1 – 4 июля 2009 года, САРАТОВ
"Культура в системе нового космического мировоззрения".
VI Международный общественно-научный форум
Посвящается 130- летию со дня рождения Е.И. Рерих и году Индии в России
Форум проходил в удивительном по красоте городе Саратове, расположенном на живописном берегу великой Волги.
«Арьи, угры, тюрки, славяне… На каждом квадратном километре - поселение. Курганы, погребения, могильники… Кочевники, охотники, пахари, воины, жрецы… Кто они, к какому государству принадлежат – не разберешь: будины, гелоны, агафирсы, массагеты, салтовцы, скифы, сарматы, сарты, ордынцы, половцы, ногайцы, киргиз-кайсаки, мордва, русские, казахи, немцы, татары…
Скифия уже растворилась, а Орда еще не пришла… Идешь, плывешь, где граница: власть страны Хазарии уже на нет сошла, а власть Булгарии еще не началась… До Московии далеко – до Персии еще дальше…» (И. Сорокин).
Великая река, великая история… Саратов - это место, где на протяжении веков сформировалось особое геокультурное пространство, локально осознающее свое положение как некий центр, столица на границе среднего и нижнего Поволжья, между Россией и Казахстаном, между севером и югом, западом и востоком. «Вокруг все кружится: Европа, Азия, Кавказ, мегаполис Москва… А тут, в центре, тишина. Именно так - в самом центре вихря!». (И. Сорокин).
В окрестностях Саратова в XVII столетии сформировался центр Калмыцкого ханства, который по легендам воспринимался как центр единого монгольского мира, священная страна Бумба, и калмыцкий хан Аюка-Мончак являлся хранителем священного «чиндамани».
Несмотря на периферийность расположения, город стремится быть первым во всем. Многие культурные начинания государственного масштаба закладывались в Саратове: первая публичная библиотека, первый общедоступный в провинции художественный музей, художественное училище, первый в России «бесплатный для детей пролетариата и крестьян драматический театр», стационарный цирк, первая в провинции консерватория (третья после Санкт-Петербурга и Москвы), создание которой дало толчок к бурному развитию музыкальной и концертной жизни в городе. Здание, в котором располагается консерватория, стало символом Саратова, его «визитной карточкой».
С Саратовом связаны судьбы целого ряда деятелей науки и политики, культуры и искусства: А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский, П.А. Столыпин, Н.И. Вавилов,
П.Н. Яблочков, А.П. Боголюбов, К.А. Федин, Л.А. Кассиль, А. Шнитке, М.Л. Ростропович, И.А. Слонов, В.Э. Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин, П.В. Кузнецов, М.А. Врубель и многие другие.
В 2009 году отмечается 75 лет со дня рождения Ю.А. Гагарина, юношеские годы которого прошли в Саратове. На берегу великой Волги, недалеко от Саратова находится и место приземления первого космонавта планеты.
170 лет назад впервые приехала в Саратов Е.П. Блаватская - философ, путешественница, писатель. Здесь прошли ее детские годы, которые она провела в семье деда А.М. Фадеева, назначенного в 1839 году губернатором Саратова. Нити преемственности связывают творчество Е.П. Блаватской с творчеством другой нашей великой соотечественницы Е.И.Рерих.
В 2009 году отмечается 130 лет со дня рождения Е.И. Рерих – выдающейся женщины, философа, писателя, крупного общественного деятеля. Е.И. Рерих впервые перевела на русский язык фундаментальные научно-философские труды Е.П. Блаватской, высоко ценила ее творчество. Современная наука еще только начинает осмысливать обширное наследие великих женщин России. Значительный вклад в это понимание внесла наша современница - индолог, академик РАЕН и РАКЦ имени К.Э. Циолковского, заслуженный деятель искусств РФ Л.В.Шапошникова, раскрывшая идеи, изложенные в научных трудах предшественниц как основы нового космического мышления и новой научной системы познания. Творчество трех выдающихся русских женщин объединено также огромным интересом и любовью к культуре Индии, изучению которой они посвятили долгие годы.
