Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х годов

Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х годов

Сообщение Rinchen »

В теме “Синтез знаний о человеке и мире – направление науки будущего” Valentina высказала замечательную идею собрать материал, в котором используется синтетический подход к исследованию проблем, связанных с развитием науки будущего. Я решил открыть новую тему. Но прежде, чем развивать ее, хотелось бы сказать вот что...
В 1898-1899 в журнале "Искусство и художественная промышленность" была опубликована лекция художника Н.К.Рериха: "Художественная техника в применении к археологии". Этот замечательный материал (лекция), который был прочитан автором в Импер. Археологическом институте, послужит основой и отправной точкой моих мыслей. Именно художественные работы Т.Г.Шевченко в период Аральской экспедиции, представляют большую познавательную и научную ценность и являют собой, ярчайший пример синтеза науки и искусства.
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Сообщение Екатерина »

Rinchen
Вы хотите в этой теме обменяться мнениями по поводу этих исследований?
Тогда дайте, пожалуйста, какие-нибудь ссылки, где можно о нем почитать. Потому что лично я, например, с данным исследованием не знакома. Что в нем было такого уникального?
Stoneman
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 20:21

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Сообщение Stoneman »

Вот, вот, а то я тоже хотел попросить ознакомиться с работой. Заинтриговал и в кусты? Не выйдет. Мы на посту. :-)
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Сообщение Rinchen »

Екатерина писал(а): Rinchen
Вы хотите в этой теме обменяться мнениями по поводу этих исследований?
Тогда дайте, пожалуйста, какие-нибудь ссылки, где можно о нем почитать. Потому что лично я, например, с данным исследованием не знакома. Что в нем было такого уникального?
Екатерина, я сам с подобным исследованием не знаком. Не удивлюсь, если таких работ в научном мире нет. Специфическая тема, которую я открыл, требует большого научного исследования, а поставленная проблема далека еще от должного масштаба и решения. Все это связано, на мой взгляд, с тем, что исследование наталкивает руководствоваться не столько строгой традиционной методологией, а сколько искать особых подходов.

Изображение
Рисунок Тараса Шевченко, 1848 г.

Возможно, поставленный вопрос станет еще более актуальным, если вспомнить, что на днях генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, в ходе визита в Узбекистан, назвал обмеление Аральского моря одним из самых шокирующих экологических бедствий планеты.

Р.S
Название рисунка установленно на основании записи дневника Бутакова: «Бай-Губек — единственный мыс, выдающийся в море далее прочих... На нем две небольшие бухточки глубиною около 4 саж. с песчаным грунтом: одна выходит на OSO, а другая на S. Первая замечательна тем, что белый известняк у горизонта воды весь облит икрою — по-видимому, весною рыба мечет тут икру и набивается туда в неимоверном множестве («Дневные записки плавання А. И. Бутакова по Аральскому морю в 1848 — 1849 гг.», Ташкент, 1953, стор. 21)

БАЙГУБЕК - мыс на западном берегу Аральского моря, место стоянки шхуны "Константин" 20 августа 1848 г.
"...Утесы Усть-урта, разнообрязясь беспорядочным размещением и разноцветностью слоев каменистых пород, производили при солнечном освещении какой-то волшебный вид с моря. Взор обманывался невольно, и на этих пустынных берегах рисовались храмы, башни, шатры, колонны и прочее..." (А. Макшеев)
Т. Шевченко выполнил акварели и зарисовки этих мест, участвовал в их обследовании.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Сообщение Rinchen »

