Новости Международного Совета Рериховских организаций

Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

Резолюция Совещания Междунар. Совета Рериховских организаций

Сообщение Juri »

Резолюция


Совещания общественных организаций Международного Рериховского движения «Современные формы защиты наследия Рерихов и МЦР»,

посвященного 20-летию «Обращения С.Н. Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств»

Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

25 марта 2012 г.

г. Москва



25 марта 2012 года в Международном Центр-Музее имени Н.К. Рериха состоялось Совещание общественных организаций Международного Рериховского движения «Современные формы защиты наследия Рерихов и МЦР», посвященное 20-летию «Обращения С.Н. Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств».


Организаторы Совещания: Международное Содружество Рериховских организаций, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, отдел по связям и сотрудничеству с Рериховским движением Международного Центра Рерихов.

Информационная поддержка: газеты «Содружество» и «Свет Утренней Звезды», сайт Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха , интернет-форум «Держава Рерихов – щит Культуры».


В рамках Совещания были предложены к обсуждению следующие темы:

- современные формы и методы защиты наследия Рерихов и МЦР;

- ответственность Рериховского движения за выполнение задач защиты, поставленных С.Н. Рерихом;

- сотрудничество Рериховского движения с МЦР в деле защиты;

- реализация решений Международного симпозиума «Рериховское движение: актуальные проблемы сохранения и защиты наследия Рерихов в историческом контексте» (2002) и Декларации Международного Рериховского движения (2003);

- принятие резолюции.


В работе Совещания приняли участие представители общественных организаций России, Украины, Эстонии, Латвии, Германии, Болгарии, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Молдовы. На Совещании выступили с сообщениями: ответственный секретарь МЦР П.М. Журавихин; руководитель отдела мультимедийного портала МЦР Н.Г. Войченко; сотрудник МЦР А.П. Устименко. В сообщениях поднимались проблемы, связанные с деятельностью участников Рериховского движения в интернет-пространстве, рассматривались сетевые принципы и механизмы работы, качество информационного взаимодействия и другие вопросы.

В режиме «открытого микрофона» на Совещании прозвучали выступления участников Рериховского движения: И. Кокарева (Россия, г. Киров), В. Войтенок (Россия, г. Саратов), Н. Золотарева (Россия, г. Белгород), Л. Хоменок, (Россия, г. Пенза), Р. Габуева (Россия, г. Владикавказ), Э. Чистякова (Украина, г. Днепропетровск), В. Козар (Украина, г. Киев), М. Куцарова (Болгария, г. София), Е. Троянова (Киргизия, г. Бишкек) и др. Выступающие коснулись деятельности Международного Содружества Рериховских организаций по защите имени и наследия Рерихов и МЦР в современных условиях, а также обсудили формы и методы работы.



Участники совещания отметили, что прошедшее 20-летие со дня обращения Святослава Николаевича Рериха к рериховским организациям подтвердило его актуальность. Жизненно важен призыв С.Н. Рериха осознать объединительную роль культуры и значение духовного потенциала гуманистических идей семьи Рерихов, необходимых для восхождения человеческого духа. Пламенное напоминание Святослава Николаевича об этике отношений на избранном пути Красоты, Добра и Совершенства и о нашей ответственности за будущее набатом звучит и по сей день. Особое внимание С.Н. Рерих обращал на ведущую роль Международного Центра Рерихов, необходимого звена Иерархической преемственности, где сохраняется в целостности, научно изучается, популяризируется и действенно защищается наследие семьи Рерихов. Обращаясь к рериховским общественным организациям, Святослав Николаевич подтвердил полномочия Людмилы Васильевны Шапошниковой в качестве его Доверенного лица и призвал к необходимости согласовывать с ней все свои действия. Глубокую тревогу у С.Н. Рериха вызывали, имевшие место уже в то время, недружелюбные выпады в адрес Л.В. Шапошниковой, а также преждевременное издание ряда публикаций - «Надземное» и «Напутствие вождю». Сегодня тенденции, наметившиеся в Рериховском движении двадцать лет назад, продолжают действовать.

Новой вехой в становлении Рериховского движения стал симпозиум «Актуальные проблемы сохранения и защиты наследия Рерихов в историческом контексте», состоявшийся в 2002 году в МЦР. Его участники дали анализ состояния Рериховского движения на тот период; отметили возрастающую поляризацию сил; выявили причины и мотивы несвоевременной публикации сокровенных дневников Е.И. Рерих издательством «Сфера»; дали оценку деятельности тех, кто посягает на высокие имена Рерихов и их наследие – О. Шишкин, А. Сенкевич, И. Минутко, Д. Энтин, О. Румянцева, Д. Попов, В. Росов, М. Лунев, Г. Горчаков, С. Аблеев, С. Джура, В. Огустат, А. Люфт и др. Симпозиум определил задачи Рериховского движения, обозначил пути и формы действенной защиты. Итогом Симпозиума стало создание Международного Содружества рериховских организаций, которые в своей деятельности сплотились вокруг Международного Центра Рерихов. В современных условиях Содружество рериховских организаций является реальной силой, которая выдвигает в качестве главной задачи - защиту имени и наследия Рерихов, Международного Центра Рерихов и Л.В. Шапошниковой.