2009 год – это год Индии в России. Е.П. Блаватская, Е.И. Рерих и Л.В. Шапошников, особо отмечали в своих трудах значение индийско-российского сотрудничества как одно из оснований формирования Культуры будущего.
55 лет назад была подписана Гаагская конвенция, продолжившая идеи первого международного договора - Пакта Рериха по охране памятников культуры.
Организаторы форума:
Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха,
Саратовское Рериховское общество.
При поддержке:
Днепропетровского Рериховского общества (Украина),
Тянь-Шаньского Общества Рерихов (Кыргызская Республика),
Эстонского общества Рериха (Эстония, Евросоюз),
Тульского Рериховского Общества,
Пензенского Рериховского общества,
Пензенского регионального отделения Международной Лиги Защиты культуры,
Разработанная совместно программа форума вызвала огромный интерес среди научной и культурной общественности Саратова и Саратовской области.
В организацию форума активно включились:
Саратовский государственный технический университет,
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева,
Энгельсский краеведческий музей,
Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина, Народный музей Ю.А. Гагарина.
Но за несколько дней до открытия форума, когда уже было практически все готово, в процесс вмешалась Саратовская епархия и через каких-то высоких чиновников в администрации в приказном порядке запретила руководителям заявленных государственных организаций принимать участие в подготовке форума, обосновывая свое вмешательство тем, что рериховское движение это секта. Смущенные, взволнованные руководители заявленных госучреждений начали отзваниваться в оргкомитет и просить, чтобы их официально убрали из числа организаторов и, извиняясь, обещали оказать посильную помощь в проведении мероприятий. Некоторые из числа руководителей технического университета, воодушевленные реакцией церкви, говорили, что желательно отказаться от идеи проведения форума, иначе могут быть неприятности. Последующие события показали, что они последовательны в своих решениях. Давление оказывалось и на учителей школ, заявленных в качестве участников форума. Некоторым учителям звонили священники и рекомендовали не принимать участие в столь сомнительном мероприятии. Тактика церкви и некоторых сочувствующих им чиновников строилась таким образом, что отслеживались мероприятия форума и отказ в какой-то конкретной помощи поступал в последний момент, когда оставалось очень мало времени и шансов изменить ситуацию. Неожиданно, на время проведения педагогической гостиной в школах намечались педсоветы или возникали какие-то другие срочные дела, которые препятствовали учителям участвовать в форуме.
Странное чувство возникает, когда попадаешь в такую нестандартную ситуацию. Кажется, что мир сошел с ума или, что наблюдаешь некую ожившую историю, которая еще помнит инквизицию и другие неудачные попытки церкви вмешиваться в дела государства и науки. Хорошо знакомые люди, которые неоднократно оказывали поддержку в организации и проведении различных культурных мероприятий, выставок вдруг становились отчужденными, официальными чиновниками, демонстрирующими по отношению к тебе холодность и какое-то презрение, как будто ты делаешь что-то нехорошее, организуя форум. Реакция окружающих людей на создавшуюся ситуацию была различной - кто-то тихо сочувствовал, кто-то грубо посмеивался. Большинство людей оказались не способными открыто выразить свой протест церкви в сложившейся ситуации. Была бы понятна такая реакция людей, если бы они являлись ревностными сторонниками церкви, но в основном это атеистически настроенные ученые и интеллигенция, которые далеко не разделяют утверждения, что православная религия – единственно праведная религия в мире. Очевидно, именно такое попустительство общества в свое время и приводило к инквизиции, репрессиям и всевозможным реакционным режимам разного толка. Но как оказывается, мировая история ничему не учит!
Несколько часов смятения и горечи, но сотрудники Саратовского Рериховского общества мобилизовались и стали искать пути выхода из сложившейся ситуации.
В срочном порядке для проведения форума было арендовано новое помещение в Доме Знаний.