Изображение

Экспедиционный метод познания Т.Г.Шевченко, в разные периоды его жизни, оставил нам ценнейшие материалы по самым различным отраслям науки: по истории и археологии, по ботанике и зоологии, по географии, этнографии и исторической географии, по истории литературы и искусства. Его исследования и описания Украины, России, Средней Азии не утратили своего большого научного значения и до настоящего времени. К сожалению, полностью они еще не изучены и многие из них мало известны широкой общественности.
Большое научное значение имела исследовательская деятельность Шевченко и на Украине в 40-х годах. Эта сторона деятельности Шевченко также очень мало изучена. Известно, что поэт описывал и зарисовывал памятники украинской старины, участвовал при раскопках могилы Перепетихи (близ Василькова, бывш. Киевской губернии), запечатлел на полотне исторические памятники в деревне Секуни и в Вербках.
Он глубоко интересовался историей родной страны и народа и даже намеревался написать большой труд по истории Украины, собрав для этой цели огромный исторический материал. К сожалению, почти весь этот материал погиб при аресте поэта. По свидетельству Белозерского, «тогда-то погибла масса писем Шевченко, книг с надписями, рукописей и драгоценного исторического и этнографического материала, сожженного и закопанного в землю»
1 марта 1881 р. на торжественном заседании Исторического общества Нестора-Летописца при Киевском университете св. Владимира, посвященному 20-ти годам со дня смерти Тараса Шевченка В. Б. Антонович выступил с докладом, который имел название «Произведения Шевченка, содержание которых составляет исторические события» где отметил:
В деятельности Т. Г. Шевченка несомненно более всего интересна для Исторического общества Нестора-летописца та часть его произведений, которая представляет воспроизведение исторических событий. С этими произведениями случилось то же, что бывает с историческими произведениями всех талантливых писателей и поэтов, избравших темою своих сочинений исторические сюжеты. Публика образованная, но не занимавшаяся специально исторической наукой, увлекаясь художественным воспроизведением минувшей жизни, чувствуя верность обрисовки исторической эпохи, воспроизведенной художником, принимала его произведения как исторический материал и, под влиянием общей исторической картины быта, считала и подробности быта, и подробности образов исторически верными, не заботилась о критической проверке отдельных более или менее крупных фактов. Такое отношение публики тем естественнее, что поэт воспроизводил нередко эпизоды не только в его время, но и поныне почти не разработанные наукой.
И далее В. Антонович высказывает интересную мысль:
...данные художнику от природы дарования указывают его деятельности иной путь, не менее плодотворный в восстановлении бытовой истории народа соединением черт в высокой степени существенных, но недоступных историку и критику и истекающих лишь из чуткой наблюдательности и могучего творчества самого поэта. Поэт воспроизводит живой и цельный образ эпохи, оживляет и выводит перед взором читателя отдельные лица, целые поколения; в творчестве его воскресают эпохи и народы с их телом и душой, с их чувствами и помышлениями.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Сообщение Rinchen »

Изображение
Т.Г.Шевченко.Пожар в степи 1848 год

В начале темы я говорил, что художественные работы Т.Г.Шевченко в период Аральской экспедиции, представляют большую познавательную ценность, являя собой, ярчайший пример синтеза науки и искусства. Поэт понимал великое значение науки для познания действительности, не сомневаясь в способности человека познать мир. Он стремился проникнуть в сущность явлений, уловить их типичные черты (часто не видимые обычному глазу), понять связь и закономерность их развития.
Его девизом, не потерявшим значение для ученых и художников и наших дней, был прогрессивный принцип "не копируй, а всматривайся" Шевченко претворял эти слова в своей деятельности художника и поэта, сделал их принципом научного исследования. Решая основной вопрос философии, поэт пришел к выводу, что источником искусства является Красота и Высший-божественный мир. Как проницательный философ, он характеризует глубокое понимание познавательного значения искусства. В своей повести “Прогулки с удовольствием и не без морали” поэт отмечает:
Высокое искусство (как я думаю) сильнее, нежели сама природа. В истинно художественном произведении есть что-то обаятельное, прекраснее самой природы, — это возвышенная душа художника, это божественное творчество. Зато бывают в природе такие чудные явления, перед которыми поэт-художник падает ниц и только благодарит творца за сладкие, душу чарующие мгновения. Какая же непостижимая Божественная тайна скрыта в этом деле руки человека, в этом Божественном искусстве? Творчеством называется эта великая Божественная тайна, и /.../ завидный жребий великого поэта, великого художника» («Прогулка с удовольствием и не без морали»)
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Сообщение Rinchen »

