Единство культуры человечества

Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Valentina »

Елена В., спасибо Вам за цитату, которую Вы привели в другой теме "Энергии Космоса - какие они?". Она уместно дополняет рассуждения и в данной теме.
Елена В.: Но ведь материя и энергия едины. Об этом можно прочитать у Елены Ивановны в Космологических Записях:
Для современного физика двигательная сила (энергия) есть материя. Человек воспринимает материю, ибо восприятие это есть ответ его чувств, ощущений на вибрацию энергии. Энергия есть единая существующая Реальность Все восприятия чувств являются исключительно следствиями энергий. Энергия и Материя - эквивалентные термины.( У порога Нового Мира.М., 2000, с.251)
Физическая материя - это тоже энергия только другого более грубого уровня вибраций.
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Единство культуры человечества

Сообщение loraZ »

• «Понятие Жэнь было введено Конфуцием и в «Чжун юне» («Рассуждения о соблюдении срединного пути») отождествлено им с самим человеком, т.е. понималось как осн. человеч. качество.

• «Гуманный человек, согласно конфуцианству, должен обладать многими положит. качествами: мудростью ("Не будучи мудрым, как можно быть гуманным", "Луньюй", V, 18), храбростью, верностью, честностью и прямолинейностью. В отношениях между собой благородные должны проявлять взаимодоверие, взаимопомощь.»

• Мэн-цзы, который в русле своей идеи о врождённой доброте человека трактовал Жэнь как разум (сердце) и считал, что человек, обладающий Жэнь, любит людей и всё сущее, поэтому благородный человек не может не пестовать Жэнь в своём сердце»

(Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. )
• Конфуций выставил положение, что существо Жэнь (человеческого начала) – в "искреннем сочувствии" другим, т.е. в признании другого таким же человеком, и в активном сопереживании с этим другим всего того, что с ним происходит. Это был первый призыв к тому, чтобы во всяком человеке видеть человека.

• Мэн-цзы принадлежит формула: "жэнь (человеческое начало) это – человек; соединяя их вместе, скажем: Путь"; т.е. человеческое в человеке – начало не инертное, но действенное, оно – "путь человека".

(Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.)
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Единство культуры человечества

Сообщение loraZ »

Valentina:
• «В системе идей Тань Сытуна «…» Итай — это импульс развития и реальная основа мира; из него “рождаются миры, возникает пустота и появляется все живое”. Он выступает как условие единства мира «…» Его действие распространяется и на общество, и на космические явления, и на тело человека.»

• «Все характеристики итая распространяются на “гуманность”, приобретая этическую окраску. Через “гуманность” итай и его свойства проецируются на общество и его законы.»
Можно ли это всепроникновение рассматривать по такой схеме:

Всеначальная или психическая энергия – сознание—духовность—и как качество сотрудничество, как бы это сказать, в Космическом его проявлении.
т.е. Космос живет или проявляется сотрудничеством ( взаимодействием) ?

Т.е. Импульс проявления предполагает последующее развитие (?)
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Valentina »

Лора, рассматривать сотрудничество как проявление психической энергии, как действенное начало, человечности, сердечности, гуманности, Итай - очень интересная идея, спасибо. На мой взгляд идея сотрудничества как проявление вселенского закона еще слабо была осмыслена в древних культурах, хотя безусловно и Будда, и Конфуций, и Пифагор и Преподобный Сергий Радонежский направляли своих учеников на уровне сознания тех эпох к такому осмыслению Бытия.

Но понятие сотрудничества, Общины, Сердца, психической энергии глубоко осмысляется в Учении Живой Этики.
Переводя древние понятия на современный язык, я бы следующее высказывание Мэн-цзы, что "человеческое в человеке – начало не инертное, но действенное, оно – "путь человека", дополнила современным научным пониманием, что это есть сущностные основания Культуры, т.е. Культура в своем онтологическом смысле - это действенное человеческое начало в человеке, это то, что делает человека Человеком.

Слова всегда мешают проникнуть в суть явления, но думаю, докопаемся.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Valentina »

Дальнейшие рассуждения наводят на мысль, что возможно понятие "гуманность" в древних культурах - это не просто нравственно-этическое абстрактное понятие, а сопряжено с определенными закономерными космическими процессами, которые поддерживают гармонию во Вселенной. Тонкая организация этих процессов требует такого состояния, что это на человеческом языке соответствует понятию гуманность.
Кто-то из великих ученых ХХ века, проводя ряд экспериментов, изучая ядерные реакции, отметил, что эти эксперименты очень чувствительны к настроению и характеру исследователя, т.е. на результаты таких экспериментов накладывает отпечаток внутреннее состояние исследователя (если кто знает об этом факте, кто так писал, пожалуйста, подскажите, буду очень признательна).
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Valentina »

Как интересно, в разных темах на форуме мы анализируем одни и те же понятия. Спасибо, rigzen, сноска в Вашем сообщении http://www.ivorr.narod.ru/dat/helena_ro ... h_evol.htm хорошо дополняет и эту тему^
От недифференцированной, первозданной энергии произошёл (эволюционировал) эфир". Затем эфирные частицы атомов начали вибрировать; и это вибрационное состояние эфирного океана описано как Вайю или как то, что вибрирует, или движется, или дует. Это состояние чрезвычайного жара, вызвано было притяжением и агрегацией материи. По причине высокой температуры оно иногда описывается, как газообразное состояние материального мира. Потому происхождение жара или тепла, по-санскритски Агни, описывается как третья стадия космической эволюции. Когда этот чрезвычайный жар начинает излучать, и океан газообразной материи охлаждается, газообразное состояние изменяется в жидкое, на санскритском яз[ыке] — это Апах, что означает жидкий. Когда же, при дальнейшем излучении (радиации) жара в пространство, охлаждается и жидкое состояние, то частицы материи появляются в форме плотной массы, которая по-санскритски называется Притхиви, или плотностью. Таким образом, плотная материя ещё больше охлаждается и зародыш жизни начинает проявляться на физическом плане, сначала в форме растений, потом животных, и, наконец, как человек. (См. Таиттирия Упанишад II, 1.)
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Единство культуры человечества

Сообщение loraZ »

Valentina:
«…» я бы следующее высказывание Мэн-цзы, что "человеческое в человеке – начало не инертное, но действенное, оно – "путь человека", дополнила современным научным пониманием, что это есть сущностные основания Культуры, т.е. Культура в своем онтологическом смысле - это действенное человеческое начало в человеке, это то, что делает человека Человеком.
Валентина, спасибо Вам за направление мысли, мне это понятно. Очень существенное и значительное дополнение к понятию Жэнь. Здорово! Я поддерживаю эту точку зрения.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Единство культуры человечества

Сообщение Valentina »

Получается, что Культура в своем онтологическом смысле - это действенное человеческое начало в человеке, это то, что делает человека Человеком и это выявление (отражение) человеком космических законов Бытия.
Значит, Культура выявляет некие космические энергетические процессы. В разных научных направлениях эти закономерности описываются своими методами, но в Культуре по идее должен проявляться синтез таких знаний. Интересно проанализировать это.
Ответить

Вернуться в «Наука и новое космическое мышление»