Участники совещания констатировали, что проблемы, отмеченные в Обращении С.Н. Рериха, сохранились и проявляются с новой силой. Пространство борьбы за охранение наследия расширяется:

сохранились и приобрели еще большую остроту вопросы охраны авторских прав Е.И. Рерих и МЦР;

издаются книги, невежественно и тенденциозно освещающие эволюционную миссию Рерихов и вдохновлявших их Великих Учителей (А. Андреев);

защищаются диссертации, искажающие сущностные аспекты творческого наследия Рерихов и Живой Этики (С.Аблеев, В. Росов, Н. Самохина и др.);

появляются печатные издания, выпущенные в зарубежных странах (Германия, Великобритания, США, Украина и т.д.), искажающие историческую правду о наследии;

выходят и широко распространяются контрафактные издания Граней Агни Йоги, а также адаптированные под массовое сознание материалы наследия Б.Н. Абрамова;

в современной социальной практике сохраняется негативная оценка со стороны РПЦ наследия Рерихов и деятельности Рериховского движения;

почти полностью разграблено наследие семьи Рерихов, находящееся на квартире Ю.Н. Рериха;

допускаются необоснованные территориальные претензии в адрес МЦР со стороны Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина;

в критическом состоянии находится наследие семьи Рерихов в Индии (Кулу);

продолжается акультурная деятельность организаций, которые называют себя рериховскими или позиционируют свою работу, как проходящую в русле наследия Рерихов, но по сути таковыми не являются, ибо их деятельность противоречит концепции Культуры Н.К. Рериха, Обращению С.Н. Рериха, писавшего: «Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе»; а также не отвечает принципам Декларации Международного Рериховского движения (2003) ( М. Лунев, А. Люфт, С. Клоков, Нараяма и др.);

обостряется поляризация сил в Рериховским движении, во многом связанная с поверхностным пониманием эволюционной роли Культуры и сотрудничества, слабой устремленностью к самосовершенствованию, безответственностью и не достаточностью усилий по воплощению идей Учения Живой Этики в жизнь.


Участники совещания обозначили наиболее эффективные формы и методы защиты наследия Рерихов и МЦР в современном обществе:

размещение актуальной информации на сайтах Международного Совета рериховских организаций имени С.Н. Рериха и рериховских обществ;

работа на интернет-форуме «Держава Рерихов – щит Культуры»;

издательская деятельность по защите имени и наследия Рерихов;

Международные форумы в рамках действующей с 2005 года Международной программы «Как охраним живую ткань культуры?»;

Культурные программы Международного Совета рериховских организаций имени С.Н. Рериха: «Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха – уникальное явление современной культуры»,
«По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К. Рериха» , Международная акция «SOS Культуры - наследие Рерихов в опасности!» , детская программа и др.

организация и проведение круглых столов, обучающих семинаров в регионах по вопросам защиты: PR-технологиям, юридическим аспектам регистрации Знака Знамени Мира и т.д.;

распространение изданий Международного Центра Рерихов в региональных и городских библиотеках, а также в научных библиотеках ВУЗов;

систематическая работа по популяризации творчества Рерихов (выставки, презентации, лекции, творческие встречи, в том числе, в библиотеках);

сотрудничество с учебно-образовательными и научными учреждениями, с учеными, ведущими поиски в направлениях, связанных с наследием Рерихов, философии космической реальности;

популяризация трудов Рерихов, Л.В. Шапошниковой, философов и ученых-космистов среди молодежи (конференции, форумы, встречи, публикации);

активное участие в формировании общественного мнения в «пользу Культуры» (Н.К. Рерих). Мониторинг интернет-пространства, СМИ, книжного рынка по поиску недостоверной информации, клеветнических публикаций и изданий; расширение сотрудничества на региональном уровне с представителями науки и культуры, с административными и властными структурами на местах; укрепление сотрудничества с региональными музеями путем совместного проведения выставок картин Н.К. и С.Н. Рерихов и фотовыставки Л.В. Шапошниковой; презентация и выставки изданий МЦР и т.п.;

участники совещания признали своевременным создание программного документа Рериховского движения, который содержал бы анализ особенностей современного этапа его развития.