Максимальные меры для спасения форума предприняли С.П.Синенко, руководитель отдела по связям и сотрудничеству с Рериховским движением МЦР
и О.А. Уроженко, председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха. В самые первые, трудные, напряженные минуты они протянули руку помощи и оказывали всяческую поддержку словом и делом.
Сердечная благодарность за поддержку форума Л.В. Шапошниковой, Первому Вице-президенту Международного Центра Рерихов, генеральному директору Центра - Музея имени Н.К. Рериха, академику РАЕН и РАКЦ имени К.Э.Циолковского, заслуженному деятелю искусств РФ. В трудную минуту она направила для участия в форуме своих сотрудников С.П. Синенко и А.А.Лебеденко, зам. руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления МЦР.
Сердечная благодарность всем людям, которые оказали поддержку в столь сложной ситуации и именно благодаря этой поддержке программа форума была осуществлена в полном объеме.
Волна возмущения прокатилась среди научной и культурной общественности разных городов и регионов России и других стран.
В связи с открытием VI Международного общественно-научного форума «Как охраним живую ткань Культуры?», на имя губернатора Саратовской области, главам администрации городов Энгельса и Хвалынска, руководителям всех учреждений, ранее заявленных в качестве организаторов форума, поступило приветственное письмо от ведущих ученых России за подписями:
В.А Черешнева, академика РАН, председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы РФ (г. Москва);
Г.Н. Фурсея, академика РАЕН, вице-президента Российской академии естественных наук, вице-президента Международной лиги защиты культуры (г. Санкт-Петербург);
Ш.А Амонашвили, академика Российской академии образования, руководителя Международного Центра Гуманной Педагогики (г. Москва).
В адрес организаторов и участников форума также поступили приветственные письма от ученых, культурных и общественных деятелей из разных уголков России,
стран СНГ и Евросоюза:
С.В Залётина, летчика- космонавта, героя Российской Федерации (Тула);
В.М. Плоских, академика, вице-президента Национальной академии наук Киргизской Республики (Бишкек);
В.А. Воропаевой, профессора Киргизско-Российского Славянского университета, заслуженного деятеля науки Киргизской Республики (Бишкек);
А.И. Катца, заслуженного артиста России, профессора, художественного руководителя Саратовской филармонии имени А. Шнитке (Саратов);
Ю.П. Ошерова, народного артиста России, художественного руководителя Саратовского академического театра юного зрителя имени Ю.П.Киселева (Саратов);
А.Ю Казакова, профессора, ректора Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского (Пенза);
К.А. Молчановой, председателя Эстонского общества Рериха (Таллинн);
В.А. Козара, председателя Украинского отделения МЦР (Киев);
М.Р. Озолиня, председателя Латвийского отделения МЦР (Рига);
Н.П. Германовой, председателя Белорусского отделения МЦР (Минск);
Э.П. Чистяковой, председателя Днепропетровского городского Рериховского общества (Днепропетровск);
В.В. Федосова, председателя Хакасской региональной общественной организации последователей Рерихов «Ририховское общество» (Абакан);
Н.Р. Монасыповой, председателя Ташкентского Общества Рерихов (Ташкент);
Е.С. Кулаковой.руководителя Народного музея семьи Рерихов библиотеки имени Д.С. Лихачева города Новокузнецка, председателя Новокузнецкого городского Рериховского общества (Новокузнецк).
Но, на этом происки церкви не закончились. В местной газете «Новые времена в Саратове» № 23 (331) от 3-9 июля 2009 на 1 странице появляется заголовок «Почитатели Николая Рериха в опале» и небольшой анонс статьи - «Учение наносит вред нравственному и духовному здоровью последователей».