«Осознание Красоты спасет мир» – смысл этой фразы Н.К.Рериха с каждым днем делается все боле объемным и ощутимым. Исчезновение Аральского моря - одна из самых серьёзных экологических катастроф мирового масштаба. К такому выводу пришёл Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, когда своими глазами увидел пустыню вместо моря. Живая Этика утверждает:
Явление омертвления Земли дошло до крайнего предела. Считаем нужны крайние меры, чтобы дух снова проснулся. Улыбками не достичь Учения. Появление пустынь давно ознаменовало начало дикости. Знаки были даны давно и дано было время одуматься. Явление Указов было, но никто не прислушался. Община, 28
По словам Пан Ги Муна, забота об экологии Арала - общая задача и стран региона, и государств мира. Он поддержал деятельность международного фонда по спасению Аральского моря, созданного по инициативе пяти центральноазиатских государств. Генеральный секретарь пообещал, что ООН окажет этому проекту всю необходимую техническую и экспертную поддержку. Полный репортаж по этой проблеме можно послушать на радио ООН: Глава ООН потрясён состоянием Аральского моря
... До 1848 года Аральское море изображалось на картах только по рекогносцировкам, произведенным в некоторых местах, по поверхностным маршрутным съемкам на западном берегу и, главное, по собранным от киргизов распросным сведениям... В 1847 году перевезли для описи Аральского моря разобранную шхуну "Николай"..., она успела в то лето сделать только съемку части восточного берега на семьдесят верст к югу от Сырдарьи, с прилегающими островами и части острова Кугарала. В первую половину лета 1848 года гг. Акишев и Голов... произвели на шхуне "Николай" планшетную съемку всего северного берега, от устьев Сыра до Кумсуата. В начале 1848 года я имел честь быть назначен начальником описной экспедиции Аральского моря... (А. Бутаков).
Первое полное научное изучение и описание дотоле неведомого моря было осуществлено именно экспедицией А. Бутакова 1848-1849 гг. Т. Шевченко участвовал в ней от начала и до конца,впервые в истории запечатлев Арал, его острова и берега в обширной серии акварелей, карандашных рисунков и множестве эскизных набросков с натуры...
Насколько прекрасные акварельные работы Т.Г.Шевченко смогут стать актуальными и важными в наше время? Насколько помогут человечеству подойти ближе к осознанию красоты? Ведь в свое время поэт сказал: "Если бы красота во всех ее образах хотя бы на половину человечества имела свое благотворное влияние, тогда бы быстро приблизились мы к совершенству..."
Последний раз редактировалось Rinchen 07 апр 2010, 23:33, всего редактировалось 2 раза.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Сообщение Rinchen »