Участники совещания постановили:

Считать организации и лиц, ведущих акультурную и дезинтегрирующую деятельность, направленную на дискредитацию имен и творческого наследия Рерихов, Международного Центра Рерихов и Л.В. Шапошниковой, стоящими вне Рериховского движения, ибо такая деятельность противоречит принципам Декларации Международного Рериховского движения (2003).

Активнее и шире оповещать общественность о фактическом состоянии дел с наследием Рерихов, используя СМИ.

Оказать деятельную поддержку МЦР по подготовке 6-го тома сборника «Защитим имя и наследие Рерихов», а также предложить рериховским организациям продолжать издательскую деятельность в этом направлении на местах.

Предложить рериховским организациям обратить внимание на наполненность сайтов качественным материалом о жизни и творчестве семьи Рерихов. Рекомендовать рериховским организациям в полном объеме использовать информацию, выложенную на сайте МЦР и Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, с учетом закона об авторском праве (при согласовании этого вопроса с МЦР и Советом).

Укреплять и расширять сотрудничество с Международной Лигой Защиты Культуры и ее отделениями, продолжать проведение совместных программ.

Предложить рериховским организациям инициировать исследовательскую работу по сбору, изучению и систематизации имеющейся в регионах информации о семье Рерихов и их творческом наследии (статьи в СМИ, научные публикации, архивные материалы, радио- и телепередачи, интервью и т.д.).

Поддержать деятельность Белгородской рериховской организации по защите имени и наследия Рерихов.

Создать при Совете группу по защите творческого наследия Б.Н. Абрамова.

Создать рабочую группу по подготовке программного документа Рериховского движения на современном этапе.


Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха.

Перейти в рубрику "Информационные письма, документы, события"
Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

Re: Новости Международного Совета Рериховских организаций

Сообщение Juri »

11 марта 2015 г.

Рецензии на публикацию о Н.К. Рерихе в газете «Helsingin Sanomat», Финляндия:

Juri Liimatta. О фантазиях Тимо Вальякка в статье «Многосторонний мистик»

«Клевета есть передача лжи, все равно,
будем ли передавать по легкомыслию,
или по злобности, или по невежественности
— семя ее будет одинаково вредоносно…»
Н.К.Рерих [1].


Недавно открывшаяся совместная выставка Аксели Галлен Каллела и Николая Рериха под названием «Паломники искусства» что в Музее Галлен-Каллела Эспоо (Финляндия) пробудила весьма оживленный интерес у посетителей и, казалось бы, можно только радоваться тому, но наряду с этим вскрылась и негативная сторона этого события. В финских газетах появился ряд статей содержание которых весьма удручает. Статья Тимо Вальякка «Многосторонний мистик» (Monipuolinen mystikko) опубликованная в Хельсингин Саномат от 11.2.2015, одна из них.

Облик великого русского художника, мыслителя, крупного ученого, философа, путешественника, общественного деятеля планетарного масштаба Николая Рериха (1874-1947), которого «по энциклопедичности знаний, разносторонности таланта часто сравнивают с титанами эпохи Возрождения» [2], преподносится в статье весьма невежественно и образ его далек от истины. Автор Тимо Вальякка туманно сообщает нам, что Рерих в начале прошлого века где-то «путешествовал в северной Индии возле Гималайских гор» (?!). О цели и содержании этих путешествий нам остается только догадываться.

Но, если вспомнить глубоко-содержательную жизнь Н.К.Рериха, всей Великой Семьи Рерихов внесшей в мировую сокровищницу культуры свой бесценный вклад, то можно предположить, что речь в статье идет о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, которая была осуществлена с 1924-1928гг. Помимо многочисленных научных исследований экспедиция ставила перед собой цель — «совершить грандиозный по масштабам круг через районы Центральной Азии и произвести эволюционное действие по «закладке магнитов» – создание по маршруту следования особого энергетического поля» [3].

«Центрально-Азиатская экспедиция началась в 1924 году в Сиккиме, в небольшом королевстве по соседству с Британской Индией, затем она перебазировалась в индийское княжество Кашмир. Из Кашмира ее маршрут пролег в Ладак, из Ладака через Каракорум она двинулась в китайский Синьцзян, в районе которого пересекла границу с советской Средней Азией, – и прибыла в Москву. Из Москвы путешественники отправились в Сибирь, оттуда – на Алтай и через Бурятию вошли в Монголию, из нее попали в Тибет, из Тибета через неизведанные еще Трансгималаи двинулись на Сикким и оттуда прибыли в Дарджилинг. Экспедиция, длившаяся четыре года (1924–1928), совершила грандиозный круг — этого не сделала ни одна экспедиция XX века» [4]. В состав участников экспедиции, руководимой Николаем Константиновичем Рерихом, входила также его жена Елена Ивановна и старший сын Ю.Н.Рерих.

По возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, по её результатам Рерихи основывают в индийской долине Кулу в 1928 году Институт Гималайских Исследований «Урусвати» (не «антропологической исследовательской станции», как легкомысленно выразился в своей статье Т.Валякка), и это стало третьим эволюционным действием, связанным с итогами экспедиции и формированием нового космического мышления. Первое время основу деятельности Института составляла работа по обработке научных материалов, собранных Рерихами во время Центрально-Азиатской экспедиции. В дальнейшем, научные исследования были значительно расширены. С Институтом Гималайских Исследований «Урусвати» сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии и такие крупные ученые как А.Эйнштейн, Р.Милликен, Л. де Бройль, С.Гедин. Созданный под руководством Учителей Востока Институт стал предтечей и прообразом науки будущего. Новая система познания, представленная в Живой Этике, созданной Рерихами, явилась фундаментом этой науки.

Что касается мнения автора статьи о, якобы, бездарности Н.К.Рериха как художника, то оно совершенно безосновательно. Есть факты, которые весьма убедительно говорят об обратном. В течение своей жизни Н.К.Рерих создал более 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира. Высказывания великих людей о картинах Н.К.Рериха, которые «полны жизненной правды и истинной поэтической красоты», еще раз подтверждают несостоятельность позиции Т.Валякка.

Вот что говорил великий индийский мыслитель, писатель и поэт Рабиндранат Тагор, который с неподдельным восхищением восторгался творчеством Великого Мастера: «Ваши картины ясны и всё же невыразимы словами. Ваше искусство ограждает свою независимость, потому что оно великое искусство». Рабиндранат Тагор был первым, кто познакомил индийцев с творчеством Н.К.Рериха. По его рекомендации и настоятельной просьбе уже в декабре 1920 года в калькуттском журнале «The Modern Review» вышли переводы стихов Н.К.Рериха, а в 1921 году — большая статья о его картинах.

Также с искренним восторгом отзывался о картинах Николая Рериха и великий ученый Альберт Эйнштейн:
«Я восхищаюсь искренне Вашим искусством и могу сказать без преувеличения, что никогда еще пейзажи не производили на меня столь глубокого впечатления, как эти картины».

И, еще.

5 июня 2013 года картина Рериха «Труды Богоматери» была продана на торгах аукционного дома Bonhams в Лондоне за баснословную цену: 7,88 миллиона фунтов стерлингов. Это мировой рекорд для картины русского художника, и является абсолютно убедительным фактом не только высокохудожественной ценности картин Н.К.Рериха, но и коллекционной. Таким образом, художественные произведения Н.К.Рериха никак нельзя классифицировать как «бездарные».

Ну, и последнее.

Н.К.Рерих является инициатором и автором международных культурных движений «Мир через культуру», «Пакта Рериха и Знамени Мира», что для автора клеветнической статьи, наверное, новость.

Напомним, что «подписание Пакта Рериха в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями двадцати одного государства Панамериканского Союза, включая США, стало одним из наиважнейших событий XX века в области международной защиты культурного наследия человечества. Уникальность этого исторического документа в том, что Пакт обеспечивает безусловную защиту культурному достоянию человечества от варварских разрушений не только во время военных конфликтов, но и в мирное время – от невежества, фанатизма, простого безразличия, приводящих к гибели памятников культуры. Высокое гуманистическое содержание Пакта также состоит в том, что он берет под свою защиту и персонал, работающий в охраняемых Пактом культурных объектах и учреждениях. Его принципы легли в основу Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 14 мая 1954 года. Идеи Пакта Рериха, утверждающие безусловную защиту исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений и их сотрудников в мирное и военное время, приобретает сегодня особую актуальность.

Призыв Николая Рериха «Мир через культуру» является основным содержанием Пакта, который впервые за всю историю человечества поставил перед ним вопрос о необходимости сохранения мира через сохранение и защиту Культуры. Этим Пакт Рериха показал путь к сохранению мира и уничтожению войны» [5].

В заключение обратимся к словам Николая Константиновича, который писал: «Можно расходиться в путях цивилизации, можно спорить о признаках прогресса, но невозможно не учуять понятие Культуры, сокровищницы всего возвышающего, путевого столба истинной эволюции».

Juri Liimatta
Ассоциация гуманной педагогики в Финляндии [6]
Вантаа
Евросоюз

9 марта 2015 г.

Автор выражает благодарность Paula Liimatta за помощь с переводом рецензируемой статьи с финского на русский язык.