В самой статье «В поисках Шамбалы», опубликованной на 4 странице газеты автор Инна Каренина берет интервью у местного священника Сергия Штурбабина, в которой они пытаются дискредитировать форум и рериховское движение. Этот же материал начинает дублироваться и на интернетсайтах:
http://anomalia.kulichki.com/news17/959.htm или
http://www.religare.ru/2_66701.html
После выхода статьи сотрудники Саратовского Рериховского общества обратились в редакцию газеты с просьбой опротестовать статью. Главный редактор Олег Злобин согласился и, предвкушая привлекательный скандальчик на страницах своей газеты, предложил рериховцам дать интервью журналисту, который занимается соответствующими проблемами или обратиться к автору статьи Инне Карениной. Опасаясь нового извращения фактов такими «соответствующими» журналистами, сотрудники общества решили не связываться с газетой и продумать другой способ решения этого вопроса.
Относительно материалов статьи «В поисках Шамбалы», следует отметить, что все вопросы, которых касаются авторы, представлены в извращенном свете.
Они манипулируют необоснованными фактами и вводят несведущих читателей в заблуждение, желая добиться у них определенного психологического и эмоционального эффекта.
В частности, авторы статьи обвиняют русскую интеллигенцию начала XX века (одних Рерихов церкви теперь уже недостаточно) в попытке создать новое религиозное учение.
На что можно ответить, что если Учение Живой Этики, как синтетическое научно-философское учение в сферу своих научных интересов и исследований включает вопросы религии, то это не значит, что она претендует на подмену существующих религий или на формирование какой-то новой религии, о чем свидетельствует в статье священник С. Штурбабин. Он продолжает рассуждать, что основы теософии, разработанные Е.П. Блаватской, являются основой для создания Учения Живой Этики и обвиняет Е.П. Блаватскую в использовании оккультно-мистических практик.
Для разъяснения этой позиции следует отметить, что основы теософии также творчески осмыслены Е.И. Рерих в Учении Живой Этики, как и любые другие философские учения, например Платона, Пифагора, Вивекананды и других философов, что отражено в содержании ее статей.
Что касается осуждения Е.П. Блаватской в использовании ей оккультно-мистических практик, то все ее работы как раз посвящены обратному – разоблачению и осуждению оккультизма и предупреждению об опасности занятий различными оккультно-мистическими практиками.
Чтобы понять позицию Рерихов относительно оккультизма, то достаточно познакомиться с письмами Е.И. Рерих, где она подробнейшим образом описывает вред и опасность занятия различными оккультными практиками неподготовленному европейскому сознанию, и что действительно это может привести к серьезным нарушениям психики и здоровья человека. Но при этом Е.И. Рерих не умаляет и не отрицает восточной культуры, которая накопила огромный опыт в своих религиозных практиках в частности в таких мировых религиях как буддизм и индуизм. Задача науки будущего состоит в непредубежденном, объективном научном осмыслении богатого религиозного опыта человечества в культурах различных народов мира.
За отрицанием церковью и авторами статьи научного подхода к познанию мира, встает призрак древнего средневековьем, когда наука была под запретом, а инакомыслие преследовалось. Подтверждением, что Учение Живой Этики – это наука является и тот факт, что в круг интересов Учения включено и исследование мифологической культуры. Думается, что и православие не может отрицать, что мифологическое сознание, которое в православии именуется как язычество, предшествовало становления религиозного сознания. Отрицание церковью значимости этого мощного древнейшего пласта культуры и представление его как заблуждения человечества на пути своего развития – это абсурдно. Учение Живой Этики определяет поэтапное становление мифологического, религиозного и научного познания как различные последовательные этапы развития эволюции сознания человечества и в будущем с научной синтетической позиции будет осмыслен каждый из этих периодов. Нельзя сводить Учение Живой Этики к новой религии, лишь потому, что в круг ее исследовательских интересов попадают мифологические и религиозные вопросы. А вот, что касается наличия догматов, т.е. неоспоримых утверждений истины, то это как раз по части церковников. Не может быть догматичной проблема, которая попадает в поле зрения ученого, цель которого исследовать эту ту или иную проблему с разных сторон.