/*Буквально коротко о самой экспедиции*/

Вместе с русскими учеными Шевченко принимал участие в экспедиции, исследовавшей Аральское море. Руководитель экспедиции капитан-лейтенант АИ. Батуков включил в состав экспедиции Тараса Григорьевича как художника, который с радостью принял предложение. Экспедиция продолжалась два года (с перерывом) - 1848 и 1849. Ученые совершили путь из Орска до Райма по берегу реки Сыр-Дарьи и далее до Кос-Арала, а оттуда по Аральскому морю. В состав экспедиции входили: знаменитый ученый-мореплаватель A. И. Бутаков, исследователь А. И. Макшеев, топографы Рыбин и Христофоров. Для того времени это было крупное научно-исследовательское мероприятие. В распоряжении экспедиции находилась флотилия кораблей, тысяча вьючных верблюдов, три тысячи повозок. 19 июня 1848 года караван экспедиции прибыл в Раимское укрепление, где была собрана и спущена в Аральское море шхуна «Константин». В конце сентября 1848 года она бросила якорь в форте «Кос-Арал» на северо-восточном берегу Аральского моря. Эта местность, где зимовала экспедиция, представляла собой трущобу из камышовых построек, кругом шумели холодные степные ветры. Здесь родились многие новые стихи и рисунки Тараса Григорьевича.
Исследователи измеряли морские глубины, определяли степень судоходности рек, устанавливали астрономические пункты, производили съемку и описание берегов, растительности, коллекционировали образцы горных пород, измеряли углы залегания и толщину пластов, занимались поисками полезных ископаемых. Экспедиция составила первую карту Аральского моря, открыла на нем новые острова. 6 ноября 1849 года экспедиция вернулась в Оренбург и привезла богатый материал о природе и особенностях Аральского моря. Чрезвычайно ценными оказались выполненные Шевченко точные картины северо-восточных берегов Аральского моря. По ходатайству командира экспедиции ему разрешили остаться в Оренбурге для окончательной художественной отделки альбома с рисунками и перенесения гидрографических данных на карту (согласно рапорту по начальству). Путевые очерки ученого-мореплавателя Бутакова печатались в «Отечественных записках» и были высоко оценены в научном мире. Работы Аральской экспедиции стали известны за пределами России и получили широкое признание в Европе. За эти работы Бутаков был избран почетным членом Берлинского географического общества, получил медаль от Лондонского «Королевского географического общества». Но, как указал член экспедиции, научный сотрудник А. Макшеев:
«...остается одна работа, почти неизвестная, а между тем, заслуживающая внимания. Я говорю о прекрасном акварельном альбоме Аральского моря Т. Шевченко» (А. И. Макшеев. Описание Аральского моря. «Записки Русского географического об-ва», кн. 5. СПб., 1851.)
РАИМСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ (Раим) - укрепление близ р.Сырдарьи. Основанное в 1847 г., оно просуществовало, впоследствии получив наименование Аральского, до 1854-го, когда и было ликвидировано. Первоначальное название получило по имени батыря Раима, остатки абы которого вошли в черту укрепления.

СЫРДАРЬЯ
- река в Средней Азии. Образуется слиянием рр. Нарына и Карадарьи в пределах Ферганской котловины; по выходе из гор течет по восточной окраине Кызылкума; впадает в Аральское море. Длина реки - 2212 км.

КОСАРАЛ - остров в северо-восточной части Аральского моря. "Косарал, по русски прибавляющийся остров, прикрывает Сырдарью с моря и огибается с двух сторон устьями этой реки, из которой южное совершенно обмелело и заросло камышом и кугою. Главное же русло северного устья находится между Косаральскою косою и ближайшими к ней островами; фарватер идет здесь у самого берега косы... Для прикрытия <рыболовной> ватаги и морских судов... был устроен форт с гарнизоном в 50 или 60 человек из числа раимских солдат... Устройство форта поразило меня своею оригинальностью. Гарнизонный инженер, разбивавший его, рассчитав линию огня по числу гарнизона, придал форту фигуру треугольника, которого каждый бок имел 20 сажен длины; тем не менее все постройки он поместил внутри форта..." (А. Макшеев). Т. Шевченко впервые побывал на Косарале в конце июля 1848 г. Во время зимовки Аральской описной экспедиции он жил тут с 26 сентября 1848 до конца января 1849 гг., когда отправился в Раим. На Косарал художник экспедиции вернулся в апреле 1849 г. и пробыл здесь до выхода в новое плавание (6 мая). 29 июня того года шхуна "Константин" снова заходила на этот остров; экипаж оставался на нем по 19-е июля. В последний раз Шевченко вместе с другими участниками экспедиции оказался на острове 22 сентября в связи с окончанием плавания. Отсюда начался путь его, через Раимское укрепление, в Оренбург. Косарал явился настоящей "творческой мастерской" поэта-художника. На острове им выполнены многие акварели ("Шхуны возле форта Косарал", "Лунная ночь на Косарале", "Казахская стоянка на Косарале"), сепии, карандашные рисунки, наброски, создана значительная часть аральского цикла поэтических произведений - поэм и стихотворений.
Последний раз редактировалось Rinchen 09 апр 2010, 20:48, всего редактировалось 1 раз.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Сообщение Rinchen »