_________________

1. Н.К.Рерих «Болезнь клеветы» «Врата в Будущее». 14 января 1935 г.ПЕКИН

2.Л.В.Шапошникова. Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры*

3.Эволюционные действия Рерихов

4.Л.В. Шапошникова. Н.К. Рерих как мыслитель и историк культуры

5.Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Гааге

6.Humaanin pedagogiikan yhdistys Suomessa ry


Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха.
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Новости Международного Совета Рериховских организаций

Сообщение Елена В. »

О. Слепова, А.Салычев.Страна Культуры. Родина в сиянье Подвига и Красоты VI региональный Форум детско-юношеских инициатив и творчества «Страна Культуры», г. Пенза
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Новости Международного Совета Рериховских организаций

Сообщение Елена В. »

Мы построим страну Культуры

Общероссийский молодежный конкурс
литературного творчества, посвященный 80-летию Пакта Рериха

Информационное письмо

В какой стране предпочитаете жить? –
Конечно, в стране Культуры.

Н.К. Рерих

В Год 80-летия со дня подписания Пакта Рериха, в Год литературы, объявленный Указом Президента РФ от 13 июня 2014 года, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха (Совет), при поддержке Международной Лиги защиты Культуры, начинает новый культурный проект – Общероссийский детско-юношеский конкурс литературного творчества, посвященный первому Международному Договору об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, а также человека – носителя Культуры. Договор получил название по имени его инициатора – Пакт Рериха.

Открытие проекта вызвано бедственным положением культуры в России и мире. Кроме того, его актуальность обусловлена необходимостью:

1. Продвижения среди молодежи гуманитарных идей Пакта Рериха как уникального достижения в области защиты и охраны культурного достояния, а также осознания российских истоков первого Международного договора о сохранении ценностей культуры.

2. Широкого обсуждения в современном обществе проблем сохранения мира, а также глубокого осознания выдвинутого Н.К.Рерихом в 1930-е гг. девиза «Мир через Культуру».

3. Популяризации и осознания выдающихся достижений российской культуры в контексте мировых культурных ценностей.

Концепция.

15 апреля 1935 года в Вашингтоне в Белом доме Главы двадцати одного государства подписали Пакт Рериха. Пакт представляет собой один из наиболее значительных культурных проектов, рожденных в XX веке, но всей сущностью своей устремленных в Будущее. Как ключ открывает он Врата в Грядущее, как крылья переносит через пропасти настоящего.

В современном российском обществе, в условиях невостребованности потенциала культуры и неудовлетворительного состояния культурного наследия, возрастает необходимость утверждения новых представлений об эволюции мира и человека, и в связи с этим – о путях развития Отечества.

Идеи основополагающей роли Культуры во всех видах созидательной деятельности, выраженные в концепции Н.К.Рериха, конкретизированные в статьях Пакта, громко «стучатся» в нашу жизнь. По мысли Н.К.Рериха Культура — есть единое пространство науки и техники, искусства, религии, образования, управления и исполнительства, жизни повседневной и праздничной и т.д. Культура есть «почитание Света», Его «Оружие», Его «Щит»; она – защитница, помощница, охранительница от обольщений и гримас жизни.

Памятники Культуры в концепции Н.К.Рериха – не просто здания, книги, картины и т.п. Это и особые могучие кристаллы Света, вобравшие в себя энергетику Красоты и Гармонии. Разбросанные по лику планеты, при условии востребованности человеком, памятники Культуры непрерывно излучают утонченнейшие вибрации, гармонизируя все вокруг в зависимости от широты и глубины созвучия им.

Особенно это актуально для молодого поколения, которому предстоит решать сложные задачи по возрождению культурного пространства страны, насыщению его подлинно гуманными ценностями и высокими нравственными идеалами в условиях крайне напряженного XXI столетия. Живая ткань культуры не может существовать без преемственности, которая выражается в способности воспринимать и осваивать лучшее, что оставили предыдущие поколения творцов и на этой основе созидать Будущее.

Проект предоставляет возможность молодому поколению презентовать свой творческий труд в области сохранения культуры и культурного наследия. Исключительно важно прислушаться к мыслям молодежи о культуре, о ее значении для эволюции человечества и создать благоприятные условия для максимальной реализации творческого духовного потенциала юного поколения.

Цели:

— популяризация идей Пакта Рериха и углубление в концепцию культуры Н.К.Рериха;

— выявление: творческого потенциала нового поколения детей и юношества (новизны сознания, логики постижения явлений; способностей не только к литературе или искусствам, но и к осознанию совершенствования своего внутреннего духовного мира в качестве важнейшего вида исследовательской деятельности, без которой невозможна подлинная успешность в жизни и реализация себя; способностей к постижению иерархической многоуровневости Бытия – низших и высших, очевидных и пока невидимых его сторон; способностей осознания своей мысли как поступка и т.д. – одним словом, выявление потенциала внутренней духовной жизни);

— поддержка и транслирование творчества одаренной молодежи;

— привлечение внимания педагогов, родителей, общественности и СМИ к творчеству по-новому одаренных детей.

Условия конкурса.