Хотелось бы понять, что показалось опасным священнику С. Штурбабину в обращении научной конференции в Саратове «Культура в системе нового космического мировоззрения» к вопросам изучения культуры родного края, мифов, легенд, сказаний народов проживающих на территории саратовского региона. Манипулирование в статье Штурбабиным словами, рассуждениями о науке, философии и т.п., создает впечатление, что священник хорошо образован, много знает и понимает. Но читателю следует учесть, что именно религиозная позиция в основе своей догматична и не способна объективно оценивать научные интересы? В краеведческом музее Саратова хранятся исторические документы о калмыцком хане Аюке-Мончак и о времени его правления, и это не миф, как пытается представить С. Штурбабин, и неплохо было бы ему сходить в музей и познакомиться с этими достоверными историческими фактами, чтобы и самому успокоить свои сомнения.
Если позицию священника понять можно, то совершенно непонятна попустительская позиция культурной общественности. Никакой реакции со стороны общества на эту возмутительную статью не было. Неужели современное просвещенное общество допустит, чтобы такие ограниченные церковными догматами священники, как С.Штурбабин, которые выступают не менее как от лица Церкви, определяли направления развития науки и рекомендовали какими проблемами ей следует заниматься, а какими нет?
Что касается того, что некоторые рериховцы исповедуют христианство, то конституционные права нашего государства не запрещают гражданам свободы вероисповедания. Среди рериховцев есть верующие люди разных конфессий - христиане, буддисты, мусульмане и т.д. и даже атеисты, но это не мешает этим людям объединяться в сфере своих культурных и научных интересов, что еще раз доказывает, что рериховское общество не религиозное общество, но не запрещает при этом членам общества иметь религиозные убеждения каких-то традиционных религий.
Несмотря ни на что, вся программа форума "Как охраним живую ткань Культуры?"прошла в полном объеме.
На форуме встретились представители научной и культурной общественности и рериховского движения из 14 городов России, стран СНГ и Евросоюза: Москвы, Санкт-Петербурга, Таллинна, Бишкека, Казани, Екатеринбурга, Перми, Тулы, Тамбова, Пензы, Заречного, Саратова, Энгельса и Хвалынска.
Участники форума: ученые, деятели культуры, представители государственных и общественных организаций из разных городов России, стран СНГ, Евросоюза.
Материалы, представленные участниками конференции, касались самых разнообразных научных проблем. Это и вопросы, касающиеся формирования основ нового космического мировоззрения, и исследование творчества Н.К. Рериха, Е.П. Блаватской, которая свои детские годы провела в Саратове. Исследование творчества местных художников П.В. Кузнецова, А.П.Боголюбова, К.С.Петрова-Водкина, это вопросы связанные с воспитанием и образованием подрастающего поколения, раскрытием творческих способностей личности, проблемы охранения местных памятников культуры, в частности исчезающих и разрушающихся католических храмов на территории саратовского региона. Это исследование культуры древней Руси, древней Индии, освещение некоторых аспектов культуры кыргызского народа с точки зрения единства и многообразия культур Востока и Запада и многие другие аспекты.
30 июня. Саратов. Берега великой русской реки Волги. Гости форума познакомились с панорамой Саратова с самой высокой точки города.
«Уже ради одного этого вида стоило приехать в Саратов!» - сорвалось с чьих-то уст. Взору открылись бескрайние просторы волжских далей, трехкилометровый мост, соединяющий Саратов с левобережным городом Энгельсом и самое узкое место на Волге - место древнейшей переправы, наслоения множества культурных слоев и пристанище одного из первых и крупнейших городов Золотой Орды Увека - всемирно известного археологического памятника средневековой культуры народов Поволжья.
В Саратове участники форума познакомились с городом, Радищевским музеем, в котором хранятся 5 картин Н.К.Рериха, посетили памятные места, связанные с детскими годами Е.П. Блаватской.
Радищевский музей.