Участник Аральских экспедиций 1848 и 1849 гг., Т. Шевченко был среди первых исследователей дельты Амударьи (Оксус древних) - реки в Средней Азии, которая образуется слиянием рек Пянджа и Вахша и впадает в Аральское море. Ее протяженность - 1415 километров. В бассейне реки располагались древние государства Средней Азии - Хорезм (в устье реки), Согдиана и Бактрия (в её среднем и верхнем течении), которая была известна ещё со времени античной древности. Вообще, с этой рекой связанно много интересного. Начинается все с 1713 года, когда посланец мангышлакских туркмен Ходжа Нефес добрался в Петербург к Царю Петру I и изложил ему замечательное предложение: в далекой стране, о которой Россия ничего не знает, протекает через пустыню могучая река Амударья. Раньше она текла в Каспий, а теперь течет в Аральское море. Если реку снова повернуть в Каспий, то русские смогут по воде проехать водным путем из Волги (через Каспий) вверх по Амадурье к истокам Инда. В мае 1714 г. Петр I приказал капитан-поручику гвардейского Преображенского полка А. Бековичу-Черкасскому составить новую карту восточного берега Каспийского моря и точно обозначить на ней местонахождение устья Амударьи (по предположению большинства географов той эпохи, она впадала в Каспий. Сведения об Аральском море и низовьях Амударьи с древнейших времен до XVII века ) И уже 1 сентября 1714 г. посланец доложил из Астрахани, что он
“…осведомился чрез жителей астраханских о реке Дарье - откуда течет, где падает устьем. Сыскал таких людей, которые знают оную реку, называют Амударья, сказывают, что немалая река, берется вершиной от Индии, течет Бухарскою землею и Хивинскою, падает в озеро названием Аральское море, которое имеет расстояние от Каспийского моря 14 дней ходу; иные сказывают, будто малый проток есть из озера в море Каспийское, токмо такого человека нет, который видел”.
Это было первое сообщение о том, что Амударья впадает не в Каспий. В нем содержались сведения и о том, где на самом деле находится ее русло…
Интересно, что в 40-х годах прошлого века выдающийся индийский санскритолог и исследователь Центральной Азии, ученик академика Федора Щербатского и соратник Юрия Рериха, Махапандит Рахул Санкритьяяна опубликовал книгу на языке хинди под названием "От Волги до Ганга". Как подтверждают исследования индийских ученых, две эти реки были непосредственно связаны друг с другом две тысячи лет тому назад, причем этот торговый и культурный путь соединял народы, взращенные священным Гангом, с народами, проживающими на берегах могучей Волги, или, как теперь говорит, Поволжья. Этот путь проходил не через моря и океаны, а следовал, главным образом, по суше и речным маршрутам. Описание этого пути находятся в сочинениях классических древних писателей, которые побывали в Индии с Александром Македонским или после него. Часть этого маршрута, проходившая через Северную Индию – от города Паталипутры (современное название Патна, штат Бихар) на берегу Ганга до Таксилы на северо-западе, протяженностью около 1 600 километров, – описана Мегасфеном, древнегреческим послом при дворе индийских правителей Маурьев. Из Таксилы этот путь вел прямо в Бактры (Балх), в то время крупнейший международный торговый центр, где сходились караванные пути из разных районов Азии и Европы. Один из этих путей приводил к левому берегу реки Икарус, притоку Аму-Дарьи, или Окса. Затем купцы плыли по Аму-Дарье до Каспийского моря, пересекали его и через речные пути, огибавшие Кавказский хребет, доставляли товары к портам Черного моря или непосредственно в Поволжье. Исследования и споры о том, как пролегал маршрут ведутся до сих пор, но вот шелк, специи, чай и драгоценности, текстиль, а так же другие предметы индийского происхождения постоянно обнаруживают археологи во время раскопок в Южной России, в особенности на Кубани…
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х г