В конкурсе принимают участие литературные сочинения (поэзия, проза, журналистские материалы, сценарии, сказки, дневниковые записи, эпистолярное творчество, научно-популярные работы, социокультурные проекты и др.).

Названия работ участников конкурса не должны повторять наименование конкурса.

Темы литературных сочинений могут затрагивать широкий спектр проблем, связанных с сохранением культуры и культурного наследия России, учитывая разные возрастные категории. Темы работ в каждом регионе, городе, учебном заведении могут определяться самостоятельно. Среди тем могут быть следующие:

— «Мир через Культуру»;

— «Культура и мир – священный оплот человечества»;

— Значение Пакта Рериха для сохранения культурного наследия России;

— Культурное наследие — капитал невозместимой ценности;

— Страна Культуры – какая она?;

— Как стать культурным человеком?;

— Что мы можем сделать для сохранения красоты?;

и другие.

Организация и проведение конкурса включает несколько этапов:

Подготовительный этап:

– создание комитета по организации конкурса;

– формирование жюри для оценки присланных на конкурс работ.

Первый этап:

– проведение литературного конкурса по проблемам сохранения культуры и культурного наследия России в регионах, городах, учебно-образовательных учреждениях. В рамках этапа могут быть проведены видео-программы, книжно-иллюстративные выставки, детские круглые столы и семинары, мастер-классы и другие творческие акции для детей и молодежи.

– отбор лучших работ. В оргкомитет конкурса могут быть предоставлены лучшие работы детей, выполненные ранее.

– составление анкеты участника конкурса, где указывается: Ф.И.О. (полностью), город, место учебы (или детский сад), возраст, данные о руководителе, контактные данные (номер телефона, e—mail).

– предоставление работ и анкет в комитет по организации общероссийского конкурса электронном виде по адресу: strana.cultura@mail.ru

Второй этап включает отбор членами жюри общероссийского конкурса работ-победителей.

Заключительный этап:

– публикацию работ победителей конкурса в специальном издании (бумажная и электронная версии);

– оформление и выдача в регионах сертификатов участника общероссийского конкурса авторам лучших работ (по требованию).

Участники конкурса.

К участию в конкурсе приглашаются дети и молодёжь в возрасте 5 — 17 лет.

В конкурсе принимают участие работы, выполненные самостоятельно без содействия других лиц.

Сроки проведения конкурса.

– конкурсные работы принимаются до 1 декабря 2015 года;

– публикация работ победителей конкурса осуществляется не позднее 15 апреля 2016 года.

Приветствуем вдохновение, смелость мысли, полет воображения, необычность решений.

15 апреля 2015 г.

_______________

Загрузить Информационное письмо конкурса в Word файле
Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

Juri Liimatta. О напыщенности невежества

Сообщение Juri »

24 апреля 2015 г.

Juri Liimatta. О напыщенности невежества


Мир делится по качеству сознания,
и степень невежества есть мерило.[1]


За всю нашу многострадальную историю человечества, когда видишь в какую бездну нас завело недисциплинированное мышление, с горечью приходится констатировать, что мы так и не научились бережному охранению культурных основ, но с необычайным легкомыслием лишь уничтожаем культурные посевы Тех, Кто издревле и в величайшем терпении возделывает Поле Культуры и по сей день создавая её бесценную ткань. Уподобимся.

С некоторой долей тревоги пронзает сердце мысль: выдержит ли вообще наш «Ноев ковчег» хаотические силы безответственности и акультурности, порожденные нами, готовые в одночасье уничтожить последние оплоты этических норм жизни – оплоты внутренней духовной культуры, тем самым, надолго закрывая «двери космической эволюции человечества»? Фактически, последствия таких «ураганов», будь то угнетенное состояние души или физическое недомогание, каждый из нас ощущает каждый день. Причина тому будет одна — духовный кризис, непомерно сковавший наши устремления к обновлению сознания. За примерами далеко ходить не надо.
Недавно СМИ сообщили о том, что в городе Мосул, на севере Ирака, боевиками «Исламского государства» был буквально стерт с лица земли исторический музей!? Была уничтожена (и, теперь уже безвозвратно) древнейшая коллекция, состоящая из сотен шумерских, вавилонских и ассирийских скульптур и барельефов. А, ведь, возраст некоторых экспонатов более трёх тысяч лет!

Ранее исламисты взорвали иракскую национальную библиотеку. Тогда, в огне пожара погибли 10 тысяч редких книг и манускриптов! У боевиков это называется «борьбой с идолами», когда памятники культуры бульдозерами сравниваются с землей. И, ни ЮНЕСКО, ни Совет безопасности ООН, ни какая другая общественная структура не в состоянии предпринять что-либо существенное до тех пор, пока сам человек не осознает пагубность своих невежественных действий. Когда недисциплинированная свободная воля утопает в преступлениях против культуры, тогда это самая воля для одних «превращается в своеволие, для других в безответственность, для третьих в безумие самомнения» [2].