На этом месте находился дом деда Е.П. Блаватской, А.М. Фадеева, назначенного в 1839 году губернатором Саратова.
Рядом с этим парком находилась дача А.М. Фадеева, где прошли детские годы Е.П. Блаватской.
1 июля. Дом Знаний. Звучные аккорды концерта Рахманинова, яркие радостные краски Индии, на рисунках пензенских детей, победителей конкурса «Индия глазами детей», манящие образы космических глубин на детских рисунках членов Детского научного сообщества при Тульском государственном планетарии и завораживающие своей необычностью абстрактные композиции с причудливыми переплетениями ритма, цвета и линий на батиках и гобеленах расписанных и сотканных руками студентов Саратовского государственного технического университета. И над всей этой прекрасной симфонией звука и цвета развивается Знамя Мира. Вот та атмосфера, в которой прошло открытие форума и общественно-научной конференции «Культура в системе нового космического мировоззрения».
Рисунки членов Детского научного сообщества при Тульском государственном планетарии.
На пленарном заседании конференции участниками с интересом был встречен доклад Л.В. Шапошниковой, академика РАЕН и РАКЦ имени К.Э.Циолковского, заслуженного деятеля искусств РФ «Н.К. Рерих как мыслитель и историк культуры». Об эволюционном значении культуры в своем выступлении говорил
М.Н. Чирятьев, советник РАЕН, член-корреспондент МАНЭБ, вице-президент Международной лиги защиты культуры, почетный председатель СПб отделения Международного Центра Рерихов.
Выступление М.Н. Чирятьева
О необходимости защищать культуру сознания человека в пространстве информационных войн в своем выступлении подчеркнула О.А. Уроженко, профессор кафедры истории искусств Уральского государственного университета имени А.М. Горького, председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха. О возрождении и развитии Эстонского общества Рериха, которое на своем новом витке уже прошло двадцатилетний путь, в своем выступлении рассказывала К.А. Молчанова председатель Эстонского общества Рериха, член Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха.
Об обосновании философии сердца в русской мысли Григорием Сковородой говорил А.А. Лебеденко, зам. руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления МЦР. В пленарном заседании приняли участие и молодые саратовские ученые, доценты кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета, кандидат культурологии А.А. Куксгаузен, которая проанализировала роль женского начала в формировании космического мировоззрения и о детских годах Е.П. Блаватской, которые прошли в Саратове, рассказала кандидат культурологии М.В. Ладухина.
В течение всей работы конференции прозвучало много интересных докладов, в которых саратовские ученые и гости поделились множеством интересных идей и мыслей. Выступления перекликались и дополняли друг друга. В рамках программы форума проходил круглый стол «Вдохновенные магниты культуры. Охранение Культуры – нравственная миссия каждого человека Земли», на котором были представлены содержательные выступления рериховцев: КупавыТ.С. (Таллинн), Поповой Т.И. (Тамбов), Вороновой Л.С. (Пермь), Салычева А.В.(Пенза). Как крик души прозвучало выступление Дмитриева Степана, молодого исследователя из Энгельса, который рассказал о большом количестве уничтоженных католических храмов на территории Поволжья и о необходимости принятия срочных мер по сохранению оставшихся храмов. Руководитель отдела по связям с Рериховским движением МЦР Синенко С.П. провела очень интересную презентацию сборников «Защитим имя и наследие Рерихов», журнала «Культура и время» и книги «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Педагогическая гостиная.
В программе форума прошла педагогическая гостиная «Проблемы единства творчества и профессионализма в воспитании и образовании Человека Будущего», где преподаватели школ, колледжей и вузов поделились опытом своей работы. В завершение педагогической гостиной со своими творческими коллекциями одежды участников форума познакомили студенты кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета и художник-дизайнер Чолпон Аламанова из Бишкека (Кыргызстан). При создании этих коллекций источником вдохновения для художников явилось народное творчество.
