гимназии, И.П.Минаев поступил в Петербургский университет на китайско-манчьжурское отделение факультета восточных языков. В университете И.П.Минаев обучался у профессора В.П.Васильева, крупнейшего китаиста своего времени и знатока буддизма. Изучение буддизма легло в основу интересов будущего ученого. С.К.Булич отмечал, что «все научные интересы Минаева были направлены в сторону истории религии…, так как ничего лучше религии, думалось ему, не может охарактеризовать не только человека, но и целый народ». Говоря об изучении религии, И.П.Минаев имел в виду объективный научный анализ, свободный от конфессиональных интересов. Он писал: «При научном описании религиозных феноменов нельзя преследовать апологетических целей… Факт должен быть обследован в возможной полноте и при полной объективности исследователя». Увлечение буддизмом побудило его заняться первоисточниками древнейшего буддизма. Таким образом, он пришел к изучению индийских языков – санскрита и пали, которые открывали доступ к древнейшим памятникам по истории буддизма.
После окончания университета в 1863г., И.П.Минаев продолжил обучение за границей: изучал санскрит, в совершенстве освоил пали, работал с индийскими рукописями в парижской Национальной библиотеке и в Британском музее.
Вернувшись в Россию в 1868г. превосходным знатоком буддийской культуры, был назначен доцентом кафедры санскритской словесности факультета восточных языков, в 1869г. получил степень магистра за исследование «Пратимокша-сутра. Буддийский служебник». В 1872г. И.П.Минаев защитил докторскую диссертацию «Очерк фонетики и морфологии языка пали», в 1873г. стал профессором по кафедре сравнительного языкознания, где и проработал до конца жизни.
В 1874г. И.П.Минаев провел два года, путешествуя по Цейлону, Индии и Непалу, собирая рукописи, изучая древние памятники и живой фольклор. Его книга «Индейские сказки и легенды, собранные в Камаоне в 1875г.» была высоко оценена Л.Н.Толстым.
- Индийские сказки.jpg (19.81 КБ) 15466 просмотров
В 1880г. и в 1885-86 годах, несмотря на ухудшающееся состояние здоровья, И.П.Минаев совершил еще две поездки в Индию. Результатом его научных экспедиций стали богатейшие коллекции древних буддийских рукописей, книг, этнографических коллекций. На основе изучения древних буддийских текстов И.П.Минаевым был создан главный труд «Буддизм. Исследования и материалы», принесший ему мировую известность.
Были переведены на английский и французский языки и другие его работы по истории буддизма и санскритологии. По учебнику Минаева в Индии изучали пали, священный язык буддистов. Не менее значимы труды И.П.Минаева и в других областях востоковедения: географии, истории, индологии, лингвистики.
И.П.Минаев отличался от большинства индологов, предпочитавших изучать древнюю Индию, тем, что уделял большое внимание исследованиям Индии современной. Такой подход давал возможность наиболее целостно подойти к пониманию особенностей культуры древней страны. Широта кругозора нашего соотечественника, его беспристрастность как исследователя, и в тоже время заинтересованное отношение к важнейшим вопросам развития двух цивилизаций, взаимодействия культур Востока и Запада, делают богатейшее научное и культурное наследие И.П.Минаева не менее важным и актуальным и в наше время.
Попова Тамара, Мачуловская Татьяна
ТРОО "Культурная инициатива"