К сожалению, восстановление памятников культуры – проблема сложная. Е.И.Рерих по этому поводу пишет: «Никакие фотографии с уже не существующих строений, храмов и прекрасных творений, никакие точные воспроизведения их не смогут создать того чудесного трепета вибраций восхищения и вдохновения, которые веками наслаивались на тех стенах, предметах и полотнах» [3].

Не менее опасен духовный вандализм, ибо связан с эволюцией человека, его духовным развитием. В данном случае речь пойдет об «умствующих теоретиках», которые сродни фанатикам, подрядившимся на ниве пера. Они пытаются умалять, а, значит, разрушать Облики Культурных Героев человечества. Куда мы тогда пойдем, что скажем детям о великих культурных героях? Кому будет подражать юное поколение, в ком найдет пример стойкости? Об этом не задумываются те, кто пишут «мутные» статейки в духе бульварного чтива желтой прессы. Одна из них — «Шпион или гуру? Русский художник Николай Рерих был знаком со знаменитыми людьми» (автор — Лаури Лехтинен). Статья, сотканная из ядовитых измышлений автора и чужих предрассудков, умаляет имя Николая Константиновича Рериха, выдающегося русского художника, общественного деятеля, крупного мыслителя и оригинального ученого, вся жизнь которого всецело была посвящена Служению Культуре и почитанию Красоты.

Трудно сказать в чем, собственно, заключается цель статьи Л.Лехтинена, и на какие ценности намекает автор, когда в неведении бросает фразу: «Искусство Н.К. Рериха кроме духовного имеет и другие ценности»? Если это касается призраков материального благополучия, то этот миф выдуман «лентяями жизни». Он ими взлелеян, чтобы идти по жизни трутнями, не заботясь о своем предназначении – духовном обновлении сознания!

Обратимся за правдой к светоносному Облику Н.К. Рериха. Вся его жизнь была выражением истинного альтруизма и заботы о возрождении духовных ценностей человечества, а не материальных, о которых Великий Мастер никогда и не помышлял?

Еще при жизни, в 1939 году, в своем духовном завещании «Завет», Николай Константинович Рерих писал, что передал все права на свои произведения и собственность супруге — Е.И. Рерих и своим сыновьям: «Собственности у меня нет. Картины и авторские права принадлежат Елене Ивановне, Юрию и Святославу» [4]. Поэтому, даже человеку далекому от исследования жизни и творчества Великого Мастера, становится ясно, что перед нами абсолютно бескорыстный человек, которому важны были лишь Служение Культуре, высокое творчество и любовь к познанию основ жизни.

К сожалению, господину журналисту это трудно понять, а потому Н.К.Рерих для него является лишь «мистическим авантюристом». Однако Николай Константинович по этому поводу выражался совершенно определенно: «В разных странах пишут о моем мистицизме….<…> Уж очень оно мне напоминает английское «мист» — то есть туман. Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света. Если мистицизм в людском понимании означает искание истины и постоянное познавание, то я бы ничего не имел против такого определения».

Если для кого-то Н.К.Рерих авантюрист, то для других он – Великий Подвижник. В Индии Николаю Константиновичу оказывают величайшее почтение как Высокодуховному Гуру — Маха Риши, что означает Великий Провидец или Великий Мудрец. Это подтверждает духовную высоту Н.К.Рериха. На месте кремации Н.К.Рериха в долине Кулу, в Индии, стоит большой осколок скалы, надпись на камне гласит: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ».

Однако для г-на Л.Лехтинена все это не имеет значение. В его интерпретации «создатель захватывающих декораций (имеется ввиду Н.К.Рерих — Ю.Л.) оказался тем же самым человеком, что и тот, кто погряз в политических и денежных скандалах, и в это американцам было труднее всего поверить». Когда человек с соседом обсуждает какую-то сплетню, это дело его личной этики, но, если ложь распространяется публично, это уже клевета. Л.Лехтинен не привел ни единого довода своим измышлениям. Он переступил все нормы журналисткой этики. Исследователям хорошо известна история ограбления Рерихов в Америке, и узурпация Луисом Хоршем (бывшим сотрудником Рерихов) Нью-Йоркского Музея и содержащихся там бесценных картин. Именно семья Хоршей распространяла в СМИ клевету о Н.К.Рерихе, чтобы очернить его в глазах общественности.

Краткая хронология событий тех лет такова.