Коллекция "Янтарный берег", Л. Митюшкина, студентка СГТУ
Коллекция "Щедрик" Н. Петухова, студентка СГТУ
Коллекция дизайнера Чолпон Аламановой (Бишкек)
2 июля конференция продолжила свою работу. На секционном заседании «Артефакты геокультурного пространства: от мифологемы к космизму» прозвучал доклад об истории формирования космического мировоззрения Трояновой Е.В., культуролога, ответственного секретаря Международного Совета Рериховских организаций им. С.Н. Рериха. Кутманалиева Д.А., руководитель Центра гуманной педагогики города Бишкека, проанализировала некоторые аспекты культуры кыргызского народа с точки зрения единства и многообразия культур Востока и Запада. Свои исследования по Ведической культуре «Следы Ариев в русской культуре» представил кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета Трунев С.И. Интересные материалы по исследованию творчества П.В. Кузнецова представил аспирант Российского государственного гуманитарного университета Сорокин И.В. (Москва). О ценностных ориентирах в творчестве А.П. Боголюбова говорила Манжос Н.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Пединститута Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.
Саратовские ученые поделились своими исследованиями геокультурного пространства Поволжья и подарили участникам форума мифопоэтический атлас «Саратовское озеро», в котором представлены материалы по исследованию мифов, легенд, историко-географических особенностей местности и их влияния на формирование культурно-символического пространства региона.
Второй день конференции обогатился знакомством с Энгельсским краеведческим музеем и его интереснейшей экспозиции «Археология и Космос», где в небольшом помещении представлена история развития космического мировоззрения от древнейших времен до полета человека в Космос.
Недалеко от Энгельса участники форума посетили место посадки первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина, которому в 2009 году исполнилось бы 75 лет. Научные доклады на конференции, экскурсии, вдохновенные научные импровизации, возникавшие в ходе общения единомышленников, все объединяло людей, когда сердца и мысли звучат в унисон, усиливая звучание уникального пространства Саратовского края.
3 июля. Особое впечатление на участников форума произвели достопримечательности, музеи и природа Хвалынского края.
Хвалынск – утонченное чистое пространство, где Небо нисходит на Землю, отражаясь в водной глади могучей Волги, сливаясь в едином многоцветном звучании с космической лазурью. «Кто хочет понять, что такое космизм, должен приехать в Хвалынск», - отметили многие.
В.И. Бородина, заведующая Хвалынским художественно-мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина, заслуженный работник культуры РФ
Яркие впечатления произвели Хвалынский художественно-мемориальный музей и дом-музей К.С. Петрова-Водкина, изначально основанные и бережно сохраняемые подвижницей, хранительницей Культуры, заведующей Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина, заслуженным работником культуры РФ В.И. Бородиной. Радушная хозяйка провела для участников форума интересную экскурсию по музеям.
Дом-музей К.С. Петрова-Водкина
Здесь же прошел круглый стол «Рериховское движение в защиту наследия Рерихов и МЦР: от теории к практике, от рассуждений к действию» на котором участники форума поделились своим опытом работы.
В.И. Бородина познакомила нас и с окрестностями города Хвалынска. Особое впечатление на участников форума произвело посещение горы Каланчи, с которой открылась круговая панорама окрестностей Хвалынска.
Хвалынск
Сам Хвалынск как бы находится в чаше, как у Тарковского в фильме «Солярис» - небольшое проявленное пространство среди космической беспредельности. Именно здесь мы приблизились к пониманию «эвклидового пространства» К.С.Петрова-Водкина и поняли, где он обогащался своим уникальным ощущением цвета.
Цвет и свет окружили нас, меняясь каждую минуту. Хотелось взлететь, многие поднимали к небу руки, пытаясь хотя бы мысленно воспарить в эту необыкновенно прекрасную даль, ощущая легкость и радость, которые переполняли сердца от созерцания такой красоты. В завершение этой цветовой симфонии, как заключительный аккорд, сквозь тучи прорвалось огненно-красное солнце – вот почему «Купание красного коня»! У тех участников форума, которые побывали в Индии, возникло впечатление, что окрестности города Хвалынска напоминают Индийские Гималаи. Необычные, явления природы сопровождали все дни работы форума – это и закат над Саратовом, и «небесный бой» грозовых туч и радуга, один конец которой упирался в дорогу, по которой мчался наш автобус.