Сообщение Rinchen »

Изображение
Джангис-агач. 1848. Бумага, акварель.

Связанные с жангиз-агаш (что означает «одинокое дерево») казахские народные предания и обычаи отразились в стихотворении Шевченко «У бога за дверми лежала сокира».

Одним-єдине при долині
В степу край дороги
Стоїть дерево високе,
Покинуте Богом.
Покинуте сокирою,
Огнем непалиме,
Шепочеться з долиною
О давній годині.
І кайзаки не минають
Дерева святого.
На долину заїзжають,
Дивуються з його
І моляться, і жертвами
Дерево благають,
Щоб парости розпустило
У їх біднім краї.

Замысел произведения, скорей всего, возник, когда Шевченко в составе Аральской описательной экспедиции делал переход от Орськой крепости к Раимському укреплению и в степи увидел роскошное зеленое дерево. Встреча с этим деревом описана также в его повести «Близнецы»:
По обыкновению транспорт снялся с восходом солнца, только [я] не по обыкновению остался в арьергарде. Орь осталася вправо, степь принимала по-прежнему свой однообразный, скучный вид. В половине перехода я заметил: люди начали отделяться от транспорта, кто на коне, а кто пешком. И все в одном направлений. Я спросил о причине у ехавшего около меня башкирского тюря, и он сказал мне, указывая нагайкою на темную точку: «Мана аулья агач» (здесь святое дерево). Это слово меня изумило. Как? В этой мертвой пустыне дерево? И уж, конечно, коли оно существует, так должно быть святое. За толпою любопытных и я пустил своего воронка. Действительно, верстах в двух от дороги, в ложбине, зеленело тополевое старое дерево. Я застал уже вокруг него порядочную [толпу], с удивлением и даже (так мне казалося) с благоговением смотревшую на зеленую гостью пустыни. Вокруг дерева и на ветках его навешано набожными киргизами кусочки разноцветных материй, ленточки, пасма крашеных лошадиных волос, и самая богатая жертва — это шкура дикой кошки, крепко привязанная к ветке. Глядя на все это, я почувствовал уважение к дикарям за их невинные жертвоприношення. Я последний уехал от дерева и долго еще оглядывался, как бы не веря виденному мною чуду. Я оглянулся еще раз и остановил коня, чтобы в последний раз полюбоваться на обоготворенного зеленого великана пустыни (Шевченко Тарас. Повне зібр. творів: У 6 т. — К., 1963. — Т. 4. — С. 108 — 109).
Про это дерево так же рассказывает учасник экспедиции Макшеев:
26-го мая, не доходя несколько верст до Кара-Бутака, мы увидели влево от транспортной дороги джан-гыс-агач, одно дерево, и поскакали к нему. Это единственное на всем пути от Орска до Раима дерево было осокор, толщиною у корня сажени в две в обхвате и вышиною сажен в пять. На нем было гнездо — тальги, птицы из породы орлов. Киргизы считали это дерево священным, аулие, и украшали его... (А. Макшеев, Путешествия по киргизским степям и Туркестанскому краю, СПб., 1896, стор. 31).
Мудрая казахская пословица гласит: «Сын, не знающий своих семерых предков – непутевый; народ, не знающий своих прошлых семи веков – без будущего».
Ответить

Вернуться в «Наука и новое космическое мышление»