В Америке, начиная с 1921 года, Рерихи основали несколько культурных учреждений, в том числе, Музей имени Н.К.Рериха, расположившийся в 29-ти этажном Нью-Йоркском небоскребе, в который Л.Хорш вложил свои финансовые средства. Но в 1929 году в Америке разразился экономический кризис известный под названием «Великая Депрессия». Под предлогом спасения Музея Л.Хорш пошел на подлог, который привел к тому, что собственность Рерихов в Америке была арестована. Кроме того, чета Хоршей организовала травлю Н.К.Рериха в американской прессе. По свидетельству З.Г.Фосдик, американской сотрудницы Рерихов: «В апреле 1938 года Хорш тайком ночами вывез из Музея все 1006 картин Рериха, все ценные предметы искусства, книги и другие издания, выпущенные за эти годы, а также важные материалы и архивы». Надо отметить, что «Музей, и все картины Рериха были принесены в дар американскому народу, о чём говорилось в своё время в печати, во многих публикациях Музея, а также в особом письме президенту Соединённых Штатов». Таким образом, Хорш обворовал не только Рерихов, но и американский народ.

Однако г-н Л.Лехтинен, видимо, не желает все это знать и понимать. В своей статье он продолжает не только искажать факты, но и умалять, очернять научную деятельность Н.К.Рериха. Л.Лехтинен пишет: «В степях Монголии Рерих обещал найти такую коноплю (?!), которая была способна расти в сухом климате Среднего запада Америки». Трудно сказать, откуда у автора статьи столь «глубокие» познания об экспедиционной деятельности Н.К.Рериха. Не останавливаясь на моральной стороне вопроса, отметим, что Николай Константинович дважды работал в Монголии. Как писал П.Ф.Беликов – биограф Н.К.Рериха: «Экспедиция 1934-1935 гг., которую сам Н.К.Рерих назвал «Монгольской», финансировалась Департаментом земледелия США, который был заинтересован в получении засухоустойчивой растительности, предупреждающей эрозию почв. Хищническое землепользование грозило в некоторых районах США катастрофическими последствиями, и Н.К.Рериху было предложено провести работу по изучению защитной растительности, сбору её образцов и пересылки семян в Америку» [5]. Как видим, задачи Монгольской экспедиции были слишком далеки от предположений г-на Лехтинена.

Экспедиции, организованные и осуществленные Н.К.Рерихом, отражали, по меньшей мере, три аспекта: научный, художественный и общественно-значимый. Это характерно и для, грандиозного по своим масштабам, путешествия по Центральной Азии (1923-1928 гг.), которое стало главным свершением в жизни Н.К. Рериха. Вся его жизнь до экспедиции была подготовкой к ней, вся последующая – работой над ее результатами. Центрально-Азиатская экспедиция, выйдя из Индии, прошла через Сикким, Кашмир, Ладакх, Синьцзян (Китайский Туркестан), Джунгарию, Алтай, Монголию, Цайдам, Тибет и вновь вернулась в Индию. Задачи Центрально-Азиатской экспедиции не имеют ничего общего с высказываниями г-на Лехтинена. В своем очерке «Сердце Азии» Н.К.Рерих отмечал: «Кроме художественных задач в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».

Немало лжи о жизни и творчестве Н.К.Рериха собрал в своей статье Л.Лехтинен, чувствуется ярая недоброжелательность к великому русскому художнику, который трудился для России, для лучшего будущего всего человечества.

Николай Константинович в самом широком смысле этого слова был и остается глубоко русским человеком. Только русский человек, врастающий своими корнями в Небесный Иерусалим, в Русь Святую, мог петь Оды Любви русскому народу. «За последнее время в нескольких странах появились статьи о моей русскости, о моих русских картинах, о моих писаниях во славу народа русского. – Писал Н.К.Рерих. — По сердцу были мне эти отзывы <…> И чем дальше шли, тем драгоценнее выступали для нас героические черты и дарования народа русского у всех необозримых равнинных, поморских, лесных и нагорных очагов.<…> Растет народ русский и качеством и количеством» [6].

Juri Liimatta
Ассоциация гуманной педагогики в Финляндии
Вантаа.Финляндия.Евросоюз

24 марта 2015 г.

Автор статьи выражает глубокую сердечную признательность Мирье Кивилахти и Пауле Лииматта за перевод рецензируемой статьи с финского на русский.

______________________

[1] Община.193
[2] Агни Йога. 222
[3] Рерих Е.И. Письма. Том VII. 23.03.1943. Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик. М.: МЦР, 2007. С. 148
[4] Завет. «Зажигайте сердца!» // Сборник. Изд. 2-е. М.: Молодая гвардия, 1978, 208 с.
[5] Беликов П.Ф. Последняя научно-исследовательская экспедиция Н.К.Рериха // Непрерывное восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, 2001. С. 462.
[6] Н.К. Рерих. Листы дневника. Том II. Русскость. М.: МЦР, 1995.

© 2002-2015 Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха. Все права защищены.
Ответить

Вернуться в «Новости Рериховского движения»