4 июля - второй день работы форума в Хвалынске. В Доме культуры на площади Победы города Хвалынска в торжественной обстановке продолжила свою работу конференция форума. На секционном заседании «Культура как основа развития космического мышления» прозвучал доклад Синенко С.П. об особенностях современного рериховского движения. Со своими интересными исследованиями участников форума познакомили представители различных рериховских обществ. Купава Т.С., нутрициолог, рассказала о необходимости сохранения человека как носителя культуры (Таллинн). Ю. Кирвес представил свои пережитые впечатления и внутренне осмысленные размышления по проблеме «Культура и цивилизация» (Таллинн). О значении Культуры в космической эволюции человека говорил Зимин А.Г. (Тула). Хоменок Л.В., кандидат педагогических наук, председатель Рериховского общества г. Пензы представила доклад «На пути к космическому творчеству». Зайцева И.И. представила исследования по символике космизма в ткачестве русского орнамента (Казань). Свои исследования по развитию идей космизма в искусстве представили саратовские ученые - Гуменская О.М., кандидат педагогических наук, доцент Института дополнительного образования Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и доценты кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета Ососкова Н.М., кандидат философских наук и КирюшкинаВ.В., кандидат исторических наук. Большой интерес у участников форума вызвал доклад В.И.Бородиной «Планетарно – органическая картина мира К.С. Петрова-Водкина», в котором были использовались материалы из архива Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина.
К публикации готовятся материалы форума и с ними можно будет познакомиться в полном объеме.
Стремительно пролетели четыре дня напряженной работы. Прошло много интересных встреч с культурной и научной общественностью Саратова, Энгельса и Хвалынска.
Завершился форум экскурсией по Хвалынскому «Национальному парку», уникальному заповеднику, дну древнейшего моря и костром дружбы на берегу Волги.
Дни форума пронеслись, как одно мгновение… Нет, не пронеслись - остались в памяти, как яркая, незабываемая вспышка молнии, прорвавшаяся сквозь мглу настоящего и озарившая всех светом грядущей Эпохи. Вспышка молнии – мельчайшее временное мгновение, но какая глубина и наполненность.
Саратов, Энгельс, Хвалынск… По этой восходящей спирали развивалась вдохновенная творческая работа Саратовского форума, который, мы надеемся, не оставил равнодушным сердце ни одного из его участников и гостей. В чем тайна вашей уникальности? Чья незримая рука и когда заложила магниты? Провинция, окраина великой империи. Почему именно здесь по преданиям хранился Священный Камень и родился русский живописный символизм? Почему здесь столько всего «первого»: первая публичная библиотека, первый в провинции общедоступный художественный музей, первый в России «бесплатный для детей пролетариата и крестьян драматический театр», первый в мире стационарный цирк, первая в провинции консерватория. И наконец, Саратовская земля первая соединила Небо и Землю, притянув своим незримым магнитом человека, сознание которого впервые обогатилось и преобразилось энергиями Магнита Космического. Космос – это источник всех творческих эволюционных продвижений человечества - дважды посылал на Саратовскую землю свою весть - сюда не запланировано приземлились два первых советских космонавта Ю.А. Гагарин и Г.С. Титов.
Разгадать тайну далекого, возможно даже доисторического, прошлого участникам форума так и не удалось, но удалось прочувствовать мощные наслоения прошлого, которые проходя сквозь время, слагают основания будущей Культуры.
Мы верим, что зерна будущего сотрудничества, заложенные на Саратовской земле, дадут свои богатые всходы, и мы еще не раз соберемся вместе ради созидания великой Культуры Грядущей Эпохи Матери